Стороны пришли к соглашению о проведении этой выставки 10 февраля 2016 года: Государственный Эрмитаж, ГМИИ имени А. С. Пушкина и парижским Фонд Луи Вуттон подписали соответствующий документ и начали готовиться к предстоящей экспозиции.
«Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Сергей Щукин
Дмитрий Мельников. Портрет Сергея Ивановича Щукина. 1915.
Малевич, Родченко, Ларионов, Татлин, Попова, Розанова — 28 художественных работ и коллажей, а также 2 скульптуры предоставлены ГТГ, Музеем современного искусства в Салониках, Городским музеем Амстердама, Музеем Тиссена-Борнемисы, МоМА и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
«Мой кайф — это увидеть и показать собрание Сергея Ивановича в Париже. Я хочу вызвать потрясение публики! Это прекрасная коллекция, ее после революции никто не видел в полном виде!» — говорит внук коллекционера.
Несмотря на ее громкое увольнение в 2014-м году с поста директора Музея Пикассо, который она возглавляла много лет, Бальдассари остается признанным специалистом не только по жизни и творческому наследию Пабло Пикассо, но и большим знатоком живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Именно Анна Бальдассари стала главным куратором выставки и руководителем культурных программ. Также она выступит научным руководителем каталога, который готовится организаторами.
Всего к моменту национализации коллекции в 1918 году в коллекции Щукина насчитывалось 269 произведений. Вплоть до своего отъезда в Европу Сергей Щукин оставался ее директором и экскурсоводом — уж он-то знал историю каждого полотна. Позже коллекция Щукина вместе с коллекцией еще одного купца — Ивана Морозова — вошла в состав Государственного музея новой западной живописи (ГМНЗЖ). В 1948 году музей расформировали, а собрание разделили между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина.
На фото — зал Пикассо в особняке Сергея Щукина, 1913 г.
читайте в нашей рубрике «Арт-досье»
Итак, в Париж, на свою историческую родину, впервые за сто лет приезжают погостить картины великих импрессионистов из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина; уверены — и не только поэтому, — выставку ожидает шумный успех: ее уже называют одним из главнейших арт-событий года в Европе.