Крупный и цельный массив работ из коллекции Сергея Щукина впервые после ее национализации в 1918 г. покинет Россию и будет показан на зарубежной выставке. С 22 октября 2016 г. Париж готовится встречать «Шедевры современного искусства» в Фонде Луи Вуттон (Louis Vuitton). Куратором выступает внук самого Щукина, и зрители увидят беспрецедентное количество работ — 130, поровну предоставленные Эрмитажем и Пушкинским музеем.
В Париж едут полотна Сезанна и Ван Гога, Матисса и Моне, Дерена и Дега, Тулуз-Лотрека и Ренуара. Можно сказать, что цвет французского импрессионизма едет домой — пускай и временно.
Стороны пришли к соглашению о проведении этой выставки 10 февраля 2016 года: Государственный Эрмитаж, ГМИИ имени А. С. Пушкина и парижским Фонд Луи Вуттон подписали соответствующий документ и начали готовиться к предстоящей экспозиции.
Стороны пришли к соглашению о проведении этой выставки 10 февраля 2016 года: Государственный Эрмитаж, ГМИИ имени А. С. Пушкина и парижским Фонд Луи Вуттон подписали соответствующий документ и начали готовиться к предстоящей экспозиции.
Пьеро и Арлекин
1890, 81×102.3 см
«Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Сергей Щукин
Дмитрий Мельников. Портрет Сергея Ивановича Щукина. 1915.
Организаторы намерены продемонстрировать европейской публике пути влияния коллекции Щукина на возникновение в российском искусстве конца ХIХ — начала ХХ века таких течений, как супрематизм
, конструктивизм
и кубофутуризм. Для этого в экспозицию включили 30 знаковых произведений знаковых представителей русского авангарда.
Малевич, Родченко, Ларионов, Татлин, Попова, Розанова — 28 художественных работ и коллажей, а также 2 скульптуры предоставлены ГТГ, Музеем современного искусства в Салониках, Городским музеем Амстердама, Музеем Тиссена-Борнемисы, МоМА и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Малевич, Родченко, Ларионов, Татлин, Попова, Розанова — 28 художественных работ и коллажей, а также 2 скульптуры предоставлены ГТГ, Музеем современного искусства в Салониках, Городским музеем Амстердама, Музеем Тиссена-Борнемисы, МоМА и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Женщина с граблями
1931, 100×75 см
Любопытно, что историческим консультантом будущей выставки стал внук Сергея Щукина — Андре-Марк Делок-Фурко (Andre-Marc Delocque-Fourcaud).
Дело в том, что в 2003 году Делок-Фурко пытался в судебном порядке добиться «признания факта кражи произведений искусства у его семьи в России в 1918 и 1920 годах»; разбирательство было связано с выставкой «Французские мастера» в городском Музее изящных искусств Лос-Анджелеса, где экспонировались полотна из коллекции его деда, Сергея Щукина, находящиеся в собрании ГМИИ им. Пушкина. Сумма иска тогда не уточнялась, однако Делок-Фурко грозился добиваться закрытия выставки. Нынче же он выступил в поддержку проекта.
«Мой кайф — это увидеть и показать собрание Сергея Ивановича в Париже. Я хочу вызвать потрясение публики! Это прекрасная коллекция, ее после революции никто не видел в полном виде!» — говорит внук коллекционера.
«Мой кайф — это увидеть и показать собрание Сергея Ивановича в Париже. Я хочу вызвать потрясение публики! Это прекрасная коллекция, ее после революции никто не видел в полном виде!» — говорит внук коллекционера.
Портрет доктора Рея
1889, 64×53 см
Еще одна знаковая персона, которая примет участие в организации и работе выставочных мероприятий — искусствовед Анна Бальдассари.
Несмотря на ее громкое увольнение в 2014-м году с поста директора Музея Пикассо, который она возглавляла много лет, Бальдассари остается признанным специалистом не только по жизни и творческому наследию Пабло Пикассо, но и большим знатоком живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Именно Анна Бальдассари стала главным куратором выставки и руководителем культурных программ. Также она выступит научным руководителем каталога, который готовится организаторами.
Несмотря на ее громкое увольнение в 2014-м году с поста директора Музея Пикассо, который она возглавляла много лет, Бальдассари остается признанным специалистом не только по жизни и творческому наследию Пабло Пикассо, но и большим знатоком живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Именно Анна Бальдассари стала главным куратором выставки и руководителем культурных программ. Также она выступит научным руководителем каталога, который готовится организаторами.
Клод Моне. «Сирень на солнце». 1873. Из собрания ГМИИ им. Пушкина. С этой картины началось увлечение Сергея Щукина работами импрессионистов.
Вся купеческая семья Щукиных — отец и четверо его сыновей, — были коллекционерами. Сергей Иванович влился в работу семейного дела в 1878 году, а спустя 12 лет возглавил предприятие «И.В. Щукин с сыновьями»: торговый дом специализировался на оптовой торговле мануфактурой. Некоторое время спустя Сергей Щукин начал собирать собственную коллекцию картин, его первыми приобретениями стали пейзажи норвежского художника Фрица Таулова. Страстью начинающего коллекционера становится модерн: он знакомится с творчеством импрессионистов, увлекается работами Писсаро, а затем покупает своего первого Моне — картину «Сирень на солнце»; покоренный творчеством Моне, Щукин купит еще 12 его полотен.
Голубые танцовщицы
1898, 65×65 см
Знаменитые «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега были выкуплены Щукиным у коллекционера и галериста Поля Дюран-Рюэля, которого считают первым профессиональным арт-дилером. Дюран-Рюэль видел свою миссию в поддержке и развитии импрессионистов, и, что немаловажно — в формировании вкусов публики. В этом они с Щукиным совпадали полностью. Сергей Иванович отбирал картины для своей коллекции так: если при взгляде на картину испытываешь шок — значит, надо брать. Он, как и Дюран-Рюэль, оказывал финансовую поддержку художникам, пока импрессионизм
, наконец, не признала американская публика, а следом — и остальной мир. Сегодня все работы Эдгара Дега, находящиеся в ГМИИ — из коллекции Сергея Щукина.
Танец (II)
1910, 260×391 см
Щукин приобрел около трех десятков работ Поля Гогена, подружился с Анри Матиссом и приобрел у него 37 работ. Декоративные панно «Танец» и «Музыка», известные всему миру, были написаны художником по заказу Щукина и украсили лестничные пролеты его московского особняка. Матисс познакомил Щукина с Пабло Пикассо; в коллекции купца была 51 его работа.
Всего к моменту национализации коллекции в 1918 году в коллекции Щукина насчитывалось 269 произведений. Вплоть до своего отъезда в Европу Сергей Щукин оставался ее директором и экскурсоводом — уж он-то знал историю каждого полотна. Позже коллекция Щукина вместе с коллекцией еще одного купца — Ивана Морозова — вошла в состав Государственного музея новой западной живописи (ГМНЗЖ). В 1948 году музей расформировали, а собрание разделили между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина.
На фото — зал Пикассо в особняке Сергея Щукина, 1913 г.
Голодный тигр набрасывается на буйвола
1908, 170×189.5 см
Историю жизни Сергея Ивановича Щукина
читайте в нашей рубрике «Арт-досье»
читайте в нашей рубрике «Арт-досье»
Но вернемся к нашим дням и предстоящей выставке «Шедевры современного искусства», которая откроется 22 октября 2016 года в Фонде Луи Виттона. Помимо самой экспозиции, которая будет работать до 20 февраля 2017 года, в феврале же планируется провести научный симпозиум, посвященный, в том числе, и роли коллекционеров в становлении и творчестве художников-импрессионистов на рубеже XIX—XX веков.
Итак, в Париж, на свою историческую родину, впервые за сто лет приезжают погостить картины великих импрессионистов из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина; уверены — и не только поэтому, — выставку ожидает шумный успех: ее уже называют одним из главнейших арт-событий года в Европе.
Итак, в Париж, на свою историческую родину, впервые за сто лет приезжают погостить картины великих импрессионистов из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина; уверены — и не только поэтому, — выставку ожидает шумный успех: ее уже называют одним из главнейших арт-событий года в Европе.