Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Мистер ДОБ и другие грибы,цветы и звери. Масштабный проект знаменитого японского художника Такаси Мураками«Будет ласковый дождь» стал сенсацией московского Музея современного искусства«Гараж». Мураками — настоящая суперзвезда современного искусства,один из самых дорогих японских художников,икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
поп-арта. Рассказываем о самых ярких проектах мастера: начнем с Версаля.
Если вы не являетесь поклонником аниме и манги,то понятие«кавайный» для вас незнакомо. Тем не менее,все что делает Такаси Мураками — именно кавайно. В русском сленге это можно зменить на «мимимишный» или«няшный». В переводе с японского,прилагательное«каваий» означает«милый,прелестный»; тем не менее,анимешники не стали церемониться и стали употреблять несколько видоизмененное слово«кавай» по любому поводу. Кстати,японское слово,обозначающее мяуканье кошки,звучит как«ня». Может,оттуда и сленговое«няшный»? Во всяком случае,творчество Мураками — определенно кавайное и даже временами няшное. Полное аниме!
Такаси Мураками. Вид экспозиции в Версале. Работа«Flower Matango(d)», 2009. Масло,акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Пожалуй,самая громкая,эффектная и скандальная европейская экспозиция работ Такаси Мураками прошла в 2010 году. В течение трех месяцев 22 произведения художника экспонировались в залах одного из самых известных музейно-архитектурных комплексов Франции — Версальского дворца, где были представлены в основном скульптуры.
Как отметил сам маэстро,его «процесс творчества лежит между прошлым и будущим». Большое поле для поиска философских смыслов: с одной стороны,абсолютизм,блеск,живопись и позолота эпохи«короля-солнца», которыми восторгались веками,а с другой — умильные символы и предметы восторгов наших современников,созданные человеком с другой стороны планеты. Впрочем,позолоты хватает и у Мураками; ее любят во все времена.
Такаси Мураками. Вид экспозиции в Версале. Кики. Масло,акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Такаси Мураками родился 1 февраля 1962 года в Токио. С 1986 по 1993 годы он учился в Токийском университете изящных искусств и музыки; основной специализацией начинающего художника стала японская живопись XIX века Nihonga. Получив докторскую степень,Мураками позволил себе погрузиться в современную художественную индустрию Японии. Культура аниме(мультфильмы) и манга(комиксы) подвигли его на создание собственных художественных проектов,истоки и прототипы которых находятся в сфере классического японского искусства. Художник работает во многих направлениях: скульптура,живопись,инсталляции,анимация.
Такаси Мураками. «Superflat Flowers», 2010.
Вот что рассказывал Мураками о своей выставке: «Версаль в моем воображении соответствует преувеличениям и трансформациям моего разума — вплоть до того,что он(Версаль) стал своего рода нереальным миром. Вот что я пытался показать на этой выставке. Я — Чеширский кот,который приветствует Алису в Стране Чудес своей дьявольской улыбкой,и ведет беседу,пока она обходит Замок».
Такаси Мураками. "Miss ko2", 1997. Масло, акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Помимо создания собственных работ,Такаси Мураками занимается кураторством и продвижением молодых японских художников на родине и за рубежом. Коммерческое приложение творчества Мураками — созданная им компания Kaikai Kiki LLC,которая имеет собственный торговый молл,реализующий одежду,игрушки и сувениры с изображениями героев,созданных как самим Мураками,так и художниками,которых он опекает. И все,что делает Kaikai Kiki — очень,очень кавайно.
Организация Coordination de la Défense de Versailles(CDV), созданная в 2008 году с целью противостоять запланированной в Версале выставке Джеффа Кунса,не оставила без внимания Такаси Мураками. Сторонники CDV называли выставку поп-арта«настоящим „убийством“ нашего наследия…». Президент Версальского замка Жан-Жак Айягон(Jean-Jacques Aillagon) тогда заявил,что протесты в основном идут из крайне правых кругов,ностальгирующих по дореволюционной Франции.
Выставка Такаси Мураками в Версале все-таки состоялась — несмотря на то,что CDV поддержал прямой потомок Людовика XIV,принц Сикст-Анри Бурбон-Пармский.
Такаси Мураками. «Pom & Me», 2009−2010
«В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги»
Выставка Мураками,которую представили нью-йоркской публике в галерее Гагосяна с 10 ноября 2014 до 17 января 2015,не вписывалась в привычные и знакомые рамки арт-коммерса. Экспозиция была посвящена размышлениям художника о религии и мифологии,навеянным землетрясением на японском острове Хонсю,в префектуре Фукусима(2011 год). В момент трагедии художник находился в своей студии неподалеку в Токио,он мог воочию наблюдать страх и отчаяние,охватившее его народ после проявления стихии.
Такаси Мураками. Остров мертвых. 2014. Холст,монтированный на алюминий,листовое золото,листовая платина,акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Трагедия Фукусимы,или Великое землетрясение Тохоку,в 2011 году унесло жизни более 15 тысяч человек. Верования человека и неумолимость сил природы стали идейной основой работ,представленных на выставке«В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги». Художник углубился в изучение японского искусства,созданного в ответ на исторические стихийные бедствия,которых за свою историю эта островная страна повидало великое множество.
«Для меня религии — это повествование … Природные катастрофы,землетрясения — это вещи,вызванные природой. Такой хаос является естественным,но мы должны как-то это понять,поэтому нам пришлось придумывать эти истории. Вот что я хотел рисовать».
Такаси Мураками о выставке«В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги»
В залах Галереи Гагосяна. Фото: Perrotin (c)Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Courtesy Gagosian Gallery
В рамках проекта Мураками создал захватывающую инсталляцию,в которую вошли 56-тонные копии Саммон(священных ворот); их охраняли мифические львы,сходные с теми,что стоят у японских буддийских храмов. Представленные картины объединили классические японские методы живописи с абстрактным экспрессионизмом,научной фантастикой,мангой,буддистскими и синтоистскими образами. Здесь есть все: вера,скоротечность жизни,боль и жестокость бытия.
Выставка Такаси Мураками«Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства«Гараж» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России. Экспозиция начала работу 29 сентября 2017 года и пользуется огромным успехом: музей разместил на своей странице предупреждение о том,что очереди большие и надо учитывать это при планировании посещений.
Один из видов экспозиции. Фото: garagemca.org
На выставке в Музее«Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись,графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
(в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из различных собраний: Музея современного искусства XXI века(Канадзава), Художественного музея Мори(Токио) и частных коллекций. Здесь же — японская гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Представленные в Гараже экспонаты отражают несколько периодов творчества Мураками,начиная с 1990-х годов прошлого века. Выставка«Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов,каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры,к которым Мураками обращается в своей художественной практике. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между«высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015 Холст,монтированный на алюминий,листовое золото,листовая платина,акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Такаси Мураками на своей выставкке в Музее современного искусства гараж. Источник фото: 1tv.ru
Энсо — каллиграфическое изображение круга,один из самых узнаваемых символов дзенского искусства за пределами Японии. Согласно традициям каллиграфии,истинные учителя,изображая энсо,делают мазок таким образом,чтобы «мощный удар кисти никогда не возвращался точно в то место,откуда он начинался». Однако Такаси Мураками игнорирует это правило и в своих работах завершает круг,словно расписываясь в своём(пока еще) несовершенстве.
Скульптура«Пламя желаний», которая встречает гостей музея Гараж,создана специально для нынешней выставки. Огромный задник,служащий фоном скульптуре,Такаси Мураками и его коллеги создавали в течение двух недель. Экспозиция«Будет ласковый дождь» проникла буквально в каждый уголок музейного здания и выплеснулась на улицу.
Такаси Мураками. Пламя желаний. 2017. Фото: @stylemargot. Источник фото: страница Музея современного искусства«Гараж» в соцсети Фейсбук.
Один из видов экспозиции. Фото: garagemca.org
Один из часто изображаемых персонажей Мураками — мистер ДОБ,существо,слегка смахивающее на Чебурашку и Микки-Мауса.
На его ушах изображены буквы D и B,а голова — буква О. По версии художника,мистер ДОБ — это его альтер эго,второе«я», а буквы — сокращенная фраза известного японского комика Тору Юри — «Dobojite dobojite», что переводится как«Зачем? Зачем?». Весьма философский вопрос,который«звучит» в творчестве Мураками с 1998 года,когда мистер ДОБ появился на свет. С тех пор этот персонаж периодически возникает на картинах,призывая зрителя к размышлениям.
В холле музея на выставке Такаси Мураками. Источник фото: kudamoscow.ru
Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В результате родилась культура комиксов манга,которые спустя непродолжительное время стали мультипликационными — возникло аниме.
Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла«Марсианские хроники»(1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева,снятого на студии«Узбекфильм»(1984).
Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В результате родилась культура комиксов манга,которые спустя непродолжительное время стали мультипликационными — возникло аниме. Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла«Марсианские хроники»(1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева,снятого на студии«Узбекфильм»(1984).
Такаси Мураками,«Тайм Бокан»(красный), 2001
Один из разделов выставки воссоздает атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в Токио. А еще здесь есть кинотеатр,где проходит показ полнометражного фильма Мураками«Глаза медузы»(2013). В одном из пространств Музея также разместился филиал студии Мураками,где можно познакомиться с процессами создания новых работ и в полной мере ощутить,что такое традиционное японское повиновение и следование подчиненных указаниям мастера.
Instameet с Такаси Мураками на выставке«Будет ласковый дождь» в Музее Гараж. Источник фото: страница музея Гараж в социальной сети Фейсбук.
И вместо послесловия — Такаси Мураками как бренд: проекты мастера с другими знаменитостями.
Cosmic Blossom — так называется коллекция сумок,которые Муураками создал в коллаборации с Марком Джейкобсом,креативным директором всемирно известной марки Louis Vouitton.
Такаси Мураками, коллекция Cosmic Blossom для Louis Vouitton
Источник фото: pinterest.com
Мураками сотрудничал и с Google: в 2011 году он создал дудл ко дню летнего солнцестояния.
Завершаем наш рассказ о творчестве Такаси Мураками на мультяшной ноте: вы можете посмотреть клипы на песни Kanye West и Pharrell Williams,созданные мастером поп-арта.