войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта

Мистер ДОБ и другие грибы, цветы и звери. Масштабный проект знаменитого японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» стал сенсацией московского Музея современного искусства «Гараж». Мураками — настоящая суперзвезда современного искусства, один из самых дорогих японских художников, икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
поп-арта. Рассказываем о самых ярких проектах мастера: начнем с Версаля.
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Если вы не являетесь поклонником аниме и манги, то понятие «кавайный» для вас незнакомо. Тем не менее, все что делает Такаси Мураками — именно кавайно. В русском сленге это можно зменить на «мимимишный» или «няшный». В переводе с японского, прилагательное «каваий» означает «милый, прелестный»; тем не менее, анимешники не стали церемониться и стали употреблять несколько видоизмененное слово «кавай» по любому поводу. Кстати, японское слово, обозначающее мяуканье кошки, звучит как «ня». Может, оттуда и сленговое «няшный»? Во всяком случае, творчество Мураками — определенно кавайное и даже временами няшное. Полное аниме!
Такаси Мураками. Вид экспозиции в Версале. Работа «Flower Matango (d)», 2009. Масло, акрил, фибергла
Такаси Мураками. Вид экспозиции в Версале. Работа «Flower Matango (d)», 2009. Масло, акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Читать дальше
, фибергласс, металл. Фото: shan4.wordpress.com

«Murakami Versailles»

Пожалуй, самая громкая, эффектная и скандальная европейская экспозиция работ Такаси Мураками прошла в 2010 году. В течение трех месяцев 22 произведения художника экспонировались в залах одного из самых известных музейно-архитектурных комплексов Франции — Версальского дворца, где были представлены в основном скульптуры.
Как отметил сам маэстро, его «процесс творчества лежит между прошлым и будущим». Большое поле для поиска философских смыслов: с одной стороны, абсолютизм, блеск, живопись и позолота эпохи «короля-солнца», которыми восторгались веками, а с другой — умильные символы и предметы восторгов наших современников, созданные человеком с другой стороны планеты. Впрочем, позолоты хватает и у Мураками; ее любят во все времена.
Такаси Мураками. Вид экспозиции в Версале. Кики. Масло, акрил, фибергласс, металл. Фото: shan4.wordp
Такаси Мураками. Вид экспозиции в Версале. Кики. Масло, акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Читать дальше
, фибергласс, металл. Фото: shan4.wordpress.com
Такаси Мураками родился 1 февраля 1962 года в Токио. С 1986 по 1993 годы он учился в Токийском университете изящных искусств и музыки; основной специализацией начинающего художника стала японская живопись XIX века Nihonga. Получив докторскую степень, Мураками позволил себе погрузиться в современную художественную индустрию Японии. Культура аниме (мультфильмы) и манга (комиксы) подвигли его на создание собственных художественных проектов, истоки и прототипы которых находятся в сфере классического японского искусства. Художник работает во многих направлениях: скульптура, живопись, инсталляции, анимация.
Такаси Мураками. «Superflat Flowers», 2010.
Такаси Мураками. «Superflat Flowers», 2010.
Вот что рассказывал Мураками о своей выставке: «Версаль в моем воображении соответствует преувеличениям и трансформациям моего разума — вплоть до того, что он (Версаль) стал своего рода нереальным миром. Вот что я пытался показать на этой выставке. Я — Чеширский кот, который приветствует Алису в Стране Чудес своей дьявольской улыбкой, и ведет беседу, пока она обходит Замок».
  • Такаси Мураками. "Miss ko2", 1997. Масло, акрил
    Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
    Читать дальше
    , фибергласс, металл.
Помимо создания собственных работ, Такаси Мураками занимается кураторством и продвижением молодых японских художников на родине и за рубежом. Коммерческое приложение творчества Мураками — созданная им компания Kaikai Kiki LLC, которая имеет собственный торговый молл, реализующий одежду, игрушки и сувениры с изображениями героев, созданных как самим Мураками, так и художниками, которых он опекает. И все, что делает Kaikai Kiki — очень, очень кавайно.
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Организация Coordination de la Défense de Versailles (CDV), созданная в 2008 году с целью противостоять запланированной в Версале выставке Джеффа Кунса, не оставила без внимания Такаси Мураками. Сторонники CDV называли выставку поп-арта «настоящим „убийством“ нашего наследия…». Президент Версальского замка Жан-Жак Айягон (Jean-Jacques Aillagon) тогда заявил, что протесты в основном идут из крайне правых кругов, ностальгирующих по дореволюционной Франции.

Выставка Такаси Мураками в Версале все-таки состоялась — несмотря на то, что CDV поддержал прямой потомок Людовика XIV, принц Сикст-Анри Бурбон-Пармский.
Такаси Мураками. «Pom & Me», 2009−2010
Такаси Мураками. «Pom & Me», 2009−2010

«В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги»

Выставка Мураками, которую представили нью-йоркской публике в галерее Гагосяна с 10 ноября 2014 до 17 января 2015, не вписывалась в привычные и знакомые рамки арт-коммерса. Экспозиция была посвящена размышлениям художника о религии и мифологии, навеянным землетрясением на японском острове Хонсю, в префектуре Фукусима (2011 год). В момент трагедии художник находился в своей студии неподалеку в Токио, он мог воочию наблюдать страх и отчаяние, охватившее его народ после проявления стихии.
Такаси Мураками. Остров мертвых. 2014.
Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая п
Такаси Мураками. Остров мертвых. 2014.
Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая платина, акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Читать дальше
, золото.
© 2014 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Источник фото: gagosian.com
Трагедия Фукусимы, или Великое землетрясение Тохоку, в 2011 году унесло жизни более 15 тысяч человек. Верования человека и неумолимость сил природы стали идейной основой работ, представленных на выставке «В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги». Художник углубился в изучение японского искусства, созданного в ответ на исторические стихийные бедствия, которых за свою историю эта островная страна повидало великое множество.
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
«Для меня религии — это повествование … Природные катастрофы, землетрясения — это вещи, вызванные пр




«Для меня религии — это повествование … Природные катастрофы, землетрясения — это вещи, вызванные природой. Такой хаос является естественным, но мы должны как-то это понять, поэтому нам пришлось придумывать эти истории. Вот что я хотел рисовать».

Такаси Мураками о выставке «В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги»

В залах Галереи Гагосяна. Фото: Perrotin
(c)Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserv
В залах Галереи Гагосяна. Фото: Perrotin
(c)Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Courtesy Gagosian Gallery
В рамках проекта Мураками создал захватывающую инсталляцию, в которую вошли 56-тонные копии Саммон (священных ворот); их охраняли мифические львы, сходные с теми, что стоят у японских буддийских храмов. Представленные картины объединили классические японские методы живописи с абстрактным экспрессионизмом, научной фантастикой, мангой, буддистскими и синтоистскими образами. Здесь есть все: вера, скоротечность жизни, боль и жестокость бытия.
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
И еще несколько фотографий с выставки в галерее Ларри Гагосяна (Нью-Йорк). Фото Роба МакКивера.
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта
Такаси Мураками: самые яркие проекты иконы японского поп-арта

«Будет ласковый дождь»

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России. Экспозиция начала работу 29 сентября 2017 года и пользуется огромным успехом: музей разместил на своей странице предупреждение о том, что очереди большие и надо учитывать это при планировании посещений.
Один из видов экспозиции. Фото: garagemca.org
Один из видов экспозиции. Фото: garagemca.org
На выставке в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись, графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
(в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из различных собраний: Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций. Здесь же — японская гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Представленные в Гараже экспонаты отражают несколько периодов творчества Мураками, начиная с 1990-х годов прошлого века. Выставка «Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, к которым Мураками обращается в своей художественной практике. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015
Холст, монтированный на алюминий, листовое
Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015
Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая платина, акрил
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
Читать дальше
, золото.
Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками на своей выставкке в Музее современного искусства гараж. Источник фото: 1tv.ru
Такаси Мураками на своей выставкке в Музее современного искусства гараж. Источник фото: 1tv.ru
Энсо — каллиграфическое изображение круга, один из самых узнаваемых символов дзенского искусства за 



Энсо — каллиграфическое изображение круга, один из самых узнаваемых символов дзенского искусства за пределами Японии. Согласно традициям каллиграфии, истинные учителя, изображая энсо, делают мазок таким образом, чтобы «мощный удар кисти никогда не возвращался точно в то место, откуда он начинался». Однако Такаси Мураками игнорирует это правило и в своих работах завершает круг, словно расписываясь в своём (пока еще) несовершенстве.

Такаси Мураками. Энсо. Дзен, белое и черное. 2015
© 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Скульптура «Пламя желаний», которая встречает гостей музея Гараж, создана специально для нынешней выставки. Огромный задник, служащий фоном скульптуре, Такаси Мураками и его коллеги создавали в течение двух недель. Экспозиция «Будет ласковый дождь» проникла буквально в каждый уголок музейного здания и выплеснулась на улицу.
Такаси Мураками. Пламя желаний. 2017. Фото: @stylemargot.
Источник фото: страница Музея современного
Такаси Мураками. Пламя желаний. 2017. Фото: @stylemargot.
Источник фото: страница Музея современного искусства «Гараж» в соцсети Фейсбук.
Один из видов экспозиции. Фото: garagemca.org
Один из видов экспозиции. Фото: garagemca.org
Один из часто изображаемых персонажей Мураками — мистер ДОБ, существо, слегка смахивающее на Чебурашку и Микки-Мауса.
На его ушах изображены буквы D и B, а голова — буква О. По версии художника, мистер ДОБ — это его альтер эго, второе «я», а буквы — сокращенная фраза известного японского комика Тору Юри — «Dobojite dobojite», что переводится как «Зачем? Зачем?». Весьма философский вопрос, который «звучит» в творчестве Мураками с 1998 года, когда мистер ДОБ появился на свет. С тех пор этот персонаж периодически возникает на картинах, призывая зрителя к размышлениям.
  • Такаси Мураками. ДОБ косит под дурачка. 2017 Предоставлено Perrotin © 2017 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
  • В холле музея на выставке Такаси Мураками. Источник фото: kudamoscow.ru
Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В результате родилась культура комиксов манга, которые спустя непродолжительное время стали мультипликационными — возникло аниме.

Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).
Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до созна

Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В результате родилась культура комиксов манга, которые спустя непродолжительное время стали мультипликационными — возникло аниме.
Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).

Такаси Мураками, «Тайм Бокан» (красный), 2001

Один из разделов выставки воссоздает атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в Токио. А еще здесь есть кинотеатр, где проходит показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013). В одном из пространств Музея также разместился филиал студии Мураками, где можно познакомиться с процессами создания новых работ и в полной мере ощутить, что такое традиционное японское повиновение и следование подчиненных указаниям мастера.
Instameet с Такаси Мураками на выставке «Будет ласковый дождь» в Музее Гараж.
Источник фото: страниц
Instameet с Такаси Мураками на выставке «Будет ласковый дождь» в Музее Гараж.
Источник фото: страница музея Гараж в социальной сети Фейсбук.
И вместо послесловия — Такаси Мураками как бренд: проекты мастера с другими знаменитостями.
Cosmic Blossom — так называется коллекция сумок, которые Муураками создал в коллаборации с Марком Дж


Cosmic Blossom — так называется коллекция сумок, которые Муураками создал в коллаборации с Марком Джейкобсом, креативным директором всемирно известной марки Louis Vouitton.

Фото: Takeshi Hiromatsu. Источник: flickr.com

  • Такаси Мураками, коллекция Cosmic Blossom для Louis Vouitton
  • Источник фото: pinterest.com
Мураками сотрудничал и с Google: в 2011 году он создал дудл ко дню летнего солнцестояния.
Мураками сотрудничал и с Google: в 2011 году он создал дудл ко дню летнего солнцестояния.
Завершаем наш рассказ о творчестве Такаси Мураками на мультяшной ноте: вы можете посмотреть клипы на песни Kanye West и Pharrell Williams, созданные мастером поп-арта.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме