войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Модернизм

Новое искусство для нового времени

Модернизм — это больше, чем художественное направление. Это целый комплекс изменений и процессов, происходивших в культуре, изобразительном искусстве, литературе, архитектуре во второй половине XIX — первой половине XX века. Среди главных исторических предпосылок этой революции в искусстве были развитие городов, индустриализация и две мировые войны — процессы и события, затронувшие весь мир.
Модернизм

Место и время

Хронологические рамки модернизма чаще всего не вызывают сомнений и варьируются в разных исследования незначительно: одни настаивают на том, что уже с реализма Гюстава Курбе начались необратимые перемены, другие ведут отсчет от Салона отверженных, который состоялся в 1863 году и на котором появилась картина Эдуара Мане «Завтрак на траве». Как бы то ни было, в одном сходятся и те, и другие — модернизм начался во Франции.

Когда говорят о модернизме или современном искусстве (modern art), всегда подразумевают множество художественных движений и стилей, объединений и направлений, которые существовали часто одновременно и во многом оказывались противниками и оппонентами. На первый взгляд, сложно отыскать общие черты в искусстве сюрреалистов и экспрессионистов, кубистов и конструктивистов. Но начиная с французского импрессионизма и заканчивая американским абстрактным экспрессионизмом, художники забрались в ту систему координат, ту область поисков, которая резко отделила их от всех предыдущих поколений. С началом модернизма закончилась эпоха изобразительных традиций Возрождения.
  • Клод Моне. Руанский собор вечером, 1894
  • Василий Кандинский. Композиция, 1941

Ключевые моменты

1. Есть спорная, но достаточно веская причина начинать модернизм именно с реализма Гюстава Курбе. Пока он не начал писать крестьянок с грязными пятками, набор мотивов и сюжетов, достойных высокого искусства, едва ли значительно расширялся со времен Рафаэля. Библейские события, античная мифология, героические батальные сцены, пасторальные или драматические пейзажи — все эти сюжеты заведомо могли рассчитывать на гриф парижского Салона, а их создатели — на безбедную сытую жизнь салонного художника. 350 лет методичного служения идеалам Рафаэля привели к тому, что Венер и римских патрициев на салонных стенах ежегодно оказывалось больше, чем изображений современной жизни. И за дерзость написать обнаженную натуру на скандально большом холсте, не наделяя ее божественным именем, нужно благодарить как раз Курбе.
2. Но, конечно, самым очевидным и гораздо более смелым пророком современного искусства стал Эдуар Мане. Мало того, что он поневоле предводительствовал в целой группе художников, которых позже назовут импрессионистами, он заложил основы нового восприятия живописи. Он сместил фокус с содержания картины на методы и процесс изображения: формы, линии, цвет, умышленно искаженная перспектива. Возмущенные критики ему первому ставили в укор, что продукты на столе он пишет рядом не потому, что они сочетаются для конкретного приема пищи, а потому, что их цвета отлично гармонируют.

3. Мане, кроме того, заставил беспокоиться зрителя, до сих пор совершенно удобно ощущавшего себя центром взаимодействия с картиной. Это он, зритель, раньше был главный, а от его уверенного взгляда художник выстроил правильную перспективу, не вызывающую головокружения или смеха. Мане играет со зрителем: в «Олимпии» зритель ощущает себя клиентом перед постелью проститутки, в «Казни императора Максимилиана» — тем самым равнодушным наблюдателем, тень от фигуры которого ложится на передний план картины, в «Баре в Фоли-Бержер» — посетителем перед барной стойкой. Сезанн пойдет еще дальше — и будет писать натюрморты так, словно смотрел на них сразу с нескольких точек зрения. Кубисты доведут этот способ изображения до предела — и безусловная позиция всегда правого зрителя основательно пошатнется.
  • Жорж Сёра. Женщина с зонтиком, 1884
  • Марк Ротко. Голубой, желтый и зеленый, 1954
4. Несмотря на острые конфликты и несхожесть художественных движений, которые принято относить к модернизму, для каждого из них характерна одна общая черта: эксперименты и находки в области формы, цвета, техники. Начиная с Мане и заканчивая абстрактными экспрессионистами — все художники-модернисты сосредоточены на живописи и материале больше, чем на сюжете. От импрессионистских раздельных мазков и фиолетовых теней и дивизионизма Сёра, до чистой абстракции Кандинского, супрематических композиций Малевича, живописи цветового поля Ротко. Картина обладает собственной живописной ценностью, не связанной с ценностью изображенного сюжета. Ренуар говорил: «Самым важным в нашем движении я считаю то, что мы освободили живопись от сюжетов. Я волен писать цветы и называть их попросту „цветами“, без того, чтобы у них была своя история».
Американский критик и теоретик искусства Клемент Гринберг в знаменитой статье «Авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
и китч», опубликованной в 1939 году, писал
:

«Пикассо, Брак, Мондриан, Кандинский, Бранкузи, даже Клее, Матисс и Сезанн черпают свое вдохновение главным образом из своих собственных выразительных средств. Импульс их искусства, по-видимому, заключается преимущественно в его поглощенности чистым изобретательством и организацией пространств, поверхностей, форм, цветов и т. д., доходящими до исключения всего, что необходимым образом не заложено в этих факторах».
5. И все же та часть художественных движений, которая при всей страсти к экспериментам держалась за фигуративную живопись, не уходя в абстракцию, легализовала в искусстве множество сюжетов, до сих пор запретных и недостойных священных стен галерей. Это были и импрессионисты, и фовисты, и набиды, и экспрессионисты, и лондонская школа. В городских пейзажах, например, стали появляться железнодорожные мосты, инженерные конструкции и даже ремонтные работы. Более того, пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
стал вполне полноправным жанром — для какого-нибудь пруда в тихом уголке сада художник теперь берет громадное полотно, раньше позволенное только исторической или мифологической живописи. Но одна из важнейших перемен произошла в изображении обнаженной женской натуры. «В этом отношении, как и во многих других, — пишет Джон Берджер в книге „Искусство видеть“, — поворотной фигурой был Мане. Если сравнивать его „Олимпию“ с оригиналом Тициана, то увидишь женщину, исполняющую традиционную роль, но исполняющую ее уже с некоторым вызовом». А дальше — купающиеся женщины Дега, бесконечные изображения обнаженной в ванной в серии Боннара, проститутки Тулуз-Лотрека и Пикассо. Женщина перестала быть соблазнительным объектом созерцания, чей взгляд всегда направлен в сторону зрителя-мужчины.

Модернизм в архитектуре

Если каждое новое художественное направление в живописи сталкивалось с неизменным сопротивлением и неприятием критиков и зрителей, то в архитектуре поворот к модернизму оказался насущным, чуть ли не жизненно важным. Быстро растущие города и промышленная революция требовали новых решений: недорогое жилье для новых городских жителей, функциональные здания заводов и промышленных офисов, необходимость восстанавливать целые кварталы после двух разрушительных мировых войн.

Архитекторы нового времени, прежде всего, отказались от украшения зданий и от национальных элементов — архитектура становится универсальной и функциональной. От Латинской Америки до Японии. Форму постройки диктуют не традиции, а назначение здания и материалы. Конечно, это не камень и дерево, а революционные материалы: бетон, металл и стекло.
  • Бруно Таут. Поселок Хуфайзен, 1925
  • Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О, 1950-е
Главный вектор движения архитектуры модернизма складывается в начале ХХ века, а самую точную формулировку получает от изобретателя небоскребов из металла и стекла, архитектора Миса ван дер Роэ: «Меньше значит больше».

Новые материалы позволили добиваться невообразимой ранее высотности зданий, экспериментировать с планировкой, остеклять огромные фрагменты фасада и даже стены целиком. Несущие бетонные столбы позволили сколько угодно экспериментировать с формой стен, добиваться скульптурной формы здания: оно могло напоминать парящий в воздухе шар или ракушку, имитировать форму раскрытых ладоней или лишенный декора готический собор.
  • Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом, 1937
  • Людвиг Мис ван дер Роэ. Сигрем билдинг, 1958
Рекомендуемые выставки и показы
К модернизму относят и немецкий Баухауз, и советский конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Читать дальше
, и распространившиеся по всему миру интернациональный стиль и брутализм. Несмотря на то, что датой официального окончания модернизма в архитектуре считают 1960−1970 годы, он никогда не терял актуальность. Хотя бы потому, что большинство городских жителей сегодня работают и живут в зданиях, построенных модернистами. Скорее, после зданий и даже целых городов, построенных Вальтером Гропиусом, Ле Корбюзье, Мисом ван дер Роэ, модернизм исчерпал возможные идеи и формы, получил совершенное воплощение и вместе с тем достиг предела развития.

Художественные направления, которые относят к эпохе модернизма:

Импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, постимпрессионизм, фовизм, кубизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
, Наби, дада, сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
, экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
, супрематизм, конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Читать дальше
, абстрактный экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
, Баухауз
«Не смотри туда, они из Баухауза!» - предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира. Читать дальше
, интернациональный стиль и другие.