Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Конструктивизм возник в России,в среде художников и архитекторов,активно приветствовавших революционные настроения,а впоследствии и саму пролетарскую революцию,как начало новой эпохи,призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Вдохновение отменялось. Отныне красота произведения(картина,фотография), предмета мебели,здания или театральных декораций,уже не принималась во внимание — все рассматривалось исключительно с точки зрения полезности. В советском искусстве направление получило настолько широкое распространение,что до начала 1930-х гг. неофициально признавалось главенствующим стилем молодого государства.
Заложник идеи
Родоначальником направления считается советский художник-конструктор Владимир Татлин (1885−1953). В 1914 году на выставке в собственной студии он впервые показал объемно-пространственные абстракции из железа и дерева,стекла,штукатурки,обоев,фрагментов готовых вещей(тогда они назывались«синтезо-статичными композициями»). С них началась конструктивистская линия в русском авангарде,противопоставляемая — во всяком случае,автором — супрематизму Казимира Малевича. Татлин также активно работал над эскизами посуды,одежды и даже печей,но его модели,как правило,утопичны,и,скорее,их можно назвать проектами идей,а не вещей. Таков«Памятник III Интернационала»(«Башня Татлина», 1919−20) — символическое воплощение революционной эпохи,впечатляющий,но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез скульптуры,архитектуры и техники.
Уж очень сложной была концепция,в чем-то напоминавшая Вавилонскую башню: Семь этажей и при этом каждый из них вращался вокруг своей оси,причем с различной скоростью(год,месяц,день).
Единство и борьба противоположностей
Внутри самого направления единства не было,поскольку художники активно начали разрабатывать две линии: конструирование,близкое к абстрактному искусству,и прикладной конструктивизм,то есть принципиально утилитарный,столь полюбившийся вождям первого пролетарского государства. В прикладном конструктивизме на первый план были выдвинуты простота,подчеркнутая практичность предметов и одежды. Сторонники нового направления были убеждены,что только производственное искусство могло дать человеку комфорт; наполнить его существование содержанием,программой,организовывать быт,выразить новые отношения между людьми. Конструктивисты были убеждены,что с развитием культуры исчезнет орнаментика,декоративность,как признаки индивидуализма минувшей эпохи. Главное было выработать нормы,стандарт,тип… Конструктивизм,так же как супрематизм
Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Читать дальше
использовал идеи кубизма и футуризма,воспевавшие механизированную культуру.
Малевич верил,что искусство — особый род деятельности,свободный от социальных или политических обязательств. Татлин,напротив,был убежден,что искусству можно и должно оказывать влияние на общество. Этот идеологический конфликт не только препятствовал созданию единого движения абстрактного искусства в России,но и,в конечном счете,стал причиной раскола внутри самого конструктивизма.
К штыку приравняли кисть
Новые формы искусства нашли себе заказчика в лице советской власти и в первые ее годы всячески поощрялись и поддерживались. Тогда,собственно,и утвердился«конструктивизм» как одно из направлений пролетарского искусства. В стране строились фабрики-кухни,дворцы труда,рабочие клубы,дома-коммуны,для колоссальной пропагандистской работы необходимо было не мерянное количество агитационных плакатов. На службе нового общества конструктивисты взялись за оформление всего на свете: от мебели и типографской продукции до керамики и костюма. При этом,отрицалось любое проявление эстетства — только производственная необходимость. Конструктивизм сыграл исключительно важную роль в развитии графики,в том числе искусства книги и плаката. В этих областях были найдены новые приемы,открыты оригинальные художественные возможности. Стремясь восполнить нехватку подходящего материала для фотомонтажей,Густав Клуцис и Александр Родченко обратились к фотографии.
Но если Клуцис и в дальнейшем использовал фотографию как вспомогательное сырье,подлежащее последующей обработке,то для Родченко она вскоре превратилась в мощное выразительное средство.
Время требовало трибун,рекламных щитов,разборных киосков,плакатов и массовых тиражей литературы. Художники активно разрабатывали новые шрифты(Василий Ермилов), использовали их разнообразные комбинации(Алексей Ган,Эль Лисицкий). Началась история конструктивистской рекламы. «Реклам-конструкторы Маяковский — Родченко» — такова была подпись авторов под рекламой трехгорного пива,сливочного масла,папирос и конфет. Облик Москвы изменился благодаря ярким,броским,лаконичным плакатам,вывескам,витринам,выполненным по проектам А. Родченко,В. Степановой,А. Лавинского,А. Левина. Наиболее радикально настроенные представители движения стремились полностью заменить традиционные виды творчества дизайном и кино.
Советская власть пользовалась услугами авангардистов не по эстетическим причинам,и конструктивизм возник не как прихоть. Лаконичность формы и цвета приветствовалась властью потому,что она испытывала жесточайший дефицит стройматериалов и импортной типографской краски(советской тогда просто не было). Поэтому во многих работах дизайнеров и художников того времени лишь два или три цвета. Более того,активно шли дискуссии об отмене прописной буквы в печатных изданиях. Подсчитывалась экономия,аргументировали целесообразность новшества.
«Ситцевый» авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
Конструктивисты активно разрабатывали беспредметный орнамент для набивных тканей,поскольку это должно было организовать социалистический быт. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабрике запустили в производство новые образцы тканей,и уже летом их носила вся Москва
Конструктивистские рисунки были,в сущности,первой советской модой. Попова и Степанова активно использовали советскую символику,но наиболее интересными были ткани с геометрическими рисунками. Конструктивисты заимствовали из «беспредметной» живописи тщательный анализ пропорциональных и пространственных соотношений,ритмические построения,оптические эффекты,сочетание плоскостных и объемных элементов,что позволило предложить новаторские решения.
Приступая к разработке модели одежды,дизайнеры,прежде всего,ориентировались на связь проектирования с производством,поскольку это было важной составляющей концепции конструктивизма. Крой моделей конструктивистов представлял собой,как правило,сочетание прямоугольных и трапециевидных деталей разного цвета. Простота конструкции была не только проявлением общей для 1920-х гг. абсолютизации геометрических форм,но и предполагала изготовление одежды промышленным способом. Таким образом,одним из направлений в советском дизайне 1920-х гг. стала разработка функциональной рабочей одежды. Владимир Татлин также проектировал одежду при этом руководствуясь лозунгом: «Ни к новому,ни к старому,а к нужному».
Советский конструктивизм в качестве неофициального стиля коммунистического государства перестал быть господствующим к концу 1920-х гг. однако к этому времени его принципы получили мировую известность. В апреле 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с формализмом в искусстве». Единственным творческим методом в Советском Союзе был объявлен социалистический реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
. Эпоха требовала портретов румяных колхозниц,суровых красноармейцев и мудрых вождей. У советской власти больше не было проблем с красками,и конструктивизм с его утилитарностью оказался не нужен.
Тем не менее,зерно конструктивизма успешно проросло в Западной Европе и принесло свои плоды в шедеврах мировой архитектуры и дизайна Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Мис Ван-дер-Роэ и др.