войти
опубликовать

Людвиг
Мис ван дер Роэ

США • 1886−1969
Людвиг Мис ван дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, 27 марта 1886, Аахен – 17 августа 1969, Чикаго) – германо-американский архитектор, преподаватель, один из основателей интернационального стиля в архитектуре.

Особенности творчества Людвига Миса ван дер Роэ: архитектуру Миса ван дер Роэ трудно сейчас назвать зрелищной и уникальной, трудно один его небоскреб из металла и стекла отличить от другого. При этом ни один рейтинг самых значимых архитекторов в истории не обходится без имени Миса. Потому что он один из нескольких пророков современной архитектуры, так называемого интернационального стиля, который предлагал универсальные минималистичные решения для любого города на планете, отказывался от культурных и национальных особенностей в архитектуре. Из трех столпов, основателей интернационального стиля (Ле КорбюзьеВальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ) именно последний выбрал стекло и сплошные стеклянные фасады как лучшее решение сразу нескольких вопросов: обеспечить человеку постоянную визуальную связь с окружающим миром и идеально вписать аскетичное, отражающее окружающий мир здание в любой природный или городской ландшафт.

Известные здания Людвига Миса ван дер Роэ: Дом Фарнсуорт, Павильон Германии (Барселона), здание Архитектурного колледжа при Иллинойском технологическом институте, Сигрем билдинг, Новая национальная галерея (Берлин).

Сын каменщика, так и не получивший архитектурного образования, отец трех дочерей, который в единственном браке прожил всего 7 лет, и из них 4 провел на войне. Директор Баухауза, который руководил школой всего 2 года и принял сложное решение о ее закрытии. Молчаливый и замкнутый холостяк в неизменном котелке или хомбурге, куривший сигары одну за одной и собиравший коллекцию картин Пауля Клее и Василия Кандинского. Автор учебных программ и руководитель архитектурного отделения в Иллинойском технологическом университете, который 30 лет готовил молодое поколение американских градостроителей. Аполитичный немец, который определил архитектурный облик Америки. Людвиг Мис ван дер Роэ – архитектор-философ, который проектировал дорогие, грандиозные здания, преследуя одну задачу: сделать стены зданий максимально проницаемыми для внешнего мира, превратить грань, отделяющую внутреннее пространство от внешнего в необходимую, но почти незаметную условность. Самый знаменитый его профессиональный девиз: «Меньше – значит больше».

Из камня


Людвиг Мис родился в Аахене, немецком городке на границе с Нидерландами, в семье каменщика. Еще подростком он овладел ремеслом отца и мог бы продолжить семейную традицию, но уже пятнадцатилетний Людвиг демонстрировал такое мастерское владение карандашом, что его художественный талант решено было развивать. Мис не стремился получить образование – все знания об архитектуре он приобрел в мастерских архитекторов-практиков. В Аахене разрабатывал орнаменты будущих пышно украшенных зданий для местных мастеров, а в 19 лет уже отправился в Берлин искать работу в столичном архитектурном бюро.

Три года Мис набирался опыта, а первый его проект сразу же привлек внимание самого знаменитого и прогрессивного архитектора Петера Беренса. Этот Беренс оказался одним из самый чутких и дальновидных боссов, потому что одновременно он пригласил на работу в студию трех молодых и еще никак себя не проявивших архитекторов, которые всего через пару десятков лет определят все пути развития мировой архитектуры: Людвига Миса, Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье. Жизнь Миса обретала полноту, будущее казалось безусловно счастливым и надежным: он уже брался за целые проекты у Беренса, он женился на Адели Брюн, богатой наследнице видного промышленника, одна за другой родились две его дочери. Пока в 1915 его не призвали на войну. Он командовал подразделениями во Франкфурет-на-Майне, в Берлине, а последние годы войны – в Восточной Европе. Четыре военных года изменили Миса – теперь он не понимал, над чем работать, как оставаться любящим отцом и мужем, как жить. После продолжительной депрессии и затяжного семейного кризиса он развелся с Адой, оставил ей дочерей и начал понемногу возвращаться к жизни. И первым делом взял псевдоним: добавил к своему имени девичью фамилию матери Роэ вместе с аристократическим нидерландским «ван дер».

Из пепла


Миса часто вспоминают как третьего директора знаменитой немецкой школы Баухауз, который сменил предыдущего руководителя Ханнеса Майера и буквально спас школу от дурной репутации рассадника большевистских настроений. Аполитичность Миса была эффективным средством быстрого действия, но, увы, сработала совсем ненадолго. Он объединял мастерские, причесывал обучающие программы, превращая их в традиционные, отменил знаменитый форкурс для первокурсников, разработанный еще Иоганнесом Иттеном, лично проводил беседы с каждым студентом и исключал радикально настроенных. Но это не спасло Баухауз от закрытия, когда к власти в Дессау пришла национал-социалистическая партия. Мис ван дер Роэ на собственные деньги выкупил здание бывшей фабрики в Берлине – и перевез школу туда. До первого обыска. В августе 1933 Баухауз был закрыт.

Но правда в том, что Мис ван дер Роэ не был идеологом и автором программы Баухауза, он не был человеком Баухауза. До приглашения на эту должность он успел стать знаменитым и востребованным архитектором, участником видных архитектурных обществ, а в должности вице-президента Deutscher Werkbund (немецкой федерации труда) в 1927 году руководил строительством выставочного поселка Вайсенхоф. Это был международный совместный проект 16 молодых архитекторов-новаторов, которые разработали и построили по несколько жилых зданий и продемонстрировали собственное виденье архитектуры будущего. Мис стал знаменит и почитаем настолько, что уже через год получил грандиозный заказ: проект павильона Германии на международной выставке в Барселоне. Он спроектировал приемную со стеклянными стенами и в соавторстве с дизайнером Лили Райх разработал мебель, которая будет приносить ему солидные деньги всю жизнь. Знаменитый стул «Барселона» выпускают до сих пор – он стоит 6 000 долларов.
На должность директора Баухауза в 1930 году пришел человек, которому не нужно было ни заработать, ни прославиться, ни добавить пункт в профессиональное портфолио, ни сформировать личное виденье архитектуры будущего. У него все это было. Но уже к 1937 году Мис понял, что в Германии у него нет будущего. В стране, которая возвращается к традиционным немецким материалам и формам, где дубовый стул – это лучший стул, его металлические «Барселоны» никто не осмелится поставить дома. И что тогда говорить о небоскребах из стекла.

Из стекла и металла


Людвиг Мис ван дер Роэ не знал английского, пробовал несколько раз участвовать в конкурсах на важные архитектурные проекты, очень долго надеялся сжиться с новым режимом. Он уезжал из Германии одним из последних неугодных национал-социалистической власти. Эта задержка еще не раз вызовет подозрения в его сочувствии режиму и в попытках сотрудничества. Только в 1938 году он принял предложение возглавить архитектурное отделение в Арморском технологическом институте (сейчас Иллинойский) и спроектировал здесь кампус. Не будет преувеличением сказать, что он выпустил несколько поколений американских архитекторов.

54-летний Мис поселился в Чикаго в традиционном шестиэтажном кирпичном доме и влюбился. Лора Маркс была скульптором и с 1940 года – возлюбленной и самым близким человеком Миса в Америке. Они никогда не жили вместе и не женились, но были близки до самой его смерти.
30 лет в Америке – время триумфа Миса ван дер Роэ, время главных (дорогих и вызывающе эффектных) проектов, время стекла и металла. Он строит частную виллу для чикагского доктора Эдит Франсуорт – со стеклянными стенами, сквозь которые полностью просматривается интерьер. Он проектирует 38-этажный небоскреб Сигрем на Манхеттене в Нью-Йорке – и этим утверждает негласный стиль застройки города на несколько десятилетий вперед. Создает проект Федерального центра Чикаго: три небоскреба, в которых размещаются суд, административный центр и центральное почтовое отделение. И в этом городе с планами на будущее тоже становится все понятно.

Пока Америку застраивали по проектам Миса и его последователей, учеников, он все реже появлялся на строительных площадках и в офисе своего бюро, все чаще поручал контроль над проектами сотрудникам. Последние несколько лет жизни он страдал от артрита, а потом и от мучительного рака. Он уже не мог читать из-за быстро прогрессирующего косоглазия – теперь Лора читала ему вслух. Ослабленный серьезными болезнями, Людвиг Мис ван дер Роэ умер от воспаления легких, когда ему было 83 года. Некоторые из спроектированных им зданий будут еще долго достраивать и открывать после его смерти.

Автор: Анна Сидельникова
Перейти к биографии