Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Ню

Искусство обнажать

Мне нравится3 
Ню — жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра — ню — сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость».
Одним из самых ранних изображений обнаженной натуры на территории современной Европы считаются древнегреческие скульптуры VI—V в. до н.э., которые устанавливали в святилищах в качестве надгробного памятника. Мужская фигура называлась курос, женская — кора. Теплый климат и традиции греческих спортивных соревнований, когда спортсмены выступали обнаженными, привнесли в скульптурные традиции естественность обнаженной натуры триумфаторов и героев. Нагими изображали богов и богинь, одеждой же скульпторы снабжали обычных людей.

В IV в. до н.э. скульптура Афродиты Книдской, созданная знаменитым греческим скульптором Праксителем с использованием математических расчетов пропорций тела, стала эталоном изображения обнаженной женской фигуры.
С распространением христианства изображения нагого человеческого тела стали символами греха и распущенности не только в Западной Европе, но и в Византии. Исключениями стали изображения Адама и Евы, а также сцены Страшного суда. Во времена позднего средневековья изображение нагих тел можно было встретить в иллюстрациях к рукописным манускриптам, а также в качестве рисунков, изображающих Знаки Зодиака. Нагое тело Христа демонстрировало его изможденность и раны, но никак не половую принадлежность. Однако младенец Христос часто изображался с обнаженным пенисом в сценах обрезания Господня по вполне понятным теологическим принципам трактовки библейских писаний.

В искусстве японских художников жанр «ню» ассоциировался с откровенными сценами. Произведения откровенного жанра, известные под названием «сюнга», — сексуальны и в то же время эстетически красивы. Сюнги рисовали многие известные художники Японии; свитки не только были своеобразным пособием для молодых пар, но и считались охранными артефактами и стоили очень дорого.
Китагава Утамаро. Купание в холодной воде
Китагава Утамаро
1799
Китагава Утамаро. Куртизанка
Китагава Утамаро
1799
В европейское искусство ню вернулось в эпоху Возрождения. Здесь уместно вспомнить скульптуру древнегреческого героя Давида, символа Флорентийской республики, исполненную знаменитым мастером Донателло. «Давид» Донателло — герой, отдыхающий после боя — стал первой отдельно стоящей обнаженной фигурой со времен античности.

Эстафету подхватил Микеланджело, поместив обнаженных героев в росписи Сикстинской капеллы, а также создав самую известную скульптуру обнаженного мужского тела — своего собственного «Давида». В отличие от Донателло, пятиметровый «Давид» Микеланджело изображает древнегреческого героя, который только готовится вступить в битву с Голиафом.
Микеланджело Буонарроти. Давид
  • Донателло. "Давид". Ок. 1440
  • Микеланджело. "Давид". 1501-1504
Продолжил тему обнаженной натуры Сандро Ботичелли, выполнив для семьи Медичи картину «Рождение Венеры». Ее прообразом стала мраморная копия бронзовой статуи Венеры, созданной в 1 в. до н.э., которая принадлежала Медичи.
«Спящая Венера» Джорджоне начала череду классических изображений ню полулежащей женской фигуры на фоне пейзажа: «Венера Урбино» Тициана, «Венера с зеркалом» Веласкеса, «Обнаженная маха» Гойи и многие другие работы вплоть до «Олимпии» Мане. Несмотря на классические пропорции, все эти картины призваны подчеркнуть сексуальность женского тела.
Тициан Вечеллио. Венера Урбинская
Тициан Вечеллио
1538, 119.2×165.5 см
Лукас Кранах Старший. Нимфа весны
Лукас Кранах Старший
1537, 48×72 см
Рембрандт Харменс ван Рейн. Вирсавия с письмом царя Давида
Рембрандт Харменс ван Рейн
1654, 142×142 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Источник
Жан Огюст Доминик Энгр
1856, 163×81 см
Помимо младенца Христа, частым стало также изображение бога любви и страсти Эроса, который из красивого мужчины превратился в голенького крошку-херувима Амура, или Купидона.
Первенство использования обнаженной женской натуры для позирования при создании живописных картин приписывают Рафаэлю. Считается, что именно Рафаэль отказался от использования юношей и мальчиков-натурщиков, к рисункам которых позже пририсовывали женскую грудь, и пригласил позировать женщин.
Микеланджело начал свои исследования женской обнаженной натуры несколько ранее, используя предварительные карандашные и угольные наброски ню при подготовке к живописным работам, где изображались люди в одеждах.
В эпоху Возрождения практика обучения художников рисунку человеческого тела с натуры вошла в обычную практику и остается таковой до сегодняшних дней. Обращение к живому телу привело к большей натуралистичности изображений и уходу от античных канонов. Рубенс, так щедро изображавший на своих картинах натуралистичные женские формы, благодаря своим работам дал имя прилагательному «рубенсовский». «Рубенсовские формы» и «рубенсовские женщины» дают нам представление о женской красоте эпохи барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. На примере работ великого фламандца у нас есть возможность проследить за развитием техники изображения ню в живописи середины XVII века.
В эпоху рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
изображения ню стали более игривыми, эротичными. Ню нашло свое отображение и в более поздних работах классиков живописи в контексте мифологических и исторических сюжетов. Женская нагота считалась приемлемой, в то время как обнаженное мужское тело вызывало яростный протест у публики и воспринималось как посягательство на нравственные устои.
«Маха одетая», по легенде, была написана позже специально для того, чтобы при помощи особого механизма закрывать собой «Маху обнажённую».
Импрессионисты внесли свой шокирующий публику вклад в жанр ню, перейдя от исторической тематики к повседневности, рисуя обнаженных женщин, ведущих обычный (нередко порочный) образ жизни. Так, Мане шокировал публику, изобразив известную даму полусвета в классической «позе Венеры». Курбе порицали за «Женщину с попугаем» — его натурщица также была проституткой. Его же «Происхождение мира» — и вовсе отдельная и весьма скандальная до сих пор история, причем она продолжает преподносить сюрпризы.
Эдуар Мане. Олимпия
Олимпия
1863, 130.5×190 см
К слову, во Франции в XIX веке женщинам-художницам было запрещено работать с обнажёнными моделями. О художницах-новаторах, чье творчество не вписывалось в рамки светских канонов, читайте в нашей публикации.
Жанр ню претерпевал изменения вместе с мировыми тенденциями течений в искусстве. Пришедший на смену импрессионизму модернизм еще более отдалился от гладких идеалов богов и богинь — таковы, к примеру, работы Эгона Шиле, жесткая эротика которых и в наше время подвергается цензуре.
Не отказывались от жанра ню и Пикассо, и Матисс, привнося в изображения обнаженных женщин кубистические и экспрессивные решения.
Пабло Пикассо. Стоящая обнаженная и сидящий мушкетер
Пабло Пикассо
1968, 161.9×129.5 см
Тамара Лемпицка. Ритм
Тамара Лемпицка
1924, 160×144 см
Эпоха модерна диктовала свои каноны в искусстве на стыке XIX и XX веков, возвращая в обиход эталоны классической гармонии. Им же были привержены «мирискусники» и близкие к их кругу русские художники, варьируя, впрочем, свои предпочтения от барокко и рококо до строгих греческих пропорций. Кустодиева, например, называли «русским Рубенсом», а работы в жанре ню Серебряковой отличает соразмерная гармония фигур.
Борис Михайлович Кустодиев. Русская Венера
Борис Михайлович Кустодиев
1925, 200×175 см
Борис Михайлович Кустодиев. Купальщица
Борис Михайлович Кустодиев
1921, 62.4×72 см
Борис Михайлович Кустодиев. Постановка модели в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Купальщица
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1911, 98×89 см
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Баня
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1926, 138×90 см
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Баня
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1913, 135×174 см
Константин Андреевич Сомов. Купальщицы на солнце
Константин Андреевич Сомов
1930, 16×12 см
Константин Андреевич Сомов. Боксер
Константин Андреевич Сомов
1933, 54.8×46 см
Константин Андреевич Сомов. Обнаженный мужчина с сигаретой
Константин Андреевич Сомов
1933, 12.6×21.1 см
Русский авангард
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
пошатнул каноны ню — чего стоит лишь галерея «Венер» Михаилв Ларионова! Во времена СССР художники старались обходить темы ню, не афишируя свои работы в этом жанре широко. Одной из первых картин в жанре ню, выставленных на всеобщее обозрение, стала работа Аркадия Пластова «Весна». На Всесоюзной художественной выставке в 1954 году эта картина впервые после долгих лет представила советскому зрителю обнаженное женское тело, что вызвало большие толки и пересуды.
Впрочем, работы Александра Дейнеки в жанре ню были довольно известны.
Стоит отличать жанр ню от откровенно эротических изображений. Если в старину обнаженная женская щиколотка в чулке, продемонстрированная публично, могла вызвать нешуточный скандал, то мода ХХ века постепенно обнажила человеческое тело. Престижность красивого загара и изобретение бикини сделали свое дело — обнаженным телом сегодня никого не удивишь. Современные художники, работающие в жанре ню, уделяют большое внимание композиции и смысловым акцентам, в то время как эротическая составляющая уходит на второй план.

Известные художники, работавшие в жанре ню: Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Рубенс, Сандро Ботичелли, Франсуа Буше, Густав Моро, Пьер Огюст Ренуар, Эрнст Людвиг Кирхнер, Гюстав Курбе, Эгон Шиле, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Элис Нил, Сильвия Слейг, Люсьен Фрейд, Сесили Браун.
Знаковые картины в жанре ню: Сандро Ботичелли, «Рождение Венеры«; Тициан Вечеллио, «Венера Урбинская«; Лукас Кранах Старший, «Нимфа весны«; Рембрандт, «Венера с письмом царя Давида«; Питер Пауль Рубенс, «Три грации«; Франсиско Гойя, «Обнаженная Маха«; Эдуар Мане, «Олимпия»; Жан Огюст Доминик Энгр, «Источник»; Пьер Огюст Ренуар, «Обнаженная»; Борис Кустодиев, «Русская Венера», Люсьен Фрейд, «Спящий социальный работник», Аркадий Пластов, «Весна».

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: Диего Веласкес, "Венера перед зеркалом". 1651
Мне нравится3 
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.