Регистрация
 Джорджоне
Италия 1477−1510
Подписаться12             
Подписаться12             
Биография и информация
 
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, или Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco; 1477 (1478) — 1510) — великий живописец, являющийся одним из ярчайших деятелей Ренессанса, представитель венецианской художественной школы. Любопытно, что некоторые из его незавершенных полотен дописал Тициан уже после смерти автора.

Настоящим именем живописца является Джорджо, однако в связи с крупным телосложением ему дали прозвище — Джорджоне (т.е. большой). Точной информации о происхождении этого великого мастера не установлено. Популярна точка зрения, что он связан с известным семейством Барбарелли, потому позже живописца нередко звали Джорджо Барбарелли да Кастельфранко.

Биография великого мастера во многом загадочна. Он был одним из наиболее одаренных деятелей эпохи Ренессанса в Венеции, хотя и умер в достаточно молодом возрасте (вероятно, из-за холеры). Картины, которые принадлежат его авторству, немногочисленны, они не присутствуют во всех крупных музеях мира, однако вызывают неутихающий интерес и по сей день. Творчество гениального автора превосходно отражает присущую эпохе Ренессанса любовь к человеческой красоте, самому бытию.

Особенности творчества художника Джорджоне: даже в начале пути великого мастера проявляется ключевая особенность его манеры — поэтическое изображение многообразия сокрытых в природе, в самом человеке сил, существование которых способно раскрыться не в действиях, а в тихой одухотворенности. Художнику удавалось изображать пейзажи так, что они не только становились фоном для главных фигур, но и передавали глубину пространства, создавая незабываемое впечатление от всего полотна.

В зрелых картинах автора есть чувство неявного дыхания жизни, а органичное воспроизведение натуры соединено с некоторой идеализацией, утонченной эмоциональной атмосферой, непростым, ассоциативным характером идеи и сюжета. Все это придает произведениям автора флер недосказанности. В произведениях более позднего периода сформировалась основная тема в творчестве Джорджоне — сочетание человека и натуры.

Известные картины художника Джорджоне: «Святое семейство», «Испытание огнем Моисея», «Суд Соломона», «Юдифь».

Таинственное творчество Джорджоне

Таинственность, окружавшая как личность, так и творчество великого мастера, объясняется не только ограниченными данными об этом гениальном художнике, но и отсутствием подписанных им картин. Правда, современник живописца, Маркантонио Микиэль, все же оставил после себя детальное описание работ великого мастера, которые находились на то время в частных коллекциях. Как раз это дало возможность опознать полотна в самых разных европейских музеях.

Найдена информация о 2-х официальных заказах, которые получил мастер в 1507-м году, однако фрески, сделанные по ним, не сохранились до наших дней. Работы художника обогатили искусство Венеции актуальным прочтением особенностей композиции, колористики, фактуры, к тому же несколько разнообразили выбор сюжетов; произведения Джорджоне послужили образцом для наиболее известного из его последователей — Тициана, которого в дальнейшем считали одним из самых талантливых художников Италии.

В очень юном возрасте Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в 16 лет художник Джорджоне работал и учился у знаменитого мастера Джованни Беллини. Как раз в Венеции в его творчестве ярче всего проявились новые гуманистические идеи, в начале XVI ст. его работы обладали четко выраженным светским характером. Наследие художника имело немалое влияние на ряд итальянских живописцев, и это вызвало ряд проблем с атрибуцией картин Джорджоне.

Картины Джорджоне — загадочные шедевры эпохи Ренессанса

Образ Юдифи нередко служил источником вдохновения для множества живописцев этой эпохи. Она олицетворяла гражданское достоинство, доблесть, самопожертвование. Юдифь, которую создал художник Джорджоне, — это тонкий, непростой и таинственный образ. На полотне изображена героиня библейской легенды в тот самый момент, когда она, удачно выйдя из вражеского лагеря и исполнив долг, останавливается в задумчивости над грозным трофеем. Ее глаза опущены, а лицо исполнено безмятежности. Картина Джорджоне «Юдифь» — одно из величайших произведений художника.

Непривычна и интересна также знаменитая алтарная композиция мастера «Мадонна Кастельфранко». Художник Джорджоне выбрал тему святой беседы (Мадонна в окружении святых говорит с ними), которая была популярна среди венецианских алтарных картин. Этот сюжет не имел непосредственного отношения к Библии, а потому предоставлял большой простор для создания полотен именно в светском духе.

Святой Георгий с Франциском находятся вблизи трона, на котором восседает Мадонна с ребенком. На месте обычного для таких композиций окружения, символизирующего церковь, живописец изобразил венецианскую провинцию. Прозрачность красоты светлого пейзажа, исполненного простора и окутанного легкой дымкой, отвечает той спокойной задумчивости, в которой пребывает Мадонна со святыми. Между персонажами работ Джорджоне будто бы натянуты невидимые духовные нити, которые создают ощущение их истинного внутреннего единства, и это наполняет полотно особенной лирической атмосферой.

Данный алтарный образ заказан Туцио Костанцо в память о его погибшем сыне. Он был предназначен для капеллы в соборе г. Кастельфранко. У основания престола Мадонны находится саркофаг с гербом династии Костанцо — туда и устремлен взгляд Богоматери. Св. Георгий, являющийся патроном воинов, — наилучшее изображение Маттео Костанцо, убитого на войне.

«Мадонна Кастельфранко» — произведение Джорджоне, созданное для церкви, однако мастер имел свободу творчества касательно сущности самого образа. Эта работа наполнена светской атмосферой, верно ее сравнение со своеобразной надгробной элегией. Однако автор не просто переосмыслил обычную литургическую композицию, а пошел дальше, отказавшись в числе первых среди живописцев Европы от традиционных тем.

Нестандартные подходы и спокойное созерцание

И вправду, картины Джорджоне зачастую существенно отличаются от остальных полотен эпохи Ренессанса. Обычно сюжеты были взяты из неизвестных источников, а смысл их до сей поры неясен. Неспроста данные картины вызывают так много споров и в наше время — их интерпретации был посвящен ряд исследований. В особенности сложно поддаются толкованию картины великого Джорджоне «Три философа» и «Гроза». Первая из них выполнена для патриция Таддео Контарини, чтобы украсить его дом, вторая — для еще одного представителя знати, Габриеле Вендрамина.

Художник создал необычные для своей эпохи картины в небольшом формате. Они являются созерцательными по своему смыслу, способными удовлетворить самых взыскательных частных заказчиков, будучи к тому же рассчитаны на тонкое общение зрителя и самого произведения. Заказчики и ценители картин Джорджоне — это представители самых интеллигентных кругов общества Венеции, которые приобщились к идеям гуманизма и получили превосходное образование.
Читать дальше
Работы понравились
Виктория Сергиенко
Дмитрий Иванов
+7

Лента
Джорджоне – поистине самый загадочный и скромный живописец эпохи Высокого Возрождения. Есть много версий о его происхождении, но нет ни одного документального подтверждения ни одной из них. Многие искусствоведы заявляют, что он был учеником крупнейшего художника Джованни Беллини, но и у этого предположения нет прямых доказательств. Неоспоримым является только то, что талант Джорджоне был новаторским, выдающимся и ярким. Кроме своих замечательных работ, он знаменит тем, что успел за свою недолгую жизнь помочь раскрыть талант легендарному Тициану — последний был его учеником. По какой-то причине Джорджоне не подписывал свои полотна и не называл их. Атмосфера легкой недосказанности вообще присуща картинам, которым приписывают его авторство.

Картина Джорджоне «Юдифь» написана предположительно в 1504–1506 годах. На холсте мы видим прелестную молодую женщину, которая одной рукой непринужденно держит грозный меч, другой придерживает свой хитон. Женщина едва уловимо улыбается, она погружена в свои мысли. Стройная нога Юдифи покоится на отрубленной ею же голове, согласно одной из библейских легенд. По легенде, благочестивая вдова втирается в доверие к военачальнику Навуходоносора Олофрену, который с огромным войском взял в осаду ее родной город. При первом удобном случае вдова обезглавливает предводителя врагов, спасая этим свой народ.

Картина Джорджоне «Юдифь» — это полотно, которое не может оставить равнодушным. Умиротворенная женщина и природа, что открывается за ее спиной, резко контрастируют с отрубленной головой Олофрена. Художник явственно показывает, как Юдифь оценивает свой поступок. Спокойствие и чувство выполненного долга отражены на лице героини. Нежная и очаровательная Юдифь заступилась за свой город, и убийство врага никак ее не изменило. Она осталась такой же благочестивой — так преподносит нам это Джорджоне.

Современники Джорджоне утверждали, что именно этот мастер первым внес в строгий венецианский стиль того времени романтический лиризм. Герои его полотен демонстрируют эмоции, их настроения и переживания сразу улавливаются ценителями. Живописец смело давал новое толкование тому или иному событию, послужившему сюжетом для его картины. В картине Джорджоне «Юдифь» легенда нашла и свежее прочтение, и исполнение.

Кисти Джоржоне приписывают от десяти до пятнадцати картин. Но даже такое небольшое наследие привело к появлению огромного числа последователей и подражателей. Оригинал картины Джорджоне «Юдифь» можно увидеть в российском Государственном музее «Эрмитаж». Последний раз уникальное полотно подвергалось реставрации в 1967 году.
Джорджоне. Юдифь
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 51 работа
Джорджоне. Церера
0
Церера
54×74 см
Джорджоне. Сельский концерт
0
Сельский концерт
1510-е , 138×110 см
Джорджоне. Мадонна со свв. Антонием Падуанским и Рохом
0
Мадонна со свв. Антонием Падуанским и Рохом
133×92 см
Джорджоне. Фриз с гризайлями с изображениями "семи свободных искусств" и механики. Доспехи
0
Фриз с гризайлями с изображениями "семи свободных искусств" и механики. Доспехи
Джорджоне. Музыкальные инструменты
0
Музыкальные инструменты
Джорджоне. Земля, луна и солнце
0
Земля, луна и солнце
Джорджоне. Юный Моисей перед Фараоном
0
Юный Моисей перед Фараоном
1505, 72×89 см
Джорджоне. Буря (Гроза)
1
Буря (Гроза)
1507, 73×82 см
Джорджоне. Лаура
0
Лаура
1506, 33×41 см
Посмотреть все 51 работу художника
HELP