Регистрация

Происхождение мира

Предложить название
1866, 46×55 см • Масло, Холст
Доп. изображения —

Описание картины «Происхождение мира»

На примере картины Гюстава Курбе «Происхождение мира» отчетливо видно, насколько тонка и размыта граница, отделяющая порнографию от эротики, голый эпатаж – от творческой позиции, бесхитростную эксплуатацию – от высокого искусства. Один, едва взглянув на нее, отметит руку мастера и янтарную тициановскую палитру. Другой припомнит что-нибудь из репертуара группы «Ленинград» или скривится, словно гайдаевский герой: «Срамота!».

Сегодня каждый может принять участие в дискуссии: полотно выставлено на всеобщее обозрение в парижском Музее д'Орсэ (впрочем, чтобы дискуссия не вышла слишком уж оживленной, у картины всегда дежурит персональный охранник). А в 1866-м, когда было написано «Происхождение мира», напоказ не выставляли ни гениталии, ни свое мнение по их поводу. На суд публики картина была представлена лишь 120 лет спустя – путь, который ей пришлось проделать, так и хочется назвать одиссеей.

Курбе писал «Происхождение мира» для частной коллекции – его художнику заказал турецкий дипломат Халил-Бей, проживавший в те годы в Париже. Халил-Бей был большим ценителем женской красоты – кроме прочего, в его коллекции уже были «Турецкая баня» Доминика Энгра и «Спящие» того же Курбе. В конце концов, дипломат разорился и был вынужден распродать свое собрание – в 1868-м «Происхождение мира» попало к известному парижскому антиквару Антуану де ла Нарде. Через 20 лет полотно (спрятанное от нескромных взглядов под фальш-панелью с незатейливым пейзажем) обнаружил романист Эдмон де Гонкур – один из братьев Гонкур, чьим именем названа знаменитая литературная премия. В начале XX века картина попала в парижскую галерею Бернхайма, где ее приобрел венгерский коллекционер Ференц Хатвани. До Второй мировой войны полотно оставалось в Будапеште. Затем оно какое-то время считалось потерянным, но в 1955-м снова «всплыло» - его купил у неизвестного торговца французский психоаналитик Жак Лакан.

По просьбе Лакана его сводный брат – художник Андре Массон – сделал для картины Курбе еще одну раздвижную раму, поверх которой написал пейзаж, в точности повторяющий контуры оригинала. В таком конспиративном виде «Происхождение мира» находилось в загородном доме Лакана до его смерти. А в 1981-м картина была передана Музею д'Орсэ в качестве оплаты налога на наследство, где, похоже, и обрела окончательное пристанище.

Впрочем, даже постоянная прописка в одном из самых респектабельных музеев мира не уберегла «Происхождение мира» от новых скандалов и сенсаций – порой, откровенно бульварного толка.

В 2013 году в Музее д'Орсэ прошла выставка “Masculin/Masculin”, посвященная мужской наготе в искусстве. Одним из самых громких объектов экспозиции стала фоторабота «Происхождение войны». Художница Орлан сделала шедевру Курбе операцию по перемене пола – то ли оммаж мастеру, то ли откровенная издевка.

В 2014-м Почтовое ведомство Франции отказалось печатать тираж марок с репродукцией картины Курбе, спровоцировав в газетах продолжительную дискуссию о нравственности и ханжестве. В 2015-м отличилась социальная сеть Facebook, заблокировавшая аккаунт некого французского учителя, опубликовавшего «Происхождение мира» на своей странице.

Но самая громкая сенсация, пожалуй, состоялась в 2013-м, когда французский коллекционер, пожелавший остаться инкогнито, заявил, что нашел недостающую часть картины – голову женщины, которую Курбе якобы «отрезал», чтобы сохранить в тайне личность натурщицы.

Большинство искусствоведов сходится во мнении, что для «Происхождения мира» Гюставу Курбе позировала Джоанна Хиффернан. Джоанна была частой и любимой моделью Курбе, предположительно она была одной из натурщиц для почти столь же скандального полотна «Спящие». Эксперты не торопятся с выводами. С одной стороны, положение головы девушки не слишком соответствует позе на «Происхождении мира», да и размер последнего – слишком типичен для полотен Курбе, чтобы считать его фрагментом. С другой, Джоанна по совместительству была еще и музой приятеля Курбе – небезызвестного Джеймса Уистлера. Курбе вполне мог убрать голову, чтобы сохранить в тайне свой роман с Хиффернан.

Впрочем, Уистлер опознал свою ветреную подругу даже без головы. Вскоре после того, как было написано «Происхождение мира», он расстался с Джоанной. Вряд ли можно было придумать лучший комплимент для Курбе, который считал, что живопись должна быть «предельно конкретным искусством», и был фанатично предан реализму. «Происхождение мира» - убедительное доказательство могучей потенции Гюстава Курбе. В первую очередь, как портретиста.

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Ню
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Константин Разумов. В розовом пеньюаре.
  • Константин Разумов. Мечта.
  • Джек Веттриано. Шикарно одетая
Женщины
Собирает Вадим Спиряев
35 работ • 1 комментарий
  • Пабло Пикассо. Арлекин-музыкант
  • Орацио Джентилески. Даная
  • Эдвард Мунк. Мужчина и женщина
фигуративная живопись
Собирает Кристина К.
27 работ • 0 комментариев
  • Октавио Окампо. Видения Дон Кихота
  • Антонис ван Дейк. Оплакивание Христа
  • Карл Павлович Брюллов. Диана, Эндимион и Сатир
МАСТЕРА
Собирает ДМИТРИЙ ЧЕРНЫХ
11 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эдвард Мунк. Мужчина и женщина
3
Мужчина и женщина
Эдвард Мунк
1898, 60.2×100 см
Пабло Пикассо. Арлекин-музыкант
2
Арлекин-музыкант
Пабло Пикассо
1924, 113.8×97.2 см
Орацио Джентилески. Даная
5
Даная
Орацио Джентилески
1621, 161.3×226.7 см
Антонис ван Дейк. Оплакивание Христа
1
Оплакивание Христа
Антонис ван Дейк
1629, 39×34.5 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP