войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Натюрморт

Застывшая природа

Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.
Натюрморт

История происхождения жанра натюрморт

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель.

До XVI—XVII века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками.
Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516). Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом, известный также как «мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.
«Первым натюрмортом» историки искусства часто называют работу Караваджо. Кстати, останки художника захоронили лишь в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий болезни. Во время траурной церемонии на гроб с останками Караваджо вместо букета положили корзинку с фруктами — такую, как на этом натюрморте.

Натюрморт ванитас

Выделяют отдельный поджанр натюрморта — ванитас (от латинского vanitas — суета, тщеславие), где центральным предметом композиции является человеческий череп. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл. 1:2) — именно этот библейский стих является лейтмотивом всех натюрмортов ванитас. Иногда череп изображали на обратной стороне портрета. Таким образом мастера эпохи барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
аллегорически изображали быстротечность жизни и смертность человека. Первым голландским натюрмортом кисти Якоба де Гейна считается именно «Vanitas» (1603). Жанр ванитас был настолько популярен, что нашел свое отражение и в литературе: Уильям Шекспир отобразил его в трагедии «Гамлет» (1600 — 1601), дав в руки Гамлету череп Йорика.
Якоб де Гейн. Ванитас
Ванитас
1603, 32.5×21.2 см

Символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
натюрморта

Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов, чему немало способствовали ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти, то ростки зерен символизировали жизнь, цветы — любовь, а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс. Символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
был настолько распространенным явлением, что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники, которые издавались достаточно большими тиражами.
Жанр натюрморта быстро развивался, сопровождая научные достижения и географические открытия. На картинах изображали различные редкости — предметы быта и растения, посуду и фрукты, технологию изготовления различных предметов.

Типы натюрморта

Первый тип натюрморта изображает вещи, принадлежащие некоему владельцу, и характеризуется достаточно свободной, естественной композицией. При этом предметы, изображенные на картине, являются косвенной характеристикой их хозяина.

Второй тип натюрморта изображает предметы как самоценные вещи. Нарочитая, выставочная композиция призвана подчеркнуть декоративность изображения.

Цветочный натюрморт

В 1620-х годах Голландия превратилась в центр торговли экзотическими тюльпанами. Это привело к развитию жанра «цветочный натюрморт». Главными мастерами, работавшими в этом жанре, были Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем. Цветочные натюрморты пользовались большой популярностью не только в Голландии, но и по всей Европе: луковицы тюльпанов были настолько дороги, что позволить их себе мог не каждый. А вот купить картину с роскошным букетом, радующим глаз долгие годы, было куда выгоднее. К тому же нередко получить в реальности букет, изображенный на картине, было невозможно: художники собирали в единые композиции растения, цветущие в различное время.

Завтраки на картинах

Изображение накрытого стола — еще один вид голландского натюрморта, популярного в XVII веке. На картинах изображали блюда, подаваемые традиционно к завтраку — сыр и булочки, фрукты, ветчину, сосуды с пивом. Более зажиточные горожане могли себе позволить полюбоваться изображениями пирогов и дичи, омаров, креветок и вина. О многом свидетельствовала посуда: изящное стекло (символизировало хрупкость), серебро (богатство), китайский фарфор (чистота). Ступка и пестик символизировали женское и мужское начала, пустой бокал означал смерть, а наполненный наполовину — умеренность.

Ученый натюрморт

Еже один жанр натюрморта, пользующийся популярностью в XVII веке — ученый натюрморт. Для него характерны изображения религиозной символики, книг, географических карт, а также приемы оптической иллюзии и гиперреализм («обманки», тромплей). Чтобы разобраться во всех символах ученого натюрморта, следовало быть достаточно образованным человеком и досконально знать Библию.

Охотничий натюрморт

Так называемый «охотничий» натюрморт изображал мертвую дичь и рыбу и был очень популярен у богатой аристократии. Охотничий натюрморт часто был предметом интерьера мужского кабинета, символизируя удачливость его владельца.

На стыке жанров

Часто встречаются натюрморты, вписанные в пейзаж или в интерьер. В этом случае главным является натюрморт, а его художественное обрамление — второстепенно и несет дополнительную смысловую нагрузку.

Натюрморт в России

В России натюрморт появился в начале XVIII века. В традициях академизма жанр натюрморта считался «низким» — в отличие от «высокого» жанра исторической и мифологической картины. В Академии художеств на третьем и втором курсе обучения ученики рисовали, по сути, натюрморты — гипсовые головы и гипсовые фигуры, оттачивая технику рисунка.

Современный натюрморт

Очередной расцвет натюрморта как жанра пришелся на начало ХХ века. Художники активно развивали изобразительный язык цвета, формы и композиционного построения картины. Натюрморт становится жанром художественного эксперимента.
Каждое следующее художественное течение вносило в натюрморт свои особенности. Этот жанр хорошо подходил для демонстрации зрителю основных принципов того или иного стиля. Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар уделял натюрмортам много внимания, рисуя букеты цветов и фрукты. Одна из составляющих популярности постимпрессиониста Винсента ван Гога — его цветочные натюрморты. Сезанн и жанр натюрморта — еще одна стойкая ассоциация: художник написал знаменитую серию картин с яблоками, винными бутылками и кувшинами с водой. Пабло Пикассо, проходя различные стадии развития своего творчества, создавал натюрморты в стиле кубизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
, сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
и постимпрессионизм, каждый раз по-новому интерпретируя предметы окружающего мира.

Сюрреалисты также отдали дань жанру натюрморта. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо Моранди — каждый из них неоднократно запечатлел в своих картинах неодушевленные предметы, существующие в фантастических мирах и иных творческих измерениях.
Развитие рекламы сыграло весомую роль в развитии жанра натюрморта. Идеализация предметов и гламурность, призванные привлечь потенциального потребителя, были свойственны коммерческим художникам, создающим привлекательные образы товаров для их продвижения на рынке. В то же время, ряд художников — например, Энди Уорхол и Джеймс Розенквист — использовали приемы натюрморта для высмеивания потребительского ажиотажа, культивируемого в обществе.
После Второй мировой войны большую популярность стали играть инсталляции: овеществленные натюрморты представляли в виде пространственных композиций. Современные прочтения натюрморта стали одной из самых дорогих тенденций в нынешней поп-культуре: в этом жанре работают Джефф Кунс, Такаси Мураками, Дэмиен Хёрст.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$545
Оригинал
Татьяна Гоголошвили. Магритт в городе.
  • Реклама
Магритт в городе.
2024, 40×30 см
$130
Оригинал
Зайченко Георгий. Домик в саду
  • Реклама
Домик в саду
2010, 65×65 см
$871
Оригинал
Nina Rassen. Сотворение мира День-5
  • Реклама
Сотворение мира День-5
XXI век, 80×2×80 см
Неизвестный художник. Мир
  • Реклама
Мир
Григор Багдасарян. Гвозди
  • Реклама
Гвозди
2015, 60×40 см
Наталия Припутникова. Ночной город
  • Реклама
Ночной город
XXI век, 50×50×2 см
$163
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 872
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$272
Оригинал
Андрей Люмес. "У самого синего моря"
  • Реклама
"У самого синего моря"
2023, 45×35 см
$76
Оригинал