войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Александр Тышлер в вопросах и ответах. К ретроспективе в ГМИИ им. Пушкина

Вы наверняка слышали имя этого художника и видели его работы — хотя бы в комедии Авдотьи Смирновой «Кококо», где простодушная и необразованная героиня мокрой тряпкой протерла рисунок мастера. Но почему Тышлера чаще лишь упоминают в связи с Экстер, Маяковским, Мейерхольдом, Ахматовой, Шагалом, однако выставку «Александр Тышлер. Игра и лицедейство» музейщики считают важным событием года? Предлагаем интересные факты с иллюстрациями в качестве ответов на эти вопросы.
Александр Тышлер в вопросах и ответах. К ретроспективе в ГМИИ им. Пушкина
Александр Тышлер (1898−1980) — уникальная фигура в истории изобразительного искусства, признанный классик сценографии, живописец-станковист, автор графических серий. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 14 июля до 17 сентября 2017 года около 150 работ художника представляют пестрый театр его творческих и жизненных страстей. Экспозицию поделили на пять тематических разделов: «Человек на Земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме», «Театр» и «Капричос».

В каком стиле работал художник? Раз он начинал в 20-е, во времена Малевича, — это авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
?

Нет. Тышлер начинал с геометрических форм и абстракции, но вскоре обрел свой стиль в сфере фигуративного искусства, причем фигура человека — ключевой объект для Тышлера. «Жанр внутри жанра», фантасмагория — так можно охарактеризовать его творчество. Как-то раз, на выставке в честь 30-летия Московского отделения Союза художников, Никита Сергеевич Хрущев увидел работы Тышлера, и, возмущенный, закричал: «А это что такое?!» Последовал ответ одного из руководителей МОСХа: «А это — театр». Хрущев успокоился: в театре все возможно. Остановимся на этом и мы.

Стиль у художника, конечно, оригинальный. Где он так научился?

Именитые и просто прилежные учителя сначала Киевского художественного училища, затем — легендарного училища ВХУТЕМАСа хотя и повлияли на формирование таланта, но не сыграли судьбоносную роль в его творческой жизни. Из мастерской Экстер Тышлер фактически сбежал: начертанный им на стене в студии революционный лозунг был его прощальным приветом. А у Фаворского юноша учился «постольку-поскольку». Тышлера больше занимала артистическая тусовка, где кипели жаркие споры о новом искусстве. Выпускники ВХУТЕМАСа организуют объединение ОСТ — «Общество художников-станковистов». Тышлер — одна из его ключевых фигур, друзья Дейнека и Пименов тоже там.

У Тышлера были кумиры? Ведь вокруг него - сплошь легендарные личности!

Действительно, в Киеве Тышлер сблизился и подружился с Мандельштамом и Эренбургом, в Москве — с Маяковским, Есениным, Багрицким и не только. Художник понимал, насколько талантливы его друзья. И это понимание было взаимным. «Так и бывает — живет рядом с нами веселый добрый человек, покупает дыню, покупает краски, моет кисти, а потом оказывается, он-то и есть великий художник, гордость своих современников," — приводила в письме Тышлеру слова Осипа Мандельштама супруга поэта Надежда Яковлевна.

Супруга Роберта Фалька сообщает Тышлеру о письме мужа 1933 года: «Пишет, что вы — милый сказочник и что ваша графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, которую он видел, доведена до совершенства японской каллиграфии».

Тышлер с большим пиететом относился к Анне Ахматовой, но и она ценила мастера. В Ташкенте в 1943 году поэтесса согласилась ему позировать. Во время сеанса он рисовал карандашные портреты, а она читала вслух стихи. В 1957 году Ахматова дала в качестве иллюстрации к своей статье в журнале «La Culture et la Vie» именно рисунок Тышлера, и экземпляр со своим автографом отправила художнику.

Сложнее и интереснее — с Марком Шагалом. В ранние годы большой поклонник его творчества, Тышлер позже считает себя равным ему еврейским художником и не стремится увидеться с мэтром, когда тот приезжает в Москву в 1973 году. А растроганный Шагал, узнав о спасении Тышлером его панно после разгрома Государственного Еврейского театра и передаче их в Третьяковку, пишет ему записку с рисуночком (изображением лица):
«Москва 1973
Дорогой Алек. Тышлер
Милый художник, мы передаем Вам — спасибо.
Я не умею рисовать сейчас, т. к. я взволнован — Марк Шагал».

Какими работами больше всего прославился Александр Тышлер?

Как раз работами для театральных постановок, особенно — по Шекспиру. Тышлер оформил около 80 спектаклей, сотрудничал с известнейшими режиссерами. Все началось в 1927 году в Белорусском еврейском театре в Минске, продолжилось с 1930-х годов в Москве, Ленинграде. В 1931—1934 годы Тышлер был сценографом в цыганском театре «Ромэн», с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра. В распоряжении Тышлера — лучшие сцены столицы. Свою работу сценографа художник завершает в 1961 году в Большом театре оформлением оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».

Александр Тышлер — еврейский, украинский или русский художник?

Все три варианта имеют право на жизнь. Судите сами: Александр — восьмой ребенок в семье потомственного столяра-краснодеревщика с фамилией «Тышлер», что в переводе с идиша и означает «столяр», и кавказской еврейки со звучной девичьей фамилией Джин-Джих-Швиль. О себе Тышлер говорил как о еврейском художнике. Об этом вспоминали и власти, не выпуская художника за рубеж. Далее: Тышлер родился 26 июля 1898 года на территории нынешней Украины — в Мелитополе, и учиться старшая сестра Тамара отвезла 14-летнего мальчика в Киевское художественное училище. Тут, к слову, в связи с Александром Тышлером впервые возникают имена знаменитых художников: среди его наставников — Федор Кричевский и Александра Экстер, приехавшая из Парижа, художник посещал ее мастерскую. После революционных вихрей Тышлер устремился в Москву, учиться у известного графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Фаворского. С этого момента возникают основания для третьего — русского варианта применительно к Тышлеру. Как художник он состоялся именно в Москве. Там, с небольшими перерывами, он жил и творил, а если и удалялся от шума городского — то недалеко, в Верею (Подмосковье).

Как Тышлер умудрился не стать соцреалистом?

Действительно, революция, советский строй и Тышлер были попутчиками. Семья была предана новому укладу — Тышлер увлекся рисованием в детстве, когда увидел сестру, рисующую портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Карла Маркса.

В 1919-м Тышлер идет добровольцем в Красную Армию, получает винтовку, однако занимается оформительскими работами: рисует плакаты, транспаранты, оформляет спектакли. Вернувшись в Мелитополь, рисует на фанере портреты вождей ради заработка и бесплатно занимается оформлением «Окон РОСТА». Это — «красная строка» биографии Тышлера.

А теперь — о черной полосе, которая поставила мастера вне какого-либо строя и парадных сцен в творчестве. «Жизнь моих братьев и сестер была недлинная. Брат Илья — наборщик-большевик, был повешен врангелевским генералом Слащевым в Симферополе. Другой брат был убит махновцами. Третий был расстрелян фашистами в Мариуполе в 1942 году," — вспоминал Александр Тышлер. Одна из его возлюбленных Сима Арончик из Минска (мать его внебрачной дочери Беллы) в годы войны погибла в немецком гетто. Исчезали друзья и знакомые: незадолго до расстрела Мейерхольда Тышлер спорил с режиссером о сценографии к Прокофьеву. По приказу Сталина был убит еще один режиссер, с которым дружил и работал Тышлер, — Соломон Михоэлс. Тышлер уходил в фантазии, театр, но по-своему откликался на события.
С середины 20-х годов Тышлер начинает создавать серию работ «Расстрел и погром». Махновцы в 1918-м вошли в родной Мелитополь под видом свадьбы, причем сам Махно был обряжен невестой.
Примечательна история создания известной серии художника «Расстрел голубя»: Тышлер прочитал в газете

Примечательна история создания известной серии художника «Расстрел голубя»: Тышлер прочитал в газете о том, как «полиция какой-то страны поймала почтового голубя, который нес почту с агентурными сведеньями. По законам военного времени голубя расстреляли решением полевого суда. Так возникла тема». Эти серии работ, начатые в 20-х, художник продолжил в 60-е.


Фото: работа Тышлера «Расстрел голубя», 1964. Источник: umbra. media

Почему Тышлеру так нравилось выстраивать конструкции вокруг голов своих героев и героинь?

Художник нередко отвечал на этот вопрос и делился воспоминаниями из детства и юности: «Я вырос на юге, у нас всё на головах носили, всё, буквально всё — бублики, пирожки, лимонад… мне это нравится чисто архитектурно: человек, и у него на голове еще что-то есть… У меня вещи изображены совершенно реально, а соединение их с человеком — фантастично».

И еще одно воспоминание, подростковое: «В 1908 или 1910 году все ждали комету Галлея. Все вокруг было пропитано этой кометой… Даже на шляпках, которые носили женщины, впереди была звездочка, от нее шел назад хвост оранжевого цвета».

Кстати, театральность в творчестве Тышлера — тоже родом из детства: в родном Мелитополе неподалеку от дома расположился цыганский табор, а брат, повздорив с семьей, ушел из дома и нанялся в цирк — гнул подковы «одной левой».

У Тышлера так много женских портретов — просто любил или кого-то конкретно?

Да, Тышлер часто писал дамские портреты. Иногда он изображал и собирательные женские образы, посвящая работы их реальным вдохновительницам. В жизни художника женщин тоже было много.

Первая жена — преданная Настасья Гроздова, искусная портниха, подруга сестры Тамары. Она заботилась о художнике: привезла мешок муки во времена учебы Тышлера во ВХУТЕМАСе, чем спасла его от голодной смерти, брала заказы на шитье (супруги установили расписание, когда жилая комната служит студией художника, а когда — мастерской портнихи), и даже в трудные годы на Тышлере, как говорится, «костюмчик сидел», тщательно подогнанный по фигуре. Художник посвящает жене серии работ— например, цикл «Любовь, или Мечта о прекрасной даме».
Тышлер был натурой страстной, увлекающийся, причем Настасья о многочисленных романах мужа знала, как

Тышлер был натурой страстной, увлекающийся, причем Настасья о многочисленных романах мужа знала, как и о двух его внебрачных детях от разных женщин — сыну и дочке художник помогал. А на смертном одре завещала супругу: «Женись на Флоре».


Александр Тышлер. «Материнство», 1932

Искусствовед Флора Сыркина появилась в судьбе Тышлера в Ташкенте, где тот был в эвакуации с труппой Московского еврейского театра — она писала о театре. Отношения прервались на долгие годы, но судьба снова свела этих двоих в Москве. В 1964 году 66-летний Тышлер снова женился, Флора была младше его на 22 года. Серии «Девушка с цветами», «Обнаженная», «День рождения» — это все о Флоре. Супруга — ревностная поборница творческого покоя мастера, куратор его выставок, автор статей и книг, распорядитель творческого наследия.

Почему у Тышлера столько похожих сюжетов, а также работ с почти одинаковыми названиями?

Это не рефлексия и не склонность к самоповторам, а один из видов перфекционизма и творческое кредо Тышлера: «Я работаю сериями, циклами, то есть не останавливаюсь на этой теме однажды. Я считаю, что один раз сделать — это недостаточно: когда я один раз делаю, вещь подсказывает мне возможность сделать еще раз, еще повторить, и сделать лучше, интересней. Иногда повторяешься пять-шесть раз, это тема подсказывает. Взять, например, „Цыган“: их я писал несколько раз и таким образом против воли почувствовал шире и глубже мир цыган, их характеры. И в то же время каждая работа серии может жить самостоятельно».
Александр Тышлер «Цыгане», 1960. Источник фото: umbra. media
Александр Тышлер «Цыгане», 1960. Источник фото: umbra. media

Так Тышлер – знаменитый художник?

Скажем так — временами. За свою почти 83-летнюю жизнь Тышлеру довелось и почестей отведать, и в опалу попасть. После шквала критики в 1933 году и обвинений в «формализме» его работы не выставляли десятилетиями, а ведь во второй половине 20-х работы Тышлера показывали в Дрездене, Харбине, Лейпциге, на Венецианской биеннале 1928 года. Его не выпускали за границу, хотя приглашений всегда было предостаточно — то Луначарский опасался, что нужный стране мастер не вернется на Родину, то вспоминали происхождение — пресловутый «пятый пункт», то ставили в строку «расстрельную» серию работ. Но если подсчитать общее число выставок, на которых побывали работы Тышлера (около 50 в Союзе и около 30 за рубежом), то о забвении речь не идет. Во времена хрущевской оттепели работы мастера снова начали выставлять, и в целом недостатка в званиях и наградах Тышлер не испытывал. Однако крупные выставки не освещали в СМИ, а спектакли то и дело запрещали — один не понравился Кагановичу, другой — самому Сталину.
Известна такая история: в 1960 году Тышлеру прислал письмо «простой американец», работник ресторана и отец четверых детей. Он увидел работу Тышлера (по одной из версий — «День рождения») в журнале, и влюбился в эту картину. Американец просил ее продать и был готов отдать свои сбережения.
Возможно, он бы смог купить рисунок художника — их на мировых аукционах оценивают в 6 — 15 тыс. долл

Возможно, он бы смог купить рисунок художника — их на мировых аукционах оценивают в 6 — 15 тыс. долларов, а вот с картинами сложнее. Работа Тышлера 1971 года «Театр-женщина» (иллюстрация слева) была продана в 2003 году на «Русских торгах» Sotheby’s за 84 тыс. фунтов.

Организаторы нынешней экспозиции в ГМИИ им. Пушкина говорят о том, что выставки работ Тышлера — событие не частое, в последний раз таковая прошла 20 лет тому. В целом же Тышлер-художник, будучи признанным мастером, заслуживает гораздо большего признания и известности.
Рекомендуемые выставки и показы
Напоминаем: до 20 августа 2017 г. в ГМИИ им. Пушкина проходит выставка Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Читайте также материал по теме: Вместо тысячи книг: что расскажут эксперты о Тициане, Веронезе, Тинторетто и венецианской живописи
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам ГМИИ им. А.С. Пушкина, сведениям из книг, исследований и статей: Вера Чайковская. «Тышлер: Непослушный взрослый»; Флора Сыркина. «Без котурнов. Ахматова и Тышлер», Григорий Анисимов. «Об Александре Тышлере»