9 июня 2017 года Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина презентует зрителям масштабный и исключительный по своей значимости проект «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». 25 знаменитых произведений, исполненных тремя величайшими живописцами, впервые будут собраны в единую экспозицию. Некоторые из картин никогда не покидали пределов Италии.
В эпоху Возрождения Венеция переживала блестящий расцвет искусства и, в первую очередь, живописи. В XVI веке там создавала свои произведения триада величайших мастеров кисти — Тициан Вечеллио (около 1490 — 1576), Якопо Тинторетто (1518−1594) и Паоло Веронезе (1528−1588). Они сыграли определяющую роль в формировании европейской художественной культуры и оказали важное влияние на развитие искусства последующих веков. Выставка в Пушкинском музее даст зрителю уникальную возможность увидеть рядом произведения великих мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе.
Тайная вечеря
1547, 157×443 см
18 мая, в День музеев, руководство ГМИИ им. Пушкина презентовало предстоящую выставку представителям прессы. По словам директора музея Марины Лошак, «это не просто перечень работ, внутри этой выставки есть история, и не одна, на которую нанизываются произведения, собранные нами за последние дни». Рассказывая о сюрпризах предстоящей экспозиции, Марина
Лошак особенно отметила успешную работу отдела реставрации Пушкинского музея, в котором к предстоящей выставке вернули к жизни работу Паоло Веронезе «Воскресение Христа» из коллекции музея. Очень тонкая, очень сложная и очень творческая работа, которую проделала глава мастерской реставрации живописи, художник-реставратор Надежда Кошкина, преобразила вещь и превратила ее в подлинную жемчужину — ту, которой она была изначально.
Паоло Веронезе. «Воскресение Христа». Около 1580. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Еще одна сенсация предстоящей выставки — принадлежащая благотворительному фонду «Классика» композиция Тициана «Венера и Адонис». Опознанная как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктором искусствоведения Викторией Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.
Венера и Адонис
1560, 160×196.5 см
Тициан создал работу «Венера и Адонис» (ок. 1553 г., хранится в музее Прадо, Мадрид — иллюстрация выше) для испанского короля Филиппа II: картина, как и другие шесть работ серии, считались настолько откровенной, что ее завешивали гардиной в присутствии дам. Позже Тициан создал несколько повторений этого сюжета — очевидно, речь идет об одном из них. Интересно будет сравнить общеизвестное изображение и версию, которую представят на выставке.
Снятие с креста
1547, 76×117 см
Тициан, Тинторетто и Веронезе родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование; творчество каждого из них отличалось неповторимым художественным языком и собственным стилем. При этом, они, в каком-то смысле, дополняли друг друга. В их творческих судьбах много общего — все они выполняли заказы для церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков и влиятельных персон. Кроме того, все три мастера возглавляли наиболее активно работавшие мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными.
Тициан. «Саломея с головой Иоанна Крестителя». 1515. Roma, Galleria Doria Pamphilj © 2017 Amministrazione Doria Pamphilj s.r.l.
В многообразной панораме выставки нелегко выделить отдельные примеры, и все же картина Тициана «Саломея» достойна этого по праву. Она принадлежит собранию частной Галереи Дория — Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс
в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью. Стремление к выразительности колористической гаммы составляет отличительную черту венецианской школы.
Нередко сосуществование этих трех мастеров в художественном пространстве Венеции рассматривают как соперничество. Реальность была гораздо более сложной: каждый из мастеров занимал свою определенную нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и к разным слоям общества. Художники внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние: сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную творческую индивидуальность.
Якопо Тинторетто. «Крещение Христа». 1589. Холст, масло. Церковь Сан Сильвестро, Венеция.
Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов, свойственных мифологической тематике, на протяжении последующих веков прославляли венецианскую живопись XVI столетия.
Музы
1578, 206×310.3 см
Пушкинский музей ожидает большой наплыв желающих посетить выставку, поэтому предпродажа билетов начнется уже в конце мая: следите за онлайн-кассами.
Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ им. Пушкина
будет работать с 9 июня по 20 августа 2017 года.
будет работать с 9 июня по 20 августа 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.
Титульная иллюстрация: Тициан. «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (фрагмент). 1515. Roma, Galleria Doria Pamphilj © 2017 Amministrazione Doria Pamphilj s.r.l.
Подготовлено по материалам пресс-релизов ГМИИ им. Пушкина. Иллюстрации — ГМИИ им. Пушкина.