![Штрихи к портрету. 7 историй из жизни Марка Шагала: шпионаж, румяна, музыка Штрихи к портрету. 7 историй из жизни Марка Шагала: шпионаж, румяна, музыка](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/938/457834.jpg)
Первое знакомство Шагала с миром изобразительного искусства произошло только в девятилетнем возрасте
Будущий художник увидел одноклассника, который перерисовывал картинку из иллюстрированного журнала.— Мне это показалось миражом, своего рода черно-белым откровением. Я спросил его, как это делается. «Дурак, — сказал он мне, — иди в библиотеку, найди картинку, которая тебе понравится, и срисуй ее». Так я стал художником. Я пошел в городскую библиотеку, попросил номер «Нивы» и понес его домой. Я выбрал портрет композитора Антона Рубинштейна, на котором, где как мне казалось, все кружится, роится — такими он был наполнен маленькими штрихами, передававшими складки и морщины на лице знаменитого человека. Я скопировал этот портрет , позже еще один, но искусство в то время не было для меня ни призванием, ни профессией. Все эти рисунки я прибил на стену у нас дома.
От другого приятеля Марк впервые услышал имена Верещагина, Репина… Тот, увидев рисунки Шагала (те самые, на стенах), сказал: «Да ты же настоящий художник!». Так рассказывает сам Шагал в книге «Моя жизнь».
![Марк, Белла и Ида Шагал. Париж, 1924 год. Фото: chateau-baux-provence.com Марк, Белла и Ида Шагал. Париж, 1924 год. Фото: chateau-baux-provence.com](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/31e/457927.jpg)
Шагал чувствовал себя художником и стремился выглядеть, как художник
Вирджиния Хаггард Макнил, которая была спутницей художника после того, как не стало его обожаемой Беллы, прочитала воспоминания Шагала и спросила, зачем он это делал. «Так получалось, что рисование своего лица почти не отличалось от рисования картины лица в зеркале», — ответил Шагал. Что уж говорить о холсте?
![Фото: Санкт-Петербург, июнь 1910 года, Марку Шагалу — 22. Источник: merrittgallery-renaissancefinear Фото: Санкт-Петербург, июнь 1910 года, Марку Шагалу — 22. Источник: merrittgallery-renaissancefinear](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/657/457971.jpg)
![Вырвавшись из опасной для него в 1942 году Франции в США, Шагал принимает участие в выставке «Художн Вырвавшись из опасной для него в 1942 году Франции в США, Шагал принимает участие в выставке «Художн](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/b36/458022.jpg)
![С годами художник не идет на уступки: один из биографов Шагала Сидни Александер приводит такой эпизо С годами художник не идет на уступки: один из биографов Шагала Сидни Александер приводит такой эпизо](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/3bf/457930.jpg)
С годами художник не идет на уступки: один из биографов Шагала Сидни Александер приводит такой эпизод. В 1971 году в Сен-Поль-де-Вансе художника навестил его давний приятель, американский скульптор Хаим Гросс. Он попросил Шагала ему позировать и сделал карандашный набросок. Тут же последовали правки: Шагал взял у Гросса карандаш и сделал прическу пышнее, нос — короче, а глаза — выразительнее.
Фото: Марк Шагал в 1949 году. Источник: автор — Изис Бидерманас, theartstack.com
Марк Шагал дорожил своими работами
Немецкий меценат и издатель Герварт Вальден заметил молодого художника и в 1913 году выставил три его работы. Вскоре она из них — картина «Посвящается Христу» — была продана берлинскому коллекционеру Бернхарду Кёлеру. Шагал был на вернисаже, кредит доверия был открыт: после совместной с Альфредом Кубиным выставки Шагала, устроенной весной 1914 года, Вальден готовит персональную выставку работ своего протеже. Для нее были отобраны работы, созданные Шагалом в Париже: 40 картин маслом и 160 других работ — акварелей, гуашей, рисунков.«Итак, из-за выставки Вальдена я отправился в 1914 году в Берлин, где провел всего несколько дней. Я отправился в Россию, чтобы встретиться с моей невестой Беллой. Я рассчитывал на то, что сразу же вернусь с нею в Париж, а по пути заберу в Берлине деньги, которые выручит Вальден от продажи моих картин. Но началась война, и Париж и Берлин я увидел вновь только в 1922 году. Вальден продал за это время все мои картины, но Германия пережила огромную инфляцию, и все предназначавшиеся мне деньги, собранные с 1914 года, не стоили и гроша ломанного», — рассказывает Шагал в одном из своих интервью. Вальден, как оказалось, устраивал выставки и продавал работы Шагала. Вернувшийся художник затевает судебную тяжбу, возвращает всего несколько из них, однако узнает имена коллекционеров, которым были проданы его работы. Но самый примечательный момент в этой печальной истории другой: будучи в Витебске, Шагал увидел на улице немецкого военнопленного, и первым же его порывом было спросить, не слышал ли тот о Герварте Вальдене и о картинах некоего Шагала, оставшихся в Берлине.
![Это был не единственный случай утраты художником крупного массива своих работ: когда он в 1922 году Это был не единственный случай утраты художником крупного массива своих работ: когда он в 1922 году](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/48e/457931.jpg)
Это был не единственный случай утраты художником крупного массива своих работ: когда он в 1922 году после 10-летнего перерыва приехал в Париж и отправился в «Улей» узнать об оставленных там 150 картинах, его постигло огромное разочарование: все работы исчезли. Впрочем, несколько полотен остались у консьержа — тот прикрывал ими кроличью клетку.
Фото: Шагал в Нью-Йорке, на фоне своей картины «Одиночество». Автор: Arnold Newman
Шагал мог сделать щедрый жест и в то же время поскупиться
![Вариан Фрай, основавший в 1940 г. в Марселе Американский центр помощи, под видом финансовой поддержк Вариан Фрай, основавший в 1940 г. в Марселе Американский центр помощи, под видом финансовой поддержк](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/d4b/457976.jpg)
Вариан Фрай, основавший в 1940 г. в Марселе Американский центр помощи, под видом финансовой поддержки нуждающихся тайно переправлял людей из Франции в США. Марк Шагал, которого правительство Виши лишило гражданства и чьи картины нацисты в 1937 году демонстрировали на печально известных выставках «дегенеративного искусства» (три из них даже сожгли), получил спасительное, специально организованное официальное приглашение Альфреда Барра-младшего, директора Музея современного искусства в Нью-Йорке. Тот вызывал художников под предлогом организации выставки их работ: среди приглашенных были также Пикассо, Эрнст, Матисс, Ман Рей, Кандинскоий, Дюфи, Клее.
Фото: Шагал у свой работы «Одиночество», 1933. Источник: masterworksfineart.com
Шагал не стеснялся обращаться к сильным мира сего, если дело касалось религии
Рожденный и воспитанный иудеем, Библию художник почитал как самое сильное художественное произведение и мощный источник вдохновения. А когда поселился на Лазурном берегу с Вирджинией, загорелся идеей расписать церковь — так его впечатлила часовня в Вансе, которую оформил Матисс (тот разработал все убранство и даже облачение священников). Возможно, и сам факт немного задел. В общем, Шагал обращался к представителям прихода в Вансе, предлагая расписать стены часовен: Chapelle des Pénitents Blancs (Часовни кающихся грешников Белого братства) и Chapelle du Calvaire (Часовни Голгофы). Увы, положительного ответа он не получил, как и его друг Аркадий Леокум, который обращался в синагогу Эмману-Эль на Пятой авеню в Нью-Йорке, предлагая разместить там работы Шагала.![Наконец, весной 1950 года доминиканский монах отец Кутюрье предлагает Шагалу украсить баптистерий то Наконец, весной 1950 года доминиканский монах отец Кутюрье предлагает Шагалу украсить баптистерий то](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/844/457934.jpg)
Наконец, весной 1950 года доминиканский монах отец Кутюрье предлагает Шагалу украсить баптистерий только что построенной церкви Богородицы Всеблагой (Notre Dame de Toute Grâce) на плато Асси во французском департаменте Верхняя Савойя. К слову, Мари-Алан Кутюрье некогда был учеником самого Мориса Дени, увлекся идеей создания новой религиозной эстетики, в итоге принял постриг, не забыв и свое увлечение живописью. Он считал любое «настоящее» искусство религиозным и к оформлению церкви привлек Фернана Леже, Анри Матисса, Жоржа Брака, Пьера Боннара, Жана Люрса, Жоржа Руо… Необычная по своему виду церковь нравится Шагалу, но тут его одолевают сомнения: не повредит ли еврейскому народу его «отступничество»?
Фото: панно работы Марка Шагала в церкви Богородицы Всеблагой. Источник: Anneke Hendriks (в Pinterest)
![Шагал и Пикассо в мастерской последнего, 1948.
Фото: ginaartonline.com Шагал и Пикассо в мастерской последнего, 1948.
Фото: ginaartonline.com](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/703/458363.jpg)
Шагал и Пикассо в мастерской последнего, 1948.
Фото: ginaartonline.com
Шагал увлекся керамикой вслед за Пикассо и был не прочь выведать его секреты
С Пабло Пикассо Марк Шагал подружился в Париже в 20-х годах, а в 1948 году художник решил заняться гончарным делом и отправился на Лазурный берег. Шагал занимается керамикой в городке Ванс — там он снимает мастерскую. Пикассо живет неподалеку: с 1946 года он экспериментирует с керамическими изделиями в мастерской «Мадура» в Валлорисе. Шагал не только навещает Пикассо, но и порой работает вместе с ним в мастерской.Забавные подробности сообщает Дэвид Макнил, сын Марка Шагала и Вирджинии Хаггард-Макнил: «Когда „мы работали“ в мастерской, мимо дверей все время шныряла какая-то девчушка, может, это и в самом деле была Палома, во всяком случае, отец тоже посылал меня с заданиями: „Посмотри, что он там делает?“ или „Какая у него глина?“. Мы с девчушкой были шпионами на службе у двух величайших художников нашего века; две таких сильных личности не могли не сталкиваться, и в этих столкновениях высекались прекрасные искры».
![Пабло Пикассо и Марк Шагал, 1941. Фото: Фото: ginaartonline.com Пабло Пикассо и Марк Шагал, 1941. Фото: Фото: ginaartonline.com](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/3c2/457938.jpg)
Марк Шагал любил работать под музыку
Скрипач на крыше, ангелы-трубачи… Марк Шагал создал внушительную галерею образов, связанных с музыкой — от плафона Парижской оперы до театральных работ. Вирджиния, вторая спутница жизни Шагала, вспоминала: «Музыка была ему просто необходима. Тогда не было долгоиграющих записей, и мне приходилось без конца переставлять пластинку на нашем маленьком граммофоне». В итоге выручило радио: Шагал включал приемник и слушал музыку в свое удовольствие. Если работа ладилась — художник пел, мог даже затянуть арию из «Евгения Онегина».Свои вокальные и музыкальные способности Шагал признавал, однако он же над собой и подшучивал: «Почему я пел? Откуда знал, что голос нужен не только для того, чтобы горланить и ругаться с сестрами? Так или иначе, голос у меня был, и я, как мог, развивал его».
«Я подрядился помощником к кантору, и по праздникам вся синагога и я сам ясно слышали мое звонкое сопрано, — вспоминал художник. - Я видел улыбки на лицах усердно внимавших прихожан и мечтал: — Пойду в певцы, буду кантором. Поступлю в консерваторию. Еще в нашем дворе жил скрипач. Днем служил приказчиком в скобяной лавке, а по вечерам обучал игре на скрипке. Я пиликал с грехом пополам. Он же отбивал ногой такт и неизменно приговаривал: — Отлично! И я думал: — Пойду в скрипачи, поступлю в консерваторию».
![P.S.
«Как невозможно написать картину без любви, в полном смысле этого слова, так же точно и никако P.S.
«Как невозможно написать картину без любви, в полном смысле этого слова, так же точно и никако](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/0b2/457955.jpg)
P.S.
«Как невозможно написать картину без любви, в полном смысле этого слова, так же точно и никакое общественное устройство не может быть создано без любви. Поэтому мы все бежим по замкнутому кругу».
Марк Шагал
Больше мыслей Марка Шагала — в материале «Говорит и показывает: цитаты Марка Шагала об ангелах, женщинах, коровах, цирке, любви и пульсе живописи"
Фото: Марк Шагал, 1942. Автор: Arnold Newman, из коллекции Метрополитен-музея
Материалы, использованные при подготовке данной публикации: книги «Марк Шагал» (Джонатан Уилсон), «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия» (Вирджиния Хаггард), «По следам ангела» (Дэвид МакНилл), «Моя жизнь» (Марк Шагал), «Горящие огни» (Белла Шагал), публикация, а также из публикация «Эдуард Родити. Диалоги об искусстве: Марк Шагал».
Титульная иллюстрация: Марк Шагал на фоне своей работы, гобелена «Вход в Иерусалим», eatsweatseek.com