Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Константин Аполлонович Савицкий
Константин
 Аполлонович Савицкий
Россия 1844−1905
Подписаться4             
Подписаться4             
Биография и информация
 
Константин Аполлонович Савицкий (25 мая [6 июня] 1844 год, Таганрог, Российская Империя — 31 января [13 февраля] 1905 год, Пенза, Российская Империя) — русский художник-передвижник, известный в первую очередь картинами, в которых изобразил тяготы крестьянского быта и чаяния крестьян.

Особенности творчества художника Константина Савицкого: тщательно простроенная композиция, интерес к крестьянской теме, отображению тягот крестьянской жизни, умелое соединение множества персонажей в одной картине, тускловатый, сдержанный колорит. В тех случаях, когда используются яркие, контрастные цвета, они у Савицкого работают на уравновешивание друг друга, а не усиление.

Известные картины Константина Савицкого: «Встреча иконы», «На войну», «Ремонтные работы на железной дороге». Не картина Савицкого, но вне всяких сомнений известная его работа — мишки в картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Савицкий родился в семье военного врача. Мальчик отличался слабым здоровьем, и за долгое время, которое ему приходилось проводить в постели, пристрастился к рисованию. Косте исполнилось 15, когда он остался круглым сиротой. Дядя определил его в частный пансион в Лифляндии (сейчас — Латвия). К тому времени мальчик уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств. Восемнадцати лет отроду он покинул пансион и поступил вольнослушателем в Академию. Столкновение надежд и реальности произошло очень быстро и оказалось весьма неприятным — Савицкий не был готов к обучению в Академии, и его перевели в классы рисования подготовительной «школы на Бирже». Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих располагалась в таможенных зданиях на Бирже, отсюда и пошло название.

О своем обучении в этой школе Савицкий вспоминал, что, по сути, был предоставлен сам себе. Чтобы заработать на пропитание, писал по трафарету иконы. В это время он сблизился с братьями Жемчужниковыми, а их приятелей Льва Лагорио и Александра Бейдемана называл своими учителями. В Академию он вернулся в 1867 году, причем за год сдал программу первого и второго класса и сразу перевелся в третий, натурный. В Академии Савицкий учился отлично, был отмечен пятью серебряными медалями. В 1871 году он получил малую золотую медаль академии за картину «Каин и Авель». Мечтал о большой золотой медали, дающей возможность стажировки в Европе. Однако с этим не сложилось — по одной из версий, он был исключен из Академии из-за того, что слишком активно сотрудничал с Товариществом передвижных выставок, по другой — потому что не сдал вовремя экзамен. Вполне возможно, что обе версии соответствуют действительности, одна стала причиной, вторая послужила поводом. Прошение о восстановлении было отклонено. Савицкий с головой погрузился в дела передвижников, близко сошелся с Шишкиным, Репиным, Крамским и Стасовым.

На Третьей передвижной выставке с большим успехом экспонировалась картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Работу приобрел Павел Третьяков, благодаря чему художник получил вожделенную возможность выехать в Европу, где на тот момент в качестве стипендиатов Академии художеств находились хорошо ему знакомые Илья Репин и Василий Поленов. Во Франции же в этом, 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов. Савицкому новое направление не было близко, он слишком передвижник, чтобы стать хоть немного импрессионистом, но окружение свое влияние оказывало. В его работах того периода заметно повышенное внимание к тонкостям передачи световоздушной среды.

Еще в 1870-м году, будучи студентом Академии, Савицкий женился на Екатерине Митрохиной, девушке прогрессивных взглядов. Увы, передовое мировоззрение не уберегло ее жизнь: Катерина очень ревновала мужа, и в 1875-м году в Париже жена Савицкого покончила жизнь самоубийством. Неизвестно, были ли у нее основания для ревности, но известно, что художник очень тяжело переживал ее смерть. Из письма Ивану Крамскому: «Страшное, ужасное горе постигло меня, я лишился всего, что имел лучшего и дорогого в мире». Савицкому было невыносимо оставаться во Франции, он вернулся в Россию и остановился у сестры в Динабурге (сегодня это Даугавпилс в Латвии). Там постепенно пришел в себя, даже изредка выбирался в Петербург и Париж. Динабургский четырехлетний период многие исследователи считают вершиной творчества Савицкого. Его лучшие картины созданы в Динабурге. В эти годы он много писал, иллюстрировал журналы. Особенно ему удавались картины, изображающие нелегкую судьбу крестьян. Савицкого даже называли «Некрасовым в живописи».

В 1880 году он почувствовал, что исцелен в достаточной мере, чтобы вернуться в большой свет, и поселился в Петербурге. Художнику улыбнулось и личное счастье — в 42 года он женился на 19-летней Валерии Дюмулен. В этом браке родилось семеро детей, сын Георгий в будущем стал известным советским художником (а здесь он совсем юный и всерьез рассорившийся с мамой).

Товарищество передвижных выставок с самого момента создания занимало существенное место в жизни Константина Савицкого, и, перебравшись в 1891 году в Москву, он с головой погрузился в дела передвижников. Вел и педагогическую деятельность — сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1897 года — в возглавленном им Художественном училище в Пензе. Тогда же он получил в основательно реформированной к тому времени Академии художеств звание академика. В Пензе Савицкий трудился до самой своей смерти.

Нельзя не упомянуть в биографии Константина Савицкого один щекотливый момент. Сегодня его знают в том числе как автора знаменитых мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». По этому поводу ходят всевозможные слухи — подписи Савицкого на холсте-то нет. Ее действительно нет, но вовсе не потому что Иван Шишкин пытался замять факт участия Савицкого в создании картины. Фамилию второго автора затер купивший «Утро» Павел Третьяков. Шишкин же честно отдал четвертую часть гонорара, то есть тысячу рублей, Савицкому. С Шишкиным они были добрыми друзьями, и Савицкий даже крестил младшего сына Ивана Шишкина, Константина. Кстати, про мишек. Сын Савицкого Георгий был одним из сильнейших анималистов своего времени, а сам Константин Аполлонович очень любил животных — одно время у него жили сразу две собаки и одиннадцать канареек.

Автор: Алена Грошева
Читать дальше
Работы понравились
Ekaterina Tarutina
+5

Лента
Константин Аполлонович Савицкий. Вести из дому
Константин Аполлонович Савицкий. Холодно и голодно
Константин Аполлонович Савицкий. Стадо коров в лесу
Константин Аполлонович Савицкий. Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"
Константин Аполлонович Савицкий. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Константин Аполлонович Савицкий. Дети кормят цыплят у хлева
Константин Аполлонович Савицкий. В окне
Константин Аполлонович Савицкий. Дети с курами
Константин Аполлонович Савицкий. Прощание
Константин Аполлонович Савицкий. Охотник
Константин Аполлонович Савицкий. Осень в лесу. Досада мужика
Константин Аполлонович Савицкий. На окраине деревни.
Константин Аполлонович Савицкий. Зимний лес
Константин Аполлонович Савицкий. Охотники
Константин Аполлонович Савицкий. Иллюстрация к комедии Н. Гоголя «Ревизор»
Константин Аполлонович Савицкий. Христова милостыня (Беглые в Сибири)
Константин Аполлонович Савицкий. Тёмные люди
Константин Аполлонович Савицкий. Путешественники в Оверни
Константин Аполлонович Савицкий. Поле
Константин Аполлонович Савицкий. На стрелке
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 51 работа
Константин Аполлонович Савицкий. Встреча иконы
1
Встреча иконы
1878, 141×228 см
Константин Аполлонович Савицкий. На войну
3
На войну
1888, 207×303 см
Константин Аполлонович Савицкий. Море в Нормандии
1
Море в Нормандии
1875, 92×60 см
Константин Аполлонович Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге
1
Ремонтные работы на железной дороге
1874, 100×175 см
Константин Аполлонович Савицкий. Беглый
1
Беглый
1882, 18.2×34.8 см
Константин Аполлонович Савицкий. Панихида в 9-й день на кладбище
2
Панихида в 9-й день на кладбище
1885, 86×140 см
Константин Аполлонович Савицкий. В ожидании приговора суда
1
В ожидании приговора суда
1895, 38.7×54.5 см
Константин Аполлонович Савицкий. Инок (Послушник)
4
Инок (Послушник)
1897
Константин Аполлонович Савицкий. Семейная ссора (Не сошлись характером)
1
Семейная ссора (Не сошлись характером)
1890, 81.5×52 см
Посмотреть все 51 работу художника
HELP