Регистрация
Константин Аполлонович Савицкий
Константин
 Аполлонович Савицкий
Россия 1844−1905
Подписаться16                
Подписаться16                
Биография и информация
 
Константин Аполлонович Савицкий (25 мая [6 июня] 1844 год, Таганрог, Российская Империя — 31 января [13 февраля] 1905 год, Пенза, Российская Империя) — русский художник-передвижник, известный в первую очередь картинами, в которых изобразил тяготы крестьянского быта и чаяния крестьян.

Особенности творчества художника Константина Савицкого: тщательно простроенная композиция, интерес к крестьянской теме, отображению тягот крестьянской жизни, умелое соединение множества персонажей в одной картине, тускловатый, сдержанный колорит. В тех случаях, когда используются яркие, контрастные цвета, они у Савицкого работают на уравновешивание друг друга, а не усиление.

Известные картины Константина Савицкого: «Встреча иконы», «На войну», «Ремонтные работы на железной дороге». Не картина Савицкого, но вне всяких сомнений известная его работа — мишки в картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Савицкий родился в семье военного врача. Мальчик отличался слабым здоровьем, и за долгое время, которое ему приходилось проводить в постели, пристрастился к рисованию. Косте исполнилось 15, когда он остался круглым сиротой. Дядя определил его в частный пансион в Лифляндии (сейчас — Латвия). К тому времени мальчик уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств. Восемнадцати лет отроду он покинул пансион и поступил вольнослушателем в Академию. Столкновение надежд и реальности произошло очень быстро и оказалось весьма неприятным — Савицкий не был готов к обучению в Академии, и его перевели в классы рисования подготовительной «школы на Бирже». Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих располагалась в таможенных зданиях на Бирже, отсюда и пошло название.

О своем обучении в этой школе Савицкий вспоминал, что, по сути, был предоставлен сам себе. Чтобы заработать на пропитание, писал по трафарету иконы. В это время он сблизился с братьями Жемчужниковыми, а их приятелей Льва Лагорио и Александра Бейдемана называл своими учителями. В Академию он вернулся в 1867 году, причем за год сдал программу первого и второго класса и сразу перевелся в третий, натурный. В Академии Савицкий учился отлично, был отмечен пятью серебряными медалями. В 1871 году он получил малую золотую медаль академии за картину «Каин и Авель». Мечтал о большой золотой медали, дающей возможность стажировки в Европе. Однако с этим не сложилось — по одной из версий, он был исключен из Академии из-за того, что слишком активно сотрудничал с Товариществом передвижных выставок, по другой — потому что не сдал вовремя экзамен. Вполне возможно, что обе версии соответствуют действительности, одна стала причиной, вторая послужила поводом. Прошение о восстановлении было отклонено. Савицкий с головой погрузился в дела передвижников, близко сошелся с Шишкиным, Репиным, Крамским и Стасовым.

На Третьей передвижной выставке с большим успехом экспонировалась картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Работу приобрел Павел Третьяков, благодаря чему художник получил вожделенную возможность выехать в Европу, где на тот момент в качестве стипендиатов Академии художеств находились хорошо ему знакомые Илья Репин и Василий Поленов. Во Франции же в этом, 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов. Савицкому новое направление не было близко, он слишком передвижник, чтобы стать хоть немного импрессионистом, но окружение свое влияние оказывало. В его работах того периода заметно повышенное внимание к тонкостям передачи световоздушной среды.

Еще в 1870-м году, будучи студентом Академии, Савицкий женился на Екатерине Митрохиной, девушке прогрессивных взглядов. Увы, передовое мировоззрение не уберегло ее жизнь: Катерина очень ревновала мужа, и в 1875-м году в Париже жена Савицкого покончила жизнь самоубийством. Неизвестно, были ли у нее основания для ревности, но известно, что художник очень тяжело переживал ее смерть. Из письма Ивану Крамскому: «Страшное, ужасное горе постигло меня, я лишился всего, что имел лучшего и дорогого в мире». Савицкому было невыносимо оставаться во Франции, он вернулся в Россию и остановился у сестры в Динабурге (сегодня это Даугавпилс в Латвии). Там постепенно пришел в себя, даже изредка выбирался в Петербург и Париж. Динабургский четырехлетний период многие исследователи считают вершиной творчества Савицкого. Его лучшие картины созданы в Динабурге. В эти годы он много писал, иллюстрировал журналы. Особенно ему удавались картины, изображающие нелегкую судьбу крестьян. Савицкого даже называли «Некрасовым в живописи».

В 1880 году он почувствовал, что исцелен в достаточной мере, чтобы вернуться в большой свет, и поселился в Петербурге. Художнику улыбнулось и личное счастье — в 42 года он женился на 19-летней Валерии Дюмулен. В этом браке родилось семеро детей, сын Георгий в будущем стал известным советским художником (а здесь он совсем юный и всерьез рассорившийся с мамой).

Товарищество передвижных выставок с самого момента создания занимало существенное место в жизни Константина Савицкого, и, перебравшись в 1891 году в Москву, он с головой погрузился в дела передвижников. Вел и педагогическую деятельность — сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1897 года — в возглавленном им Художественном училище в Пензе. Тогда же он получил в основательно реформированной к тому времени Академии художеств звание академика. В Пензе Савицкий трудился до самой своей смерти.

Нельзя не упомянуть в биографии Константина Савицкого один щекотливый момент. Сегодня его знают в том числе как автора знаменитых мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». По этому поводу ходят всевозможные слухи — подписи Савицкого на холсте-то нет. Ее действительно нет, но вовсе не потому что Иван Шишкин пытался замять факт участия Савицкого в создании картины. Фамилию второго автора затер купивший «Утро» Павел Третьяков. Шишкин же честно отдал четвертую часть гонорара, то есть тысячу рублей, Савицкому. С Шишкиным они были добрыми друзьями, и Савицкий даже крестил младшего сына Ивана Шишкина, Константина. Кстати, про мишек. Сын Савицкого Георгий был одним из сильнейших анималистов своего времени, а сам Константин Аполлонович очень любил животных — одно время у него жили сразу две собаки и одиннадцать канареек.

Автор: Алена Грошева
Читать дальше
Работы понравились
Ekaterina Tarutina
Елена Кошелева
mvk kmv
+16

Лента
Константин Аполлонович Савицкий. Вести из дому
Вести из дому
Константин Аполлонович Савицкий
1901,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Константин Аполлонович Савицкий. Тёмные люди
Константин Аполлонович Савицкий. Христова милостыня (Беглые в Сибири)
Константин Аполлонович Савицкий. Иллюстрация к комедии Н. Гоголя «Ревизор»
Константин Аполлонович Савицкий. Охотники
Константин Аполлонович Савицкий. Зимний лес
Константин Аполлонович Савицкий. На окраине деревни.
Константин Аполлонович Савицкий. Осень в лесу. Досада мужика
Константин Аполлонович Савицкий. Охотник
Константин Аполлонович Савицкий. Прощание
Константин Аполлонович Савицкий. Дети с курами
Константин Аполлонович Савицкий. В окне
Константин Аполлонович Савицкий. Дети кормят цыплят у хлева
Константин Аполлонович Савицкий. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Константин Аполлонович Савицкий. Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"
Константин Аполлонович Савицкий. Стадо коров в лесу
Константин Аполлонович Савицкий. Холодно и голодно
Виктория Райгородская
, 13 января 2017 21:13 1
Простите.. не знаю, где мне лучше задать этот вопрос.. но меня интересует, чем отличается коллекция от подборки (на данном сайте)??
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 51 работа
Константин Аполлонович Савицкий. Встреча иконы
4
Встреча иконы
1878, 141×228 см
Константин Аполлонович Савицкий. На войну
5
На войну
1888, 207×303 см
Константин Аполлонович Савицкий. Море в Нормандии
1
Море в Нормандии
1875, 92×60 см
Константин Аполлонович Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге
3
Ремонтные работы на железной дороге
1874, 100×175 см
Константин Аполлонович Савицкий. Беглый
2
Беглый
1882, 18.2×34.8 см
Константин Аполлонович Савицкий. Панихида в 9-й день на кладбище
5
Панихида в 9-й день на кладбище
1885, 86×140 см
Константин Аполлонович Савицкий. В ожидании приговора суда
2
В ожидании приговора суда
1895, 38.7×54.5 см
Константин Аполлонович Савицкий. Инок (Послушник)
9
Инок (Послушник)
1897
Константин Аполлонович Савицкий. Семейная ссора (Не сошлись характером)
3
Семейная ссора (Не сошлись характером)
1890, 81.5×52 см
Посмотреть 51
HELP