• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Хаим Соломонович Сутин
Франция 1893−1943
Подписаться8             
Подписаться8             
Биография и информация
 

Художник Хаим Сутин (1893 —1943) — известный представитель «Парижской школы». Родился в Минской губернии в бедной еврейской семье. Любовь к живописи проявлял с раннего детства. Посещал рисовальную школу в Минске. Французская биография художника началась летом 1913 года с поездки в Париж. Там он обучался в Академии изящных искусств в ателье Кормона, часто посещал Лувр.

В 1918 г. живописец переехал на юг Франции, где прожил 7 лет. Вдохновившись красотой местных пейзажей, он написал более 200 работ. В 1937 году картины Хаима Сутина были выставлены в парижском Государственном музее Пти Пале.

Картины художника Хаима Соломоновича Сутина отличаются:
  • многозначностью;
  • колоритностью;
  • предельной выразительностью;
  • неподдельным драматизмом;
  • некоторой мистикой и таинственностью, особой энергетикой.

Особенности творчества

Есть легенда, что когда Модильяни впервые увидел, как Сутин пишет, он не смог сдержать крик — нанося краску на холст, Сутин словно вспарывал его. Восхищавший многих современных ему художников, Сутин не примкнул ни к одному из авангардных стилей — а они в то время появлялись чуть ли не ежедневно. Недостижимой вершиной считал Рембрандта, но при всём уважении Сутина к традиции — традиционалиста из него точно не получилось. Странный, очень странный мальчик родился в бедной еврейской семье в белорусском поселке (местечке) Смиловичи, под Минском.

Хаим Сутин (Chaim Soutine) был десятым из одиннадцати детей в семье то ли портного, то ли синагогального служки — сведения расходятся. Что такое бедность, он узнал с детства, равно как и понял, что больше всего ему нравится рисовать. За последнее бывал нещадно бит — религией запрещено изображать людей и животных. За попытку нарисовать раввина его избили до полусмерти. По одной из легенд, именно этот раввин снабдил мальчика 25-ю рублями, с которыми он в 10 лет сбежал в Минск. В Смиловичи Сутин больше не вернется. Через три года он поступит в рисовальную школу, а потом в художественное училище в Вильно. Сказать, что из себя представляют ранние рисунки Сутина, сегодня не представляется возможным, они не сохранились. Он и с поздними-то особо не церемонился, уничтожая при малейшем недовольстве.

Перебиваясь всеми доступными способами, Хаим Сутин в 1913 году получает возможность уехать в Париж. По одним сведениям, скопил на дорогу, подрабатывая помощником у виленского адвоката Рубинлихта, по другим — адвокат этот отправил нескладного юношу в Париж за собственные средства. Обитель европейского искусства может быть суровой к тому, у кого пустой кошелек, в чем Сутин неоднократно убедился.

Поэт Марк Талов, которому довелось пожить некоторое время в квартире с Сутиным, вспоминает, как постоянно недоедающий художник приносил из лавки снедь, и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел. «Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем „королевском обеде“», — вспоминал Талов. Может, потому и рыбы кажутся терзаемыми адскими муками на его натюрмортах?

Сутин записался в Школе изящных искусств в мастерскую Фернана Кормона, а поселился в основанном меценатом Альфредом Буше комплексе для бедных художников «Улей». В «Улье» Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне.

Чтобы платить за учебу, он подрабатывал на заводе «Рено», был грузчиком на вокзале. Впрочем, довольно скоро Сутин разочаровался в академической манере преподавания и «своими университетами» мог бы назвать Лувр и другие парижские музеи, в которых пропадал целыми днями.

Постоянное недоедание спровоцировало язву желудка, а лицо Сутина, по воспоминаниям современников, выражало постоянную боль. В богемной среде он выделялся нескладностью, неловкостью, напряженностью, которые исчезали, лишь когда он с кистью подходил к холсту. Он совершенно не умел налаживать связи, общаться, «вращаться», знакомиться с галеристами и заниматься «самопиаром».

Земляк Сутина Осип Цадкин вспоминал, как познакомил его с Модильяни. Цадкин рассказал знаменитому экспрессионисту о «странном Сутине». Амадео Модильяни загорелся немедленно идти знакомиться. Они приоткрыли дверь мастерской, увидели художника перед чистым холстом. Он долго смотрел, затем взял кисть и нанес несколько мазков — казалось, что из холста хлынула кровь, Модильяни даже вскрикнул.

Впоследствии они с Амадео Модильяни стали близкими друзьями, итальянец постоянно подбрасывал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц (Сутин всю жизнь писал исключительно с натуры), оставил нам портреты друга (1, 2). Модильяни же свел его с польским торговцем Леопольдом Зборовским, который приобретал картины «странного Сутина», помогал ему с жильем и деньгами. Когда Модильяни уже был тяжело болен, он говорил Збровскому: «Не беспокойтесь, в лице Сутина я оставляю вам гения».

Из современников Сутину были близки Курбе и Сезанн. Влияние Сезанна особенно заметно в ранних натюрмортах: схематичное изображение предметов, приглушенный тон, выпуклая фактура.

Позже в его работах появятся отголоски Шардена, Ван Гога, Кирхнера. Хорошо зная многих современных художников лично, сам Сутин говорил, что ему созвучны только Вюйар, Боннар и Руо. Искусствовед Михаил Герман отмечает, что при этом отыскать цитаты современников у Сутина не получится: «уроки, но не заимствования» — таков подход живописца.

В 1918 году Хаим Соломонович уехал на юг Франции, в Верне, где прожил семь лет, время от времени отлучаясь в Париж на выставки. На юге в его живопись полновластно входит цвет. Единственный раз он покинет Францию, чтобы съездить в Амстердам и бродить по Рейксмузеуму, замирая подле картин Рембрандта, который всегда оставался для Хаима Сутина главной вершиной в искусстве.

В 1922 году Сутин привозит в Париж около 200 картин — натюрморты, пейзажи, портреты — он всю жизнь работал только в этих трех жанрах. Их увидел американский коллекционер Альберт Барнс и был потрясен. Он приобрел 50 картин. «Сутин — более великий художник, чем Ван Гог», — безапелляционно заявил Барнс, отнюдь не профан в искусстве. Особенно его поразил «Маленький кондитер».

Этот момент можно считать одним из ключевых в биографии художника: такие поступки коллекционеров незамедлительно вызывают резонанс. Наконец Париж улыбнулся Хаиму Сутину — теперь все хотят его картины, он становится популярным, приходят деньги.

В 1925 году художник возвращается в Париж, на этот раз уже не в «Улей», а в собственное просторное ателье, где пишет знаменитые «мясные» картины (1, 2).

О его личной жизни мало что известно. С очевидностью можно сказать, что ни любимцем женщин, ни ловеласом Сутин не был. Успех не отменил его нескладность, напряженность и неуверенность. В 1925 году он заключил гражданский брак с виленской знакомой Деборой Мельник, у нее родилась дочь, которую Сутин не признал своей.

Вскоре художник познакомился с историком искусства Эли Фором, написавшим первую монографию о Сутине. Фор говорил, что «со времен Веласкеса не было глаза более чувствительного». Со стороны художника была предпринята неудавшаяся попытка породниться — Сутина очаровала дочь Фора, но она ответила отказом на его предложение.

Эли Фор настаивал на том, что Сутин недооценен современниками. Впрочем, свою лепту в это вносил и нелюдимый характер Сутина. Даже став популярным и востребованным, он крайне неохотно соглашался выставлять свои картины и участвовать в вернисажах. Первая персональная выставка Сутина состоялась в 1927 году, и по некоторым сведениям, сам он на нее не явился.

Успех позволил Сутину перестать голодать, но разумно распоряжаться доходами отнюдь не научил. Поэтому друг за другом следовали машина с личным шофером и состояние «деньги опять кончились». Збровский снял большой дом в Ле Бран, в котором поселил выставлявшихся у него художников, там жил и Сутин.

В 1937 году Хаим Сутин познакомился с немкой Гердой Грот. Дочь магдебурского меховщика скрывалась в Париже от нацистского режима. Герда рассказывала, что в личном общении Сутин был очень скрытным, недоверчивым и подозрительным. В мае 1940-го года Герду Грот депортировали в лагерь для интернированных в Пиренеях. Еврей Сутин тоже оказался в опасности. На тот момент у него был шанс уехать в США, но он заявил: «В Америке нет деревьев, которые можно было бы рисовать!». Позже вопрос деревьев станет не столь актуальным, как вопрос спасения жизни, но возможность уже утеряна.

В 1941 году Сутин возвращается в Париж, знакомится с Мари-Бертой Оранш, бывшей женой художника Макса Эрнста, которая становится его спутницей. В течение двух лет они шесть раз меняют место жительства, но попытки бегства в тех условиях обречены на провал. Он очень много пишет, краски на его холстах не перестают кричать, в жизни же его мучают постоянные боли в желудке. В августе 1943 года его оперирует на тот момент лучший в Париже хирург, но сделать уже ничего нельзя. В последний пусть «странного Сутина» в оккупированном Париже провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

Картины талантливого мастера вы найдете в каталоге виртуальной галереи Артхива.


Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander
Дарья Леднова

Лента
Хаим Соломонович Сутин. Безумная (Полетт Журден)
Хаим Соломонович Сутин. Портрет молодой женщины (Полетт Журден)
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Хаим Соломонович Сутин. Дорога в Кань-сюр-Мер
Хаим Соломонович Сутин. Маленький кондитер
Хаим Соломонович Сутин. Красные гладиолусы
Хаим Соломонович Сутин. Красные гладиолусы
Хаим Соломонович Сутин. Маленький кондитер
Хаим Соломонович Сутин. Букет красных гладиолусов
Вся лента
Работы художника
всего 53 работы
Бычья туша
1
Бычья туша
1924, 107.6×140.3 см
Красные гладиолусы
0
Красные гладиолусы
1919, 87×69 см
Маленький кондитер
1
Маленький кондитер
1922, 50.3×66.3 см
Дорога в Кань-сюр-Мер
0
Дорога в Кань-сюр-Мер
1923
Автопортрет
0
Автопортрет
Портрет вдовы
0
Портрет вдовы
Мужчина с бабочкой
1
Мужчина с бабочкой
Кондитер
2
Кондитер
1927, 69×76.5 см
Собор в Шартре
0
Собор в Шартре
Посмотреть все 53 работы художника