Регистрация
Хаим Соломонович Сутин
Франция 1893−1943
Подписаться33             
Подписаться33             
Биография и информация
 

Хаим Соломонович Сутин (фр. Chaim Soutine; 13 января 1893, Смиловичи Минской губернии Российской империи — 9 августа 1943, Париж, Франция) — художник, который родился под Минском в бедной еврейской семье и стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы».

Особенности творчества художника Хаима Сутина: о любой его картине — портрете, пейзаже, натюрморте — можно сказать: «Больно смотреть». Его полотна наполнены драматизмом — даже в том случае, если он изображает селедку. Его кисть порывиста, независимо от того, что он пишет — рощу в ветреный день или портрет томной красавицы. Его многочисленные гладиолусы выглядят такими же «освежеванными», как его полотна с тушами и тушками — говяжьими, заячьими, птичьим: все они не простом мертвы (в конце концов, это же натюрморты), они убиты. Сутин все время пытается ухватить и перенести на холст одновременно две эмоции: восторг перед красотой мира и ужас от осознания ее скоротечности, обреченности, призывая для этого на помощь динамичную, рвущую холст изнутри композицию, нервный мазок и экспрессию цвета.

Известные картины Хаима Сутина: «Бычья туша», «Мертвые птицы», «Кондитер», «Красные гладиолусы», «Невеста"

Есть легенда, что когда Модильяни впервые увидел, как Сутин пишет, он не смог сдержать крик — нанося краску на холст, Сутин словно вспарывал его. Восхищавший многих современных ему художников, Сутин не примкнул ни к одному из авангардных стилей — а они в то время появлялись чуть ли не ежедневно. Недостижимой вершиной считал Рембрандта, но при всём уважении Сутина к традиции — традиционалиста из него точно не получилось. Странный, очень странный мальчик родился в бедной еврейской семье в белорусском поселке (местечке) Смиловичи, под Минском.

Хаим Сутин был десятым из одиннадцати детей в семье то ли портного, то ли синагогального служки — сведения расходятся. Что такое бедность, он узнал с детства, равно как и понял, что больше всего ему нравится рисовать. За последнее бывал нещадно бит — религией запрещено изображать людей и животных. За попытку нарисовать раввина его избили до полусмерти. По одной из легенд, именно этот раввин снабдил мальчика 25-ю рублями, с которыми он в 10 лет сбежал в Минск. В Смиловичи Сутин больше не вернется. Через три года он поступит в рисовальную школу, а потом в художественное училище в Вильно. Сказать, что из себя представляют ранние рисунки Сутина, сегодня не представляется возможным, они не сохранились. Он и с поздними-то особо не церемонился, уничтожая при малейшем недовольстве.

Перебиваясь всеми доступными способами, Хаим Сутин в 1913 году получает возможность уехать в Париж. По одним сведениям, скопил на дорогу, подрабатывая помощником у виленского адвоката Рубинлихта, по другим — адвокат этот отправил нескладного юношу в Париж за собственные средства. Обитель европейского искусства может быть суровой к тому, у кого пустой кошелек, в чем Сутин неоднократно убедился.

Поэт Марк Талов, которому довелось пожить некоторое время в квартире с Сутиным, вспоминает, как постоянно недоедающий художник приносил из лавки снедь, и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел. «Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»», — вспоминал Талов. Может, потому и рыбы кажутся терзаемыми адскими муками на его натюрмортах?

Сутин записался в Школе изящных искусств в мастерскую Фернана Кормона, а поселился в основанном меценатом Альфредом Буше комплексе для бедных художников «Улей». В «Улье» Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне.

Чтобы платить за учебу, он подрабатывал на заводе «Рено», был грузчиком на вокзале. Впрочем, довольно скоро Сутин разочаровался в академической манере преподавания и «своими университетами» мог бы назвать Лувр и другие парижские музеи, в которых пропадал целыми днями.

Постоянное недоедание спровоцировало язву желудка, а лицо Сутина, по воспоминаниям современников, выражало постоянную боль. В богемной среде он выделялся нескладностью, неловкостью, напряженностью, которые исчезали, лишь когда он с кистью подходил к холсту. Он совершенно не умел налаживать связи, общаться, «вращаться», знакомиться с галеристами и заниматься «самопиаром».

Земляк Сутина Осип Цадкин вспоминал, как познакомил его с Модильяни. Цадкин рассказал знаменитому экспрессионисту о «странном Сутине». Амадео Модильяни загорелся немедленно идти знакомиться. Они приоткрыли дверь мастерской, увидели художника перед чистым холстом. Он долго смотрел, затем взял кисть и нанес несколько мазков — казалось, что из холста хлынула кровь, Модильяни даже вскрикнул.

Впоследствии они с Амадео Модильяни стали близкими друзьями, итальянец постоянно подбрасывал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц (Сутин всю жизнь писал исключительно с натуры), оставил нам портреты друга (1, 2). Модильяни же свел его с польским торговцем Леопольдом Зборовским, который приобретал картины «странного Сутина», помогал ему с жильем и деньгами. Когда Модильяни уже был тяжело болен, он говорил Збровскому: «Не беспокойтесь, в лице Сутина я оставляю вам гения».

Из современников Сутину были близки Курбе и Сезанн. Влияние Сезанна особенно заметно в ранних натюрмортах: схематичное изображение предметов, приглушенный тон, выпуклая фактура.

Позже в его работах появятся отголоски Шардена, Ван Гога, Кирхнера. Хорошо зная многих современных художников лично, сам Сутин говорил, что ему созвучны только Вюйар, Боннар и Руо. Искусствовед Михаил Герман отмечает, что при этом отыскать цитаты современников у Сутина не получится: «уроки, но не заимствования» — таков подход живописца.

В 1918 году Хаим Соломонович уехал на юг Франции, в Верне, где прожил семь лет, время от времени отлучаясь в Париж на выставки. На юге в его живопись полновластно входит цвет. Единственный раз он покинет Францию, чтобы съездить в Амстердам и бродить по Рейксмузеуму, замирая подле картин Рембрандта, который всегда оставался для Хаима Сутина главной вершиной в искусстве.

В 1922 году Сутин привозит в Париж около 200 картин — натюрморты, пейзажи, портреты — он всю жизнь работал только в этих трех жанрах. Их увидел американский коллекционер Альберт Барнс и был потрясен. Он приобрел 50 картин. «Сутин — более великий художник, чем Ван Гог», — безапелляционно заявил Барнс, отнюдь не профан в искусстве. Особенно его поразил «Маленький кондитер».

Этот момент можно считать одним из ключевых в биографии художника: такие поступки коллекционеров незамедлительно вызывают резонанс. Наконец Париж улыбнулся Хаиму Сутину — теперь все хотят его картины, он становится популярным, приходят деньги.

В 1925 году художник возвращается в Париж, на этот раз уже не в «Улей», а в собственное просторное ателье, где пишет знаменитые «мясные» картины (1, 2).

О его личной жизни мало что известно. С очевидностью можно сказать, что ни любимцем женщин, ни ловеласом Сутин не был. Успех не отменил его нескладность, напряженность и неуверенность. В 1925 году он заключил гражданский брак с виленской знакомой Деборой Мельник, у нее родилась дочь, которую Сутин не признал своей.

Вскоре художник познакомился с историком искусства Эли Фором, написавшим первую монографию о Сутине. Фор говорил, что «со времен Веласкеса не было глаза более чувствительного». Со стороны художника была предпринята неудавшаяся попытка породниться — Сутина очаровала дочь Фора, но она ответила отказом на его предложение.

Эли Фор настаивал на том, что Сутин недооценен современниками. Впрочем, свою лепту в это вносил и нелюдимый характер Сутина. Даже став популярным и востребованным, он крайне неохотно соглашался выставлять свои картины и участвовать в вернисажах. Первая персональная выставка Сутина состоялась в 1927 году, и по некоторым сведениям, сам он на нее не явился.

Успех позволил Сутину перестать голодать, но разумно распоряжаться доходами отнюдь не научил. Поэтому друг за другом следовали машина с личным шофером и состояние «деньги опять кончились». Збровский снял большой дом в Ле Бран, в котором поселил выставлявшихся у него художников, там жил и Сутин.

В 1937 году Хаим Сутин познакомился с немкой Гердой Грот. Дочь магдебурского меховщика скрывалась в Париже от нацистского режима. Герда рассказывала, что в личном общении Сутин был очень скрытным, недоверчивым и подозрительным. В мае 1940-го года Герду Грот депортировали в лагерь для интернированных в Пиренеях. Еврей Сутин тоже оказался в опасности. На тот момент у него был шанс уехать в США, но он заявил: «В Америке нет деревьев, которые можно было бы рисовать!». Позже вопрос деревьев станет не столь актуальным, как вопрос спасения жизни, но возможность уже утеряна.

В 1941 году Сутин возвращается в Париж, знакомится с Мари-Бертой Оранш, бывшей женой художника Макса Эрнста, которая становится его спутницей. В течение двух лет они шесть раз меняют место жительства, но попытки бегства в тех условиях обречены на провал. Он очень много пишет, краски на его холстах не перестают кричать, в жизни же его мучают постоянные боли в желудке. В августе 1943 года его оперирует на тот момент лучший в Париже хирург, но сделать уже ничего нельзя. В последний пусть «странного Сутина» в оккупированном Париже провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

Картины талантливого мастера вы найдете в каталоге виртуальной галереи Артхива.


Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander
+15

Лента
Хаим Соломонович Сутин. Женщина в красном на синем фоне
Женщина в красном на синем фоне
Хаим Соломонович Сутин
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с лампой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с селедкой и овальной тарелкой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с селедкой и луком
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с селедкой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с курицей
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с рыбой и кувшином
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с рыбой и фруктами
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с рыбой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с уткой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с курицей
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с капустой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с букетом и корзиной фруктов
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с хлебом и рыбой
Хаим Соломонович Сутин. Натюрморт с фруктовой вазой и тремя бутылками
Хаим Соломонович Сутин. Маленький осел
Хаим Соломонович Сутин. Сиеста
Хаим Соломонович Сутин. Автопортрет с бородой
Хаим Соломонович Сутин. Автопортрет у занавеса
Хаим Соломонович Сутин. Автопортрет
Вся лента
Работы художника
всего 251 работа
Хаим Соломонович Сутин. Бычья туша
4
Бычья туша
1924, 140.3×107.6 см
Хаим Соломонович Сутин. Красные гладиолусы
2
Красные гладиолусы
1919, 56×46 см
Хаим Соломонович Сутин. Маленький кондитер
4
Маленький кондитер
1919, 66×51 см
Хаим Соломонович Сутин. Дорога в Кань-сюр-Мер
1
Дорога в Кань-сюр-Мер
1923, 64.8×77.5 см
Хаим Соломонович Сутин. Автопортрет
0
Автопортрет
1921, 54×30.5 см
Хаим Соломонович Сутин. Портрет вдовы
0
Портрет вдовы
1919, 116.2×58.1 см
Хаим Соломонович Сутин. Мужской портрет
1
Мужской портрет
1935, 56×33 см
Хаим Соломонович Сутин. Кондитер
3
Кондитер
1927, 76.2×68.6 см
Хаим Соломонович Сутин. Собор в Шартре
2
Собор в Шартре
1934, 92.4×50.2 см
Посмотреть все 251 работу художника
HELP