Светлый или тёмный, распахнутый или закрытый — оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников служит не только фоном или акцентом композиции, но и выступает как метафора надежды, перемен, шага в неведомое. Давайте посмотрим в окна живописцев и узнаем, какие символы они открывают.
От окошка до окна
Привычный для нас элемент интерьера, как, впрочем, и экстерьера, окно свою значимость в жизни человека «осознало» не сразу. Все-таки первые окна были маленькими, мутными, едва пропускали свет и больше походили на заготовки для витражей, — что с успехом использовалось в сакральной архитектуре. Свет, льющийся в храм с небес, воспринимался эквивалентом Божественного присутствия, а три окна в церкви
Святое семейство
1490, 82×62 см
Размер имеет значение
Стеклодувы Италии раньше других в Европе начали изготавливать относительно большие и прозрачные стекла. Этот технологический прорыв, а также популярность в архитектуре большого трехчастного (т.н. «венецианского») окна, сыграло решающую роль в «возвышении» окна во времена интеллектуальной революции Возрождения. Рама теперь фокусирует взгляд, а увиденный пейзаж предстает как завершенная и предназначенная для созерцания картина. Приоритет видения художественного мира зрением «духовным» (а окна, как мы знаем, — «глаза души»), утверждавшийся религией и церковью и господствовавший в Средние века, изменился. Отныне человек посредством окна объединяется с материальным миром. Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти именно так и рассматривал живопись — как обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир.Портреты на фоне оконного проема стали весьма популярными: на полотнах появилось ощущение пространства, а человек и природа становились единым целым, и это было одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.
И, конечно, окно не только объединяет человека и природу, но и предлагает развитие сюжета.
Мезальянс
1532, 119×108 см
«И у окна сидит Она и все она…»
Альянс окна и картины был и остается весьма прочным, хотя в большинстве случаев эта архитектурная деталь на картинах скорее служит источником света. Довольно часто оконный проем становится центром событий. Именно здесь и происходят амурные перипетии: поиск взгляда, немой диалог, демонстрация внешности… У окна, назначают свидания, поют серенады, да и к возлюбленному в романах бегут именно через окошко. Причем в окне, как правило, можно увидеть именно женщину, девушку, в общем, — персону женского пола любого возраста.
Возвращение Одиссея (Пенелопа с женихами)
1509, 124×146 см
И только бездельники подростки пускают мыльные пузыри, впустую растрачивая время!
*Узнайте больше о символах времени в специальном материале Артхива
Гавань пленниц домашнего очага
Для художников-романтиков светоносный элемент интерьера стал ключевым смыслом, а персонаж, всматривающийся в неведомые дали за окном, — излюбленным героем. В этом сюжете закладывалась противоречивая символика: с одной стороны читался призыв оторваться от унылой повседневности, покинуть пределы дома, мещанского существования и устремится вдаль, а с другой — очевидная невозможность уйти от реальности банальной жизни. В этих историях ведущая роль отводилась женщине — пленнице домашнего очага. Именно художники-романтики посеяли зерна эмансипации.
Женщина у окна
1822, 37×44 см
Окно на картине Каспара Давида Фридриха — важный посредник между внутренним и внешним миром. Взгляд художника устремлен в красочный мир, контрастирующий с тускло-коричневым интерьером. Окно — это гавань, откуда корабли отчаливают в неведомые дали, в открытое море страсти, к непредсказуемым встречам и переживаниям.
О возможности обретения женщиной свободы и независимости живописует картина Леоноры Каррингтон «Постоялый двор лошади Утренняя Заря». Несмотря на пессимистичность сюжета, столь свойственную всем сюрреалистам, распахнутое окно, за которым парит белая лошадь, — вселяет надежду. Где-то совсем рядом есть, - все-таки есть! — желанная легкость бытия, возможно исполнение желаний и достижение счастья…
Автопортрет
1938, 65×81.3 см
Хозяйке на заметку
Проще всего с темой окна дела обстоят у художников-пейзажистов. Они, как правило, не задумываются о символах и глубоком смысле изображений, а передают красоту «как она есть». А для адептов реалистического направления окно — элемент достоверности «сцены из домашней жизни».
Татьяна Яблонская не обошла своим вниманием окна как прием, который помогает сфокусировать взгляд, сконцентрировать внимание. Будучи уже в преклонном возрасте, не имея физической возможности выходить на улицу, она будто продолжала общаться с природой посредством окна, и, как настоящий художник, каждый раз находила для себя новые сюжеты.
Многомерность пространства и времени
Метафору многогранности мира в окне увидели символисты и фовисты — Рауль Дюфи, Анри Матисс… Так мыслил и Марк Шагал.
Париж через окно
1913, 135.8×141.4 см
Мотив окна — один из излюбленных и в творчестве Анри Матисса. Впервые этот образ появился у Матисса еще во время службы художника в конторе присяжного поверенного, и он возвращался к нему всякий раз. Да, жизнь внутри помещения ограничена стенами, но достаточно лишь распахнуть окно, взглянуть на мир сверху, и перед человеком откроется чудесная перспектива — во всех смыслах («Вид из окна»).
Открытое окно
1905, 102×83 см
В картине «Открытое окно в Collioure» Матисс объединил пейзаж и интерьер, не соблюдая законы перспективы. «…Атмосфера пейзажа и моей комнаты стали единым целым», — говорил художник. Зритель видит то, что находится вдалеке, и, одновременно, осознает себя находящимся в конкретном месте — так художник создал своеобразную художественную возможность объединения личного и окружающего пространства.
Сам переход от внутренней части комнаты к внешнему миру через окно для Анри Матисса также символизирует процесс видения художника (картина «Окно»). Комната — это то, что «происходит» в голове художника, а природа за окном — то, что он для себя открывает с помощью зрения.
На многих полотнах Матисса, увиденное в окне представляет собой самодостаточную картину в интерьере — живой живописный шедевр.
Вид «в никуда»
Темой видения и восприятия был увлечен Марсель Дюшан. Он писал: «Я использовал идею окна как отправную точку, также как я использую кисть… Я мог бы сделать 20 окон и каждое с иным смыслом … «. В 1920 году художник представил работу Fresh Widow (изменив несколько букв, автор превратил «французское окно» (French Window), в «свежую вдову», подразумевая вдов солдат Первой мировой войны): это двойные двери, называемые «французским окном». Но, в эти окна смотреть бесполезно: стекла заделаны черной кожей. Во время выставки автор даже настаивал на том, чтобы объект каждый день начищали до блеска, как обувь. Так Дюшан по-дадаистски отказался от взгляда на мир за пределами окна и провозгласил тотальную непознаваемость бытия, предоставив место новой изобразительной реальности.
Свежая вдова
1920, 789×532×99 см
Над авторским метафорическим языком плодотворно работали и сюрреалисты. Утверждая неизведанный и до конца непознанный человеком мир, Рене Магритт также выступил полной противоположностью Альберти. Вместо того, чтобы показать, насколько «картина похожа на окно», он предлагает задуматься: похоже ли это окно на живопись? Насколько объективен наш взгляд? Его окна ослепляют, разбиваются… Имитация действительности лежит в осколках, в то время как оригинал — пейзаж
, — остается нетронутым. Реальный пейзаж
может быть один, а произведение искусства — лишь образ, но не сам предмет. Иллюзия, созданная искусством, заставляет нас поверить в реальность, спрятанную за полотном мольберта. Но за ним ничего нет — это и есть реальность.
Возможности традиционной картины исследовал концептуалист Иван Чуйков. В серии «Окна» художник комбинирует живопись с элементами ассамбляжа. Автор использует закрытые оконные рамы, закрашивает стекла белой краской, а затем поверх нее рисует пейзаж
. Таким образом, картина оказывается не «окном в мир», а экраном, на который что-то проецируется.
Подмену истинных ценностей броскими обертками мира потребительского изобилия отразил Рой Лихтенштейн.
Одиночество-скука
В ХХ веке новая технология строительства освободила стену от функции опоры и сделала возможным превращение ее в «сплошное окно». Сплошная прозрачность создает ощущение полной открытости, отсутствия границы, единения пространства внутри и вне стен. Ведь «прозрачное — призрачно». Так окно стало играть роль не просто архитектурного украшения, а явилось границей, разделяющей пространство и миры, человеческие души, людей.
Полуночники
1942, 84.1×152.4 см
В «Полуночниках» Эдварда Хоппера ярко освещенное помещение бара стеклом защищено от тьмы. И, на первый взгляд, все происходящее мы видим, как на ладони, а с другой стороны — посетители отгородились от внешнего мира прозрачной стеной. Казалось бы, ничего примечательного, но любой, кто смотрит на картину американского художника, почти физически ощущает запредельное, щемящее чувство одиночества человека в большом городе.
Окно отеля
1955, 101.6×139.7 см
Одиночеством окутывает свет из окон героинь на полотнах итальянского живописца Феличе Казорати.
Эндрю Уайетт писал не просто реалистичные пейзажи: он создавал ощущение изолированности, тишины, покинутости… Но в то же время — ожидания. Его окна пропускают потоки воздуха, в которых герои словно «растворяются», однако зритель все равно ощущает их присутствие.
Символ структурированного общества
Андреас Гурски предпочитает искать и снимать повторяющиеся фрагменты, которые складываются в абстрактные узоры, и окна блочных застроек идеально служат его идеям. С помощью камеры немецкий фотохудожник увидел постиндустриальное общество как огромную четко организованную структуру, единый организм, работающий в идеальном ритме.
Андреас Гурски. Парламент (1998)
А в завершение темы — украсим подоконник изысканным букетом.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Эндрю Уайет. «Полуденная любовь», 1992 г.
Титульная иллюстрация: Эндрю Уайет. «Полуденная любовь», 1992 г.