Регистрация
Фра Филиппо Липпи
Фра Филиппо
 Липпи
Италия 1406−1469
Подписаться43                
Подписаться43                
Биография и информация
 
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) — флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения.

Липпи появился на свет в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне — одном из бедных районов Флоренции, знаменитом разве что нахождением там крупной обители монахов-кармелитов. Своих родителей Филиппо не знал. Его мать Антония ди сер Биндо Серниджи скончалась в родах. Пару лет спустя не стало и отца. Сироту приютила тетка, Монна Лапаччи. Но она была небогата, к тому же рано осталась вдовой с тремя детьми на руках. Прокормить еще и племянника оказалось ей не по силам. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.

Монахи в неизменных коричневых рясах, характерных для их ордена, давали неплохое образование. Они были хорошими педагогами, вдумчивыми и терпеливыми. Но скоро вынуждены были смиренно признать: гуманитарные дисциплины даются Филиппо крайне плохо, а точные — не даются вообще. Вместо учения он, как говорит Вазари, «только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги».

На картине Липпи «Богоматерь Смирение» (Музей Кастелло Сфорцеско, Милан) есть несколько мальчишек с разинутыми ртами и круглыми физиономиями, далёкими от всякой одухотворенности. Так и кажется, один из них — это и есть маленький Филиппо.

Только на уроках рисования рассеянный, бестолковый Липпи вдруг становился собран и внимателен. Он обнаруживал явное дарование. Кармелиты быстро смекнули: если вырастить в своих стенах даровитого художника, незачем будет платить за росписи алтарей и стен людям со стороны. Ради такого дела Филиппо даже разрешили не посещать уроки.

По-видимому, это решение принесло Липпи облегчение. Теперь то время, в которое он должен был безуспешно протирать рясу над грамматикой и геометрией, Филиппо проводил в особом для всех посетителей и послушников монастыря Санта Мария дель Кармине месте — капелле Бранкаччи. Она притягивала к себе всех, кто, подобно ему, начинал рисовать и желал совершенствоваться в живописной технике.

Всего за несколько лет капелла Бранкаччи приобрела статус легенды. Еще бы, ведь её расписывал сам Мазаччо! Гениальный первопроходец эпохи Возрождения, он умер всего 27-ти лет, оставив потомству громкую славу, а кармелитам — незаконченную капеллу.

Фрески Мазаччо на стенах капеллы Бранкаччи (в том числе наиболее известная из них в наши дни — «Изгнание из рая«) принято считать революционным открытием, предопределившим переход от средневековой живописи к новому ренессансному искусству. Они стали образцом для первых самостоятельных работ Филиппо Липпи. С начала 1420-х до середины 1430-х он совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и достигает в обеих сферах определённых успехов.

В 1426-м году Липпи становится правой рукой настоятеля кармелитского монастыря в Сиене, а первые упоминания о нём как о знаменитом художнике датируются началом 1430-х годов.

Филиппо Липпи обладал уникальным мастерством рисовальщика. По-видимому, чувство линии и перспективы у него было врожденным: трудно, зная его любовь к жизни и нелюбовь к науке, представить художника за геометрическими штудиями, которым, к примеру, отдал полжизни его современник Паоло Уччелло. Но и без научного подхода фресковая живопись Липпи настолько удаляется от готических канонов и приобретает такую жизненную достоверность и конкретность, что о нём начинают говорить, будто в него «вселился дух Мазаччо».

Похвалы так вскружили Липпи голову, что в 1433-м году он снял рясу и оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника. О нескольких последующих годах в биографии Липпи нет точных сведений, зато есть множество интересных историй разной степени правдоподобности.

Рассказывают, что однажды, отправившись с друзьями в морское путешествие, Липпи попал в плен к арабским пиратам, был доставлен в Берберию (Северная Африка) и там продан в рабство. Целых полтора года он влачил жалкое существование невольника. В один прекрасный день Липпи по памяти нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Особенно достоверно он выписал одежды. Поскольку в той культуре существовал запрет на изображение человека, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён, что распорядился отпустить художника. В 1437 году его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию.

Здесь, на родине, мы вновь застаём его в монашеской рясе. Изголодавшийся по кисти и краскам художник хватается за любые заказы и работает с большим вдохновением. «Коронование Марии» для церкви Сан Амброджо приносит Филиппо признание коллег, но главное — близкое знакомство с всесильным политиком и банкиром Козимо Медичи Старшим, которого называют «крёстным отцом Ренессанса». Одно время Липпи даже считался его любимым художником.

Близость к блестящему дому Медичи обострила природные склонности Филиппо Липпи. По натуре он был весёлым, предприимчивым, жизнелюбивым и падким до вина и женщин. Вазари свидетельствует, что его влюблённости были частыми и пылкими, причём, отдаваясь страсти, Липпи начисто забывал о делах, а когда ему нравилась какая-то женщина, «был готов отдать всё своё состояние». Очень скоро к нему приклеивается прозвище «монах-сластолюбец».

Подобный образ жизни мешал Филиппо выполнять заказы к назначенному сроку. Видя это, Козимо Медичи однажды вынужден был запереть его в комнате, чтобы тот сосредоточился на работе. После двух дней бесплодного томления Липпи разодрал простыни на лоскуты, сплёл из них канат и через окно выбрался на волю.

Но даже это не помешало его карьере: Медичи рассудил, что допустимо простить художнику аморальное поведение, ведь он наделён божественным даром, помогающим вернуть на путь истинный сотни других людей.
Липпи, однако, и дальше продолжал «путать божий дар с яичницей». В 1450-м его осудили за неуплату долга, еще через год он попал под суд за подлог. Обширные связи снова помогают ему выйти сухим из воды, и к 1455 году художник обосновывается в городе Прато, где приобретает имение. Из работ этого периода наиболее известна серия фресок для местного кафедрального собора, повествующая о жизни Иоанна Крестителя и святого Стефана (1, 2, 3).

В 1456-м году Филиппо исполняется пятьдесят, а его судьба делает еще один неожиданный виток: монаха-сластолюбца назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита. 21-летняя монахиня по имени Лукреция Бути позировала Липпи и вскорости влюбилась в мэтра. Недолго думая, художник похищает Лукрецию из монастыря. В 1457-м году вне брака родился их сын, названный Филиппино (имя означает маленький Филиппо). Однако родные Лукреции бьют тревогу. Её находят и возвращают в монастырь. Скандал вспыхивает с новой силой и доходит до римского Святого Престола.

Решить проблему удаётся Козимо Медичи, который уговаривает Папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом снял с Липпи монашеский сан и, якобы, прокомментировал свое решение так: «Сутана сковывала способности фра* Филиппо. Я думаю, что уйдя в мир, он станет только ближе к Богу».
В 1461-м году Липпи женился на Лукреции. Их второй сын, Алессандро, родится уже в законном браке. Жену и детей художника мы можем видеть, например, в одной из лучших его работ — «Мадонне с Младенцем и двумя ангелами» («Мадонне под вуалью»).

Горячая любовь к жизни противопоказана монаху, но именно она сделала Липпи художником. Его религиозная живопись необыкновенно лирична и проникновенна, и она больше воспевает земную прелесть флорентийской женщины, чем непостижимую красоту божественного предназначения Девы Марии.

С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.

Одним из первых среди мастеров эпохи Возрождения Липпи стал включать в композиции своих картин автопортреты. Его круглое лицо с несколько саркастическим выражением мы можем видеть на фреске «Коронование Марии», находящейся сейчас в галерее Уффици. Причём Липпи фигурирует на картине дважды: один раз в виде простого монаха, подпирающего рукой подбородок, второй — в виде епископа в зеленом облачении.

«Мадонна с Младенцем, ангелами, святыми и молящимися», которую Липпи написал по заказу кармелитов, считается первой в истории итальянского искусства религиозной сценой, вписанной в интерьер.

Последними работами Липпи стали росписи стен кафедрального собора города Сполето, посвященные жизни Девы Марии. Не закончив работу, Липпи скоропостижно умер в 1469 году. Даже смерть «монаха-сластолюбца» сопровождалась нехорошими слухами: говорили, что ему подсыпали яду родственники несчастной, которую Филиппо Липпи соблазнил.

Сын Филиппино, которому на момент смерти Липпи было 12 лет, под руководство Боттичелли стал весьма известным художником. В 1480-е годы Филиппино, бережно сохранив стиль Мазаччо, наконец, завершит роспись капеллы Бранкаччи, которая когда-то своим совершенством сделала художника из его отца, Филиппо Липпи.

* «фра» — сокращение от итал. frate, то есть брат; указывает на монашеский статус

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
+16

Лента
Фра Филиппо Липпи. Молодая Лукреция
Молодая Лукреция
Фра Филиппо Липпи
65.4×91.7 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Фра Филиппо Липпи. Коронование Марии. Фрагмент.
Коронование Марии. Фрагмент.
Фра Филиппо Липпи
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 110 работ
Фра Филиппо Липпи. Коронование Марии (Коронование Мариньи)
1
Коронование Марии (Коронование Мариньи)
1440-е , 287×200 см
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с Младенцем и сцены из жития святой Анны (Мадонна Бартолини)
3
Мадонна с Младенцем и сцены из жития святой Анны (Мадонна Бартолини)
1452, 135×135 см
Фра Филиппо Липпи. Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)
3
Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)
1440-е , 42×64 см
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)
11
Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)
1465, 62×95 см
Фра Филиппо Липпи. Богоматерь Смирение
1
Богоматерь Смирение
1428, 169×85 см
Фра Филиппо Липпи. Мадонна на троне
1
Мадонна на троне
62×121 см
Фра Филиппо Липпи. Мадонна, деталь
1
Мадонна, деталь
1426
Фра Филиппо Липпи. Благовещение
2
Благовещение
152×68 см
Фра Филиппо Липпи. Благовещение с донаторами
0
Благовещение с донаторами
1455, 143×153 см
Посмотреть все 110 работ художника
HELP