Регистрация

Возвращение Одиссея (Пенелопа с женихами)

Предложить название
1509, 124×146 см • Фреска, Холст

Описание картины «Возвращение Одиссея (Пенелопа с женихами)»

«Возвращение Одиссея» – один из немногих сохранившихся фрагментов росписи сиенского Палаццо дель Маньифико. Построенный по заказу амбициозного и тщеславного политика Пандольфо Петруччи, Великолепный дворец (а именно так переводится с итальянского его название), был задуман как резиденция для будущей семейной династии правителей Сиены, начало которой мечтал положить сам Петруччи.

Получив единоличный контроль над Сиенской республикой в конце XV века, занимавший должность «капитана народа» (главнокомандующего вооруженными силами) Пандольфо заручился поддержкой торговых элит, благодаря чему ему удалось править вплоть до самой своей смерти в 1512 году. А за четыре года до того он созвал в Сиену лучших живописцев региона для работы над росписью стен и потолков своего дворца. В результате над фресками в Палаццо дель Маньифико трудились Пинтуриккио, Лука Синьорелли и Джироламо Дженга.

По замыслу Петруччи, монументальные сцены из античных мифов должны были символизировать вехи истории его семьи. Так, «Возвращение Одиссея» кисти Пинтуриккио – отсылка к многолетнему периоду жизни в изгнании сначала самого Пандольфо, а потом и его сына Боргезе. А, к примеру, фреска «Бегство Энея из Трои», написанная учеником Луки Синьорелли Джироламо Дженгой, символически изображает сразу три поколения семьи Петруччи. Согласно «Энеиде» Вергилия, легендарный герой покинул полыхающий в огне город, захватив с собой жену Креусу (но она, к сожалению, отстала и погибла), а также сына Юла. И даже вынес на собственных плечах старого отца Анхиса – благородный поступок Энея настолько поразил греков, что те выпустили его из города.

Но, несмотря на далеко идущие планы Петруччи в отношении семейной преемственности, его амбициям не было суждено воплотиться в жизнь. Сын Боргезе, перенявший бразды правления Сиенской республикой после смерти отца, не смог удержаться в этой ипостаси, и уже три года спустя его подсидел племянник Пандольфо, кардинал Рафаэло Петруччи. После его кончины в 1522 году снова забрезжила надежда на восстановление династии, ведь синьором Сиены стал уже младший сын Пандольфо, Фабио. Но всего два года спустя вследствие восстания он был изгнан из города, а в Сиене восстановилось республиканское правление.

«Великолепный дворец» ожидала более завидная судьба, чем его хозяев. В настоящее время Палаццо дель Маньифико – одна из облюбованных туристами достопримечательностей Сиены, а росписям из него была уготована честь обосноваться в лучших художественных галереях мира. В 40-х годах 19 века большая часть фресок была переведена с дерева на холст. Некоторые из них остались дома, в Национальной пинакотеке Сиены («Бегство Энея из Трои» – в их числе), часть находится в музее Метрополитен Нью-Йорка. А остальные приобрела лондонская Национальная галерея, где они и хранятся до сих пор.

Среди них и «Возвращение Одиссея» Пинтуриккио. Сцена, изображенная на фреске, знакома нам благодаря эпической поэме Гомера, названной по имени главного героя. Спустя долгие годы странствий Одиссей узнает, что вот уже три года его жену Пенелопу осаждают женихи, буквально не дающие красавице прохода. Богиня Афина превращает Одиссея в дряхлого безобразного старца, чтобы он мог проникнуть в свой дом неузнанным, ведь жаждущие царского венца женихи могли его убить. Чтобы отбиться от их притязаний, Пенелопа пошла на хитрость: пообещала выйти замуж, как только закончит ткать погребальное полотно для Лаэрта, отца Одиссея. Каждую ночь она распускала полотно, что позволяло бесконечно долго тянуть время.

«Возвращение» написано в свойственной Пинтуриккио легковесной манере: от трагичности и величественности гомеровского эпоса не осталось и следа. Вместо лысого дряхлого старца в рваном и грязном хитоне, каким его сделала Афина, Одиссей предстает молодым и даже симпатичным златовласым юношей – мы можем узнать его лишь по посоху в руках.

Вся композиция проникнута атмосферой беззаботности и неги: через распахнутое окно видно покачивающийся на волнах корабль Одиссея, на ткацкий станок уселась залетевшая птичка, а у ног Пенелопы играет с клубком ниток котенок.

Пинтуриккио облачил всех присутствующих в одежды своей эпохи и о том, что речь идет о событиях из древнегреческого мифа, напоминает лишь остров Ээя, виднеющийся за окном. Там волшебница Цирцея обращает путешествующих в свиней, а сирены у его берегов сладкоголосым пением затягивают на морское дно неосторожных мореходов.

Автор: Наталья Азаренко
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)
  • Тамара Лемпицка. Сон (Рафаэла на зеленом фоне)
  • Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Бугатти
Meine
37 работ • 0 комментариев
  • Андреа дель Сарто. Крещение
  • Антонис ван Дейк. Тициан и его возлюбленная
  • Тициан Вечеллио. Аллегория благоразумия
Renessanse
Собирает Olga Held
194 работы • 0 комментариев
  • Франц ван Мирис Старший. Мальчик, выдувающий мыльные пузыри
  • Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер с двумя свечами
  • Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер. Страндгед, 30
Окно
Собирает Елена Настюк
128 работ • 0 комментариев
  • Василий Григорьевич Перов. Весна-красна и Снегурочка. Из эскизов по мотивам русских народных сказок
  • Ян Стен. Эрисихтон продает в рабство свою дочь Мнестру
  • Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала II (1844)
Мифологическая сцена
Собирает Open
1 366 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Тициан Вечеллио. Аллегория благоразумия
3
Аллегория благоразумия
Тициан Вечеллио
1565, 75.5×68.4 см
Антонис ван Дейк. Тициан и его возлюбленная
3
Тициан и его возлюбленная
Антонис ван Дейк
1630-е , 30×23.2 см
Андреа дель Сарто. Крещение
1
Крещение
Франц ван Мирис Старший. Мальчик, выдувающий мыльные пузыри
1
Мальчик, выдувающий мыльные пузыри
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP