Регистрация

Окно как символ в искусстве. Портал в иные миры

Мне нравится8       0  
Светлый или тёмный, распахнутый или закрытый — оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников служит не только фоном или акцентом композиции, но и выступает как метафора надежды, перемен, шага в неведомое. Давайте посмотрим в окна живописцев и узнаем, какие символы они открывают.

От окошка до окна

Привычный для нас элемент интерьера, как, впрочем, и экстерьера, окно свою значимость в жизни человека «осознало» не сразу. Все-таки первые окна были маленькими, мутными, едва пропускали свет и больше походили на заготовки для витражей, — что с успехом использовалось в сакральной архитектуре. Свет, льющийся в храм с небес, воспринимался эквивалентом Божественного присутствия, а три окна в церкви в XV—XVI веках соответственно подразумевали Святую Троицу.
Леонардо да Винчи. Мадонна Дрейфус (Мадонна с Младенцем и гранатом)
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Леонардо да Винчи
1490-е , 42×33 см
Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздиками
Рафаэль Санти
1507, 27.9×22.4 см
Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини (Мадонна лорда Гарвага)
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью)

Размер имеет значение

Стеклодувы Италии раньше других в Европе начали изготавливать относительно большие и прозрачные стекла. Этот технологический прорыв, а также популярность в архитектуре большого трехчастного (т.н. «венецианского») окна, сыграло решающую роль в «возвышении» окна во времена интеллектуальной революции Возрождения. Рама теперь фокусирует взгляд, а увиденный пейзаж предстает как завершенная и предназначенная для созерцания картина. Приоритет видения художественного мира зрением «духовным» (а окна, как мы знаем, — «глаза души»), утверждавшийся религией и церковью и господствовавший в Средние века, изменился. Отныне человек посредством окна объединяется с материальным миром. Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти именно так и рассматривал живопись — как обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир.
Альбрехт Дюрер. Портрет Эльсбет Тухер
Альбрехт Дюрер. Портрет Святого Себастьяна со стрелой
Портреты на фоне оконного проема стали весьма популярными: на полотнах появилось ощущение пространства, а человек и природа становились единым целым, и это было одним из ключевых моментов в искусстве Ренессанса.
Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага
Рафаэль Санти
1506, 52.5×37.3 см
Ганс Мемлинг. Мартин ван Ньювенхове
Ганс Мемлинг
1487
Рафаэль Санти. Портрет Джулиано Медичи, герцога Немурского
Рафаэль Санти. Портрет молодого человека в красном
Рафаэль Санти
1505, 67.3×52.7 см
Рафаэль Санти. Портрет Гвидобальдо Монтефельтро
Рафаэль Санти
1506, 69×52 см
Рафаэль Санти. Портрет Перуджино
Рафаэль Санти
1504, 51×37 см
Ганс Мемлинг. Портрет молодой женщины
Ганс Мемлинг
1480, 18×43 см
И, конечно, окно не только объединяет человека и природу, но и предлагает развитие сюжета.
Геррит (Герард) Доу. Голландская домохозяйка
Геррит (Герард) Доу
1650, 26×20 см
Геррит (Герард) Доу. Старый учитель
Геррит (Герард) Доу
1671, 32×25 см
Геррит (Герард) Доу. Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)
Геррит (Герард) Доу
1650-е , 48×37 см
Геррит (Герард) Доу. Молодая женщина в нише с попугаем и клеткой
Геррит (Герард) Доу
1660-е , 24.8×18.4 см
Геррит (Герард) Доу. Кошка, лежащая на подоконнике мастерской художника
Геррит (Герард) Доу. Доктор проверяет мочу
Геррит (Герард) Доу
XVII век
Геррит (Герард) Доу. Старуха в окне со свечой
Геррит (Герард) Доу
1671, 26.5×20.5 см
Геррит (Герард) Доу. Старуха в окне, поливающая цветы
Геррит (Герард) Доу
1660-е , 28.3×22.8 см

«И у окна сидит Она и все она…»

Альянс окна и картины был и остается весьма прочным, хотя в большинстве случаев эта архитектурная деталь на картинах скорее служит источником света. Довольно часто оконный проем становится центром событий. Именно здесь и происходят амурные перипетии: поиск взгляда, немой диалог, демонстрация внешности… У окна, назначают свидания, поют серенады, да и к возлюбленному в романах бегут именно через окошко. Причем в окне, как правило, можно увидеть именно женщину, девушку, в общем, — персону женского пола любого возраста.
Питер де Хох. Женщина, читающая письмо
Питер де Хох
1664, 55×55 см
Питер де Хох. Материнские обязанности
Питер де Хох
1660, 52.5×61 см
Сальвадор Дали. Женщина у окна в Фигерасе
Сальвадор Дали
1926, 21.5×21 см
Марк Захарович Шагал. Белла и Ида у окна
Марк Захарович Шагал
1916, 56×45 см
Ян Вермеер. Девушка с письмом у открытого окна. Фрагмент
Сальвадор Дали. Фигура у окна
Сальвадор Дали
1925, 102×75 см
Франц ван Мирис Старший. Мальчик, выдувающий мыльные пузыри

И только бездельники подростки пускают мыльные пузыри, впустую растрачивая время!



*Узнайте больше о символах времени в специальном материале Артхива

Гавань пленниц домашнего очага

Для художников-романтиков светоносный элемент интерьера стал ключевым смыслом, а персонаж, всматривающийся в неведомые дали за окном, — излюбленным героем. В этом сюжете закладывалась противоречивая символика: с одной стороны читался призыв оторваться от унылой повседневности, покинуть пределы дома, мещанского существования и устремится вдаль, а с другой — очевидная невозможность уйти от реальности банальной жизни. В этих историях ведущая роль отводилась женщине — пленнице домашнего очага. Именно художники-романтики посеяли зерна эмансипации.
Каспар Давид Фридрих. Вид из студии художника








Окно на картине Каспара Давида Фридриха — важный посредник между внутренним и внешним миром. Взгляд художника устремлен в красочный мир, контрастирующий с тускло-коричневым интерьером. Окно — это гавань, откуда корабли отчаливают в неведомые дали, в открытое море страсти, к непредсказуемым встречам и переживаниям.

О возможности обретения женщиной свободы и независимости живописует картина Леоноры Каррингтон «Постоялый двор лошади Утренняя Заря». Несмотря на пессимистичность сюжета, столь свойственную всем сюрреалистам, распахнутое окно, за которым парит белая лошадь, — вселяет надежду. Где-то совсем рядом есть, - все-таки есть! — желанная легкость бытия, возможно исполнение желаний и достижение счастья…

Хозяйке на заметку


Проще всего с темой окна дела обстоят у художников-пейзажистов. Они, как правило, не задумываются о символах и глубоком смысле изображений, а передают красоту «как она есть». А для адептов реалистического направления окно — элемент достоверности «сцены из домашней жизни».
Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер на Страндгед с лучом солнца на полу
Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер. Страндгед, 30
Валентин Александрович Серов. У окна
Валентин Александрович Серов
1886, 28.8×20 см
Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
Валентин Александрович Серов
1887, 85×91 см
Валентин Александрович Серов. Петр I в Монплезире
Валентин Александрович Серов
1900-е , 74×65 см
Валентин Александрович Серов. Открытое окно. Сирень.
Валентин Александрович Серов
1886, 49.4×39.7 см
Татьяна Яблонская не обошла своим вниманием окна как прием, который помогает сфокусировать взгляд, сконцентрировать внимание. Будучи уже в преклонном возрасте, не имея физической возможности выходить на улицу, она будто продолжала общаться с природой посредством окна, и, как настоящий художник, каждый раз находила для себя новые сюжеты.
Татьяна Ниловна Яблонская. Осенние листья
Татьяна Ниловна Яблонская
2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Натюрморт с зеленой бутылкой
Татьяна Ниловна Яблонская
2005
Татьяна Ниловна Яблонская. Гаянэ и зеленое окно
Татьяна Ниловна Яблонская
2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Свет и тень
Татьяна Ниловна Яблонская
2004
Татьяна Ниловна Яблонская. Подснежники
Татьяна Ниловна Яблонская
2003

Многомерность пространства и времени

Метафору многогранности мира в окне увидели символисты и фовисты — Рауль Дюфи, Анри Матисс… Так мыслил и Марк Шагал.
Марк Захарович Шагал. Окно
Марк Захарович Шагал
1959, 150×119.8 см
Марк Захарович Шагал. Влюбленные в окне
Марк Захарович Шагал
1935, 31×23.7 см
Марк Захарович Шагал. Окно. Витебск
Марк Захарович Шагал
1908, 67×58 см
Марк Захарович Шагал. Белла и Ида у окна
Марк Захарович Шагал
1916, 56×45 см
Марк Захарович Шагал. Вечер у окна
Марк Захарович Шагал
1950, 65×50 см
Мотив окна — один из излюбленных и в творчестве Анри Матисса. Впервые этот образ появился у Матисса еще во время службы художника в конторе присяжного поверенного, и он возвращался к нему всякий раз. Да, жизнь внутри помещения ограничена стенами, но достаточно лишь распахнуть окно, взглянуть на мир сверху, и перед человеком откроется чудесная перспектива — во всех смыслах («Вид из окна»).
Анри Матисс. Окно

В картине «Открытое окно в Collioure» Матисс объединил пейзаж и интерьер, не соблюдая законы перспективы. «…Атмосфера пейзажа и моей комнаты стали единым целым», — говорил художник. Зритель видит то, что находится вдалеке, и, одновременно, осознает себя находящимся в конкретном месте — так художник создал своеобразную художественную возможность объединения личного и окружающего пространства.

Анри Матисс. Окно
Сам переход от внутренней части комнаты к внешнему миру через окно для Анри Матисса также символизирует процесс видения художника (картина «Окно»). Комната — это то, что «происходит» в голове художника, а природа за окном — то, что он для себя открывает с помощью зрения.
На многих полотнах Матисса, увиденное в окне представляет собой самодостаточную картину в интерьере — живой живописный шедевр.
Анри Матисс. Красная комната
Анри Матисс
Анри Матисс. Интерьер с египетской занавеской
Анри Матисс
1948, 116.2×89.2 см
Анри Матисс. Разговор
Анри Матисс
Анри Матисс. Ананас и персики
Анри Матисс

Вид «в никуда»


Темой видения и восприятия был увлечен Марсель Дюшан. Он писал: «Я использовал идею окна как отправную точку, также как я использую кисть… Я мог бы сделать 20 окон и каждое с иным смыслом … «. В 1920 году художник представил работу Fresh Widow (изменив несколько букв, автор превратил «французское окно» (French Window), в «свежую вдову», подразумевая вдов солдат Первой мировой войны): это двойные двери, называемые «французским окном». Но, в эти окна смотреть бесполезно: стекла заделаны черной кожей. Во время выставки автор даже настаивал на том, чтобы объект каждый день начищали до блеска, как обувь. Так Дюшан по-дадаистски отказался от взгляда на мир за пределами окна и провозгласил тотальную непознаваемость бытия, предоставив место новой изобразительной реальности.
Над авторским метафорическим языком плодотворно работали и сюрреалисты. Утверждая неизведанный и до конца непознанный человеком мир, Рене Магритт также выступил полной противоположностью Альберти. Вместо того, чтобы показать, насколько «картина похожа на окно», он предлагает задуматься: похоже ли это окно на живопись? Насколько объективен наш взгляд? Его окна ослепляют, разбиваются… Имитация действительности лежит в осколках, в то время как оригинал — пейзаж, — остается нетронутым. Реальный пейзаж может быть один, а произведение искусства — лишь образ, но не сам предмет. Иллюзия, созданная искусством, заставляет нас поверить в реальность, спрятанную за полотном мольберта. Но за ним ничего нет — это и есть реальность.
Рене Магритт. Ключ к полям
Рене Магритт
1936, 80×60 см
Рене Магритт. Вечереет
Рене Магритт
1964, 162×130 см
Рене Магритт. Поместье Арнхейм
Рене Магритт
1949, 100×81 см
Рене Магритт. Условия человеческого существования
Рене Магритт
1933, 100×81 см
Возможности традиционной картины исследовал концептуалист Иван Чуйков. В серии «Окна» художник комбинирует живопись с элементами ассамбляжа. Автор использует закрытые оконные рамы, закрашивает стекла белой краской, а затем поверх нее рисует пейзаж. Таким образом, картина оказывается не «окном в мир», а экраном, на который что-то проецируется.
Иван Семенович Чуйков. Окно
Иван Семенович Чуйков
Иван Семенович Чуйков. Окно
Иван Семенович Чуйков
Иван Семенович Чуйков. Окно
Иван Семенович Чуйков
Иван Семенович Чуйков. Окно
Иван Семенович Чуйков
Подмену истинных ценностей броскими обертками мира потребительского изобилия отразил Рой Лихтенштейн.
Рой Лихтенштейн. Картина у окна
Рой Лихтенштейн. Натюрморт с ветряной мельницей

Одиночество-скука


В ХХ веке новая технология строительства освободила стену от функции опоры и сделала возможным превращение ее в «сплошное окно». Сплошная прозрачность создает ощущение полной открытости, отсутствия границы, единения пространства внутри и вне стен. Ведь «прозрачное — призрачно». Так окно стало играть роль не просто архитектурного украшения, а явилось границей, разделяющей пространство и миры, человеческие души, людей.
В «Полуночниках» Эдварда Хоппера ярко освещенное помещение бара стеклом защищено от тьмы. И, на первый взгляд, все происходящее мы видим, как на ладони, а с другой стороны — посетители отгородились от внешнего мира прозрачной стеной. Казалось бы, ничего примечательного, но любой, кто смотрит на картину американского художника, почти физически ощущает запредельное, щемящее чувство одиночества человека в большом городе.
Эдвард Хоппер. Нью-Йоркский офис
Эдвард Хоппер. Утреннее солнце
Одиночеством окутывает свет из окон героинь на полотнах итальянского живописца Феличе Казорати.
Феличе Казорати. Cucitrice nella soffitta
Феличе Казорати
1931, 49.5 см
Феличе Казорати. Обнаженная спит
Феличе Казорати
1962
Феличе Казорати. Сильвана Ченни
Феличе Казорати
1922, 105×205 см
Феличе Казорати. Женщина и доспехи
Феличе Казорати
Эндрю Уайетт писал не просто реалистичные пейзажи: он создавал ощущение изолированности, тишины, покинутости… Но в то же время — ожидания. Его окна пропускают потоки воздуха, в которых герои словно «растворяются», однако зритель все равно ощущает их присутствие.
Эндрю Уайет. Ветер с моря
Эндрю Уайет
1947, 47×70 см
Эндрю Уайет. Портрет Генриетты
Эндрю Уайет
1967, 57.2×72.4 см
Эндрю Уайет. Любовники
Эндрю Уайет
1981
Эндрю Уайет. Завтра
Эндрю Уайет
XX век, 96.5×55.9 см
Эндрю Уайет. Переполнение
Эндрю Уайет
1978, 58.4×73.7 см
Эндрю Уайет. Ренфилд
Эндрю Уайет
1961
Эндрю Уайет. Выход на поклон
Эндрю Уайет
1979, 79.4×57.1 см

Символ структурированного общества


Андреас Гурски предпочитает искать и снимать повторяющиеся фрагменты, которые складываются в абстрактные узоры, и окна блочных застроек идеально служат его идеям. С помощью камеры немецкий фотохудожник увидел постиндустриальное общество как огромную четко организованную структуру, единый организм, работающий в идеальном ритме.
  • Андреас Гурски. Париж Монпарнас (1993)
  • Авеню Америки (Avenue of the Americas, 2001)
Андреас Гурски. Парламент (1998)
А в завершение темы — украсим подоконник изысканным букетом.
Бернхард Кутманн. Цветы на окне
Бернхард Кутманн
Юрий Викторович Кудрин. Осень за окном.  1999
Юрий Викторович Кудрин
45×50 см
Альбер Марке. Окно в Алжире
Альбер Марке
1932
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Эндрю Уайет. «Полуденная любовь», 1992 г.
Художники, упоминаемые в статье
Альбрехт Дюрер
Биография • Работы
Амброзиус Босхарт Старший
Биография • Работы
Анри Матисс
Биография • Работы
Валентин Александрович Серов
Биография • Работы
Геррит (Герард) Доу
Биография • Работы
Джузеппе Арчимбольдо
Биография • Работы
Каспар Давид Фридрих
Биография • Работы
Питер де Хох
Биография • Работы
Пинтуриккио
Биография • Работы
Рафаэль Санти
Биография • Работы
Рой Лихтенштейн
Биография • Работы
Эндрю Уайет
Биография • Работы
Татьяна Ниловна Яблонская
Биография • Работы
Эдвард Хоппер
Биография • Работы
Марк Захарович Шагал
Биография • Работы
Леонардо да Винчи
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP