Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Зора на террасе

Предложить название
1913, 115×100 см • Масло, Холст

Описание картины «Зора на террасе»

В конце января 1912 года Анри Матисс вместе с женой Амели отправляется в Марокко. В Танжере он планировал выполнить ряд заказов для русских коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова. Первый из них намекнул, что отдает предпочтение работам с фигурами, но с поиском моделей дела здесь обстояли чрезвычайно сложно. Согласно мусульманским обычаям женщинам было не только запрещено позировать, но и вообще открывать лицо (этот закон не распространялся на проституток).

Лишь два месяца спустя усилиями местных французов – владельцев отеля, в котором остановился художник – получилось отыскать натурщицу. На тот момент Зоре было не более двенадцати лет – еще совсем ребенок по европейским меркам, но в Марокко она считалась достаточно взрослой, чтобы выходить замуж или начать заниматься проституцией. Но позировать чужеземцу девушка смогла недолго: «Появился ее брат, – писал Матисс. – Думаю, он убил бы ее, если бы узнал, что она позирует».

Ему удалось возобновить сеансы с Зорой уже во время второго визита в Танжер почти полгода спустя. Когда ее разыскали, она трудилась в публичном доме. Поэтому девушка позировала Матиссу на крыше борделя, куда поднималась в перерывах между приемом клиентов. Включая эту, в общей сложности марокканка стала героиней трех работ Матисса (1, 2).

Художнику приглянулся национальный костюм девушки: это наиболее детализированный элемент на картине «Зора на террасе». В то время как кистям модели он уделил куда меньше внимания (один из критиков отмечал, что ни отличаются «ошеломляющим отсутствием»). Во время своего недавнего визита в Москву художник был очень вдохновлен старинной русской иконописью. Это повлияло на характер изображения персонажей марокканского цикла, больше напоминающих лики святых (1, 2). Не зная истории написания картины, совершенно невозможно догадаться о роде занятий Зоры, настолько скромной и целомудренной она выглядит.

Хотя у Матисса изначально не было замысла писать триптих, со временем он решил объединить три картины, созданные в то время, в «Марокканский триптих». Помимо «Зоры на террасе» в него также вошли полотна «Вид из окна» и «Вход в Касбу». В 1913 году его выкупил Иван Морозов, в коллекции которого он хранился до 1919 года. Теперь «Марокканский триптих» является частью собрания Пушкинского музея.

Автор: Наталья Азаренко
Читать всю аннотациюСвернуть
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Экспрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Гармония в красном
  • Натюрморт с вазой, фруктами и чашкой
  • Севильский натюрморт
My Matis
12 работ • 0 комментариев
  • Сатурн, пожирающий своих детей
  • Похороны сардинки
  • Дух мертвых не дремлет
FB
504 работы • 0 комментариев
  • Синяя обнаженная
  • Сон
  • Сон
Анри Матисс
33 работы • 0 комментариев
  • Интерьер с футляром от скрипки
  • Роскошь, покой и наслаждение
  • Розовая обнаженная
Анри Матисс
15 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Розовая обнаженная
11
Розовая обнаженная

1935, 66×920 см
Натюрморт с вазой, фруктами и чашкой
7
Натюрморт с вазой, фруктами и чашкой

1941, 73×92 см
Сон
3
Сон

1935, 65×81 см
Сон
3
Сон

1940, 81×64 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.