Картины гуашью представляют собой изображение на бумаге, картоне, фанере или плотном шелке, нанесенное плотными водорастворимыми красками. Гуашь (фр.
Gouache, итал.
guazzo водная краска, плеск) – матовая непрозрачная краска из пигментов, воды, белил и гуммиарабика или крахмала как связующих веществ. Поверхность при ее использовании выходит гладкая и бархатистая. Художники полюбили эту технику за быстрое высыхание, удобство в работе, возможность разбавить засохшую краску водой, а главное – за право на ошибку и многократное корректирование рисунка. Высохшая гуашь позволяет мастеру перекрыть новым слоем неудачный фрагмент картины, при этом старый фрагмент не просвечивает и не оставляет следа. Художник учитывает и то, что при нанесении нескольких слоев краски участок картины трескается и осыпается. После высыхания гуаши изображение светлеет, но сохраняет яркость, насыщенность и равномерность цвета. Профессиональные художники пренебрежительно отзываются о рисунках гуашью, называют технику искусством «детской» или «плакатной» живописи. Эта техника используется при создании цветных эскизов и набросков, портретных миниатюр, книжных иллюстраций, произведений станковой графики.
Гуашь появилась в Европе в эпоху Средневековья, когда художники добавляли в акварель белила для уплотнения цвета: мазок гуаши выделялся на размытом акварельном фоне. Новую краску сразу полюбили иллюстраторы. Первым технику комбинирования гуаши и акварели в создании картин использовал художник-маньерист Паоло Пино (1525-1587). Мастера
Возрождения применяли гуашь для усиления яркости и контрастности эскизного рисунка. Термин «рисунок гуашью» появился в XVIII веке во Франции, а в конце XIX – начале XX века наступило время расцвета техники. Великие художники эпохи -
Марк Шагал и
Сальвадор Дали,
Борис Кустодиев и
Анри Матисс,
Эдгар Дега и
Валентин Серов - охотно использовали гуашь при создании картин. Художники-оформители XX века применяли флуоресцентную разновидность краски для оформления спектаклей и усиления декорационных эффектов в темноте.
Гуашь популярна среди художников всех стилей и жанров, технику используют в создании
пейзажей и
натюрмортов,
портретов и жанровых сцен. Бархатная фактура краски великолепно передает атмосферу вечерних сумерек и предрассветных туманов. Для создания картины художники выбирают кисти из натуральной шерсти с острым кончиком. В работе с гуашью существует несколько методов нанесения мазка и работы со слоями: пастозная техника напоминает масляную живопись, лессировка подразумевает разбавление гуаши водой, граффито напоминает «гравировку» рисунка: мастер процарапывает верхний слой краски и обнажает нижний. На мягкость и контрастность изображения влияет количество слоев и влажность кисти и бумаги для рисунка. Художники считают гуашь идеальным материалом для создания картин смешанной техники: краска контрастирует с мягким акварельным фоном, но смягчает резкие цвета акрила.
Известные картины гуашью:
«
Испанка с острова Майорка», «
Мальчик с собакой» 1905, «
Два брата» 1906 Пабло Пикассо; «
Мисс Рубел, сидящая перед ширмой» 1885, «
Сиеста» 1905 Джон Сингер Сарджент; «
Портрет Марушки, жены художника», «
Портрет дочери художника, Ярославы» 1922 Альфонс Муха; «
Алиса в стране чудес» 1945, «
Чистый разум» 1948 Рене Магритт.
Знаменитые художники, использовавшие гуашь в своем творчестве:
Эдгар Дега,
Джон Сингер Сарджент,
Пабло Пикассо,
Сальвадор Дали,
Винсент ван Гог,
Валентин Серов.