войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Артур
Рэкхэм

Артур Рэкхем (англ: Arthur Rackham; 19 сентября 1867 года, Лондон — 6 сентября 1939 года, Суррей). Известный английский иллюстратор, оформивший лучшие образцы детской литературы, а также произведения «Сон в летнюю ночь» Шекспира и «Песнь о Нибелунгах».

Особенности творчества художника Артура Рэкхема: Творчество Рэкхема сложно спутать с чем-либо другим. Помимо узнаваемых сюжетов, его рисунки невероятно графичны и детализированы. Художник заимствовал традиции немецкой и японской гравюр, выработав свой собственный стиль, обладающий аристократизмом и изяществом. Работы талантливого автора во все времена привлекали не только поклонников литературы, взрослых и детей, но также и художников. Его творчество вдохновляло Уолта Диснея, Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна») и Тима Бертона («Сонная лощина»), который даже купил дом иллюстратора.

Известные картины художника Артура Рэкхэма: «Алиса в стране чудес», «Кольцо нибелунгов»«Безумное чаепитие», «Ундина», «Гулливер в стране лилипутов».

От газет к книжной иллюстрации: ранее творчество Артура Рэкхема


Артур Рэкхем родился в Лондонском районе Луишем. Он был одним из 12 детей Альфреда Рэкхема и его жены Энни, которые смогли дать своим детям хорошее образование. Рисунок с самого детства был успешным «сопровождающим» Рэкхема: будущий мастер выиграл несколько призов за свои работы еще во время школьного обучения. В 17 лет Артур совершил свое первое заокеанское путешествие: сопровождаемый двумя тетушками, он отправился в Австралию поправлять слабое здоровье. Новые впечатления оказались полезным бонусом для его художественной натуры.

В 18 лет Артур сам зарабатывал себе на жизнь, будучи клерком Вестминстерской пожарной службы, которая спонсировала его занятия в школе искусств Lambeth.

Вскоре он оставил свое место работы и стал репортером и иллюстратором в британской газете Westminster Budget и других изданиях. Но это занятие было ему не по душе, он называл его «неприятной ручной работой». Искусствоведы считают иллюстрации Рэкхема этого периода весьма посредственными, мало отличающимися от общего потока. Отмечают разве что цветовую гамму, в которой уже тогда читалась будущая воздушность графики Рэкхема.

Первый книжный проект иллюстратора Рэкхема — оформление путеводителя по Лондону «To the Other Side», вышедшего в 1893 году. Следующая книга с его работами «Dolly Dialogues» была опубликованна в 1894 году.

Сборник фантастических сказок «Zankiwank и Bletherwitch» — это первая серьезная работа Артура Рэкхема, где он начинает проявлять свою индивидуальную манеру, демонстрируя легкость пластики и изящество линии, которые будут отличать все его работы в дальнейшем. Именно в применении к сказочным, приключенческим сюжетам автор разовьет свой талант в полную меру.

Артур Рэкхем и золотой век английской иллюстрации


Иллюстрация сказочного сборника стала началом яркого поворота в судьбе и карьере художинка. Но самое важное событие произойдет в 1900 году, когда Рэкхем встетит Эдит Старки — художницу, наставницу и свою будущую супругу, которая родит ему дочь Барбару. Жена стала его «самым вдохновляющим и суровым критиком». Именно Старки поможет Рэкхему уйти от простых колористических решений в рисунках и исследовать более глубокие градации цвета.

Творческий импульс подоспел как никогда вовремя. Технический прогресс в печатном деле позволил иллюстратору легко и быстро распространять свои рисунки, избежав работы в качестве простого гравера. Стало возможным качественно и аккуратно передавать всю ясность штриховых линий и богатство палитры художника. Уровень печатного производства иллюстраций заметно повысился, однако стоимость технологии была высокой, что, впрочем, никак не ухудшило положения художника. Появился совершенно новый формат подарочного издания, которым восхищались, которого ждали, о котором писали письма Санте в канун Рождества.

Первым образцом такого красочного издания была новелла Ирвинга «Рип ван Винкль», вышедшая в 1905 году. Рэкхем создал для нее 51 иллюстрацию и был назван критиками «ведущим декоративным иллюстратором эпохи Эдуарда».

Процесс создания работ был особенный, и в нем просматривается вся суть рэкхемской иллюстрации. Сначала мастер прорисовывал тонкие линии простым карандашом, а сверху покрывал рисунок более плотным слоем чернил. Легкая вуаль акварели в стиле ар-нуво покрывала лист и создавала еще большее ощущение воздушности и фантазийности.

Джеймс Мэтью Барри — автор сказочной истории о Питере Пене, был в восторге от работ Рэкхема и попросил художника проиллюстрировать его самую первую повесть о невзрослеющем мальчике «Питер Пэн в Кенсингтонском саду». И это был невероятный не только творческий, но и коммерческий успех. Издание тут же стала «выдающейся рождественской подарочной книгой 1906 года» и просто самой любимой детской сказкой на все времена.

Следующим шагом стала «Алиса в стране чудес». Она вышла в 1907 году и сегодня находится на втором месте по количеству иллюстрированных переизданий культовой сказки. На первом все же стоит издание с классическими иллюстрациями Джона Тенниела.

Изданная в 1908 году The Arthur Rackham Fairy Book («Книга фей Артура Рэкхема») стала одним из наиболее известных его изданий, где «узловатые деревья и толпы фей превратили в реальность мечты тысячи читателей». Вообще, деревья — это отдельные персонажи мира Рэкхема. Эти извивающиеся и антропоморфные существа живут своей жизнью и сопровождают фантастические и пугающие сказки из книги в книгу. «Одушевленные деревья» не дают покоя и современным художникам.

В 1914 г. прошла персональная выставка Артура Рэкхема в Лувре. Это был пик популярности и востребованности Рэкхема, у него было столько заказов, что порой приходилось отказываться от новых задач. Об одном таком заказе он впоследствии искренне жалел. Это был самый первый выпуск сказочной повести Кеннета Грэма «Ветер в ивах», весьма заманчивый проект. И все же иллюстратор от него отказался в пользу другого заказа, не менее важного и значимого: Рэкхем должен был успеть закончить работу над шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь».

Многие критики сходятся во мнении, что самые яркие и необычные работы иллюстратора можно найти в изданиях сказочной повести о водном духе «Ундина» 1909 года немецкого романтика Фридриха де ла Мотт Фуке, «Рейнголд и Валькирия» Вагнера, сказки братьев Гримм.  И без того таинственные и жутковатые истории благодаря рисункам Рэкхема видоизменились: они стали еще более притягательными и сверхъестественными, с отвратительными троллями и пленительными нимфами, будто сошедшими с картин прерафаэлитов, но без пошлого заимствования.

«Его картины представлялись мне ожившей музыкой, повергшей меня в глубины моего восторга. Я мало чего желал в своей жизни, как эту книгу» - напишет автор «Хроник Нарнии» К.С. Льюис о серии иллюстраций к «Кольцу Нибелунгов», созданной в 1910-1911 гг.

Зрелые годы. Вершина карьеры Артура Рэкхема


После Первой мировой войны слава Рэкхема стала распространяться за океаном, откуда хлынули новые заказы. Он оформил произведения Вашингтона Ирвинга, Кристофера Морли и Эдгара По.

Карьера Рэкхема продолжала идти в гору, автор не терял своей индивидуальности в иллюстрации и внимательности в деловых вопросах, продолжая трепетно и ответственно относиться к каждому заказу.

В 1936 году мастера ждал особенный успех. Отказавшись от работы над сказкой Кеннета Грэма в начале века в пользу Шекспира, во второй раз подобную возможность Рэкхем упустить не мог. Но если творческий запал художника не иссякал, то здоровье его шло на спад. Взявшись за долгожданный заказ, ослабевший и измученный, он с трудом его закончил. И все же художник много раз переделывал рисунки, стараясь добиться идеального результата, обращая внимание на мелочи, казавшиеся ничтожными окружающим. Книга «Ветер в ивах», оформленная рисунками Рэкхема, стала шедевром детской иллюстрации, символом чистоты и искренности викторианской сказки.

В 1939 году Артур Рэкхем скончался от рака в своем доме в Лимпсфилде в графстве Суррей.

Не только на бумаге: иллюстрации Рэкхема сегодня


Рэкхем стал одним из популярных и любимых английских иллюстраторов. Но его творчество не осталось лишь символичной вехой в истории искусства, а продолжает жить и развиваться в работах современных авторов. Это касается не просто художников и иллюстраторов, но также режиссеров и мультипликаторов.

Уолт Дисней, восхищавшийся акварелью Рэкхема и изяществом его линии, поручил своему главному иллюстратору Густаву Тренггрену (Gustaf Tenggren) при создании мультфильма «Белоснежка и семь гномов» адаптировать образы английского художника. Однако для анимации образы Рэкхема были слишком витиеваты и многозначны, они могли отвлечь от сюжета и главных персонажей. И Тенггрен создал свой, размеренный и всем знакомый диснеевский стиль рисунка. Однако же мотивы великого иллюстратора можно легко заметить в кадрах ночной сцены в лесу или во фрагменте жуткого перевоплощения королевы-мачехи. Узнаваемы ожившие деревья — любимые персонажи всех поклонников Рэкхема.

Фанаты находят рэкхемовские мотивы даже в «Гарри Поттере» и во «Властелине колец».

Известный американский кинорежиссер Тим Бертон в 2008 году, незадолго до начала работы над «Алисой в Стране чудес» (2010 г.), приобрел за 6 млн фунтов стерлингов готический особняк Артура Рэкхема в Лондоне. Атмосфера в доме была пропитана мистикой и тайнами. В своем интервью режиссер с юмором замечает, что «люди определенно верят, что слышат здесь по ночам странные звуки, и это хорошая атмосфера». Но не только недвижимость связывает этих двух авторов. Образы викторианского иллюстратора проникли в сериал «Сонная лощина» (1999 г.), созданный по произведению Ирвинга, которого, кстати, Рэкхем также иллюстрировал. Да и общий настрой картин Бертона, слегка сумасшедший и потусторонний, очень близок к Рэкхему.

Гильермо дель Торо — режиссер всемирно известного фильма «Лабринт Фавна» (2006 г.) создал свои фантастические образы благодаря сказкам Рэкхема. Невообразимые извивающиеся деревья, суровая первозданная природа и общий колорит будто перекочевали со страниц книг на телеэкран.

Автор: Людмила Лебедева
Перейти к биографии