войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Техника: Гуашь
Материалы: Бумага
Дата создания: 1940
Размер: 38×46 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 13 подборок

Описание картины «Созвездия. Утренняя звезда»

Серию из 23 картин «Совездия» Миро написал в 1940-1941 годах в трех разных городах: Варанжевиле, Пальма-де-Майорка и Монт-Роч. Это были самые страшные, беспросветные и тяжелые времена для художника. В 1936 году он бежал в Париж из Испании, когда там началась гражданская война, а с началом Второй мировой войны перебрался в тихий Варанжевиль. В 1940 немецкие войска захватывают Францию – и Миро снова вынужден бежать. На поезде из Варанжевиля в Париж, через бомбежки и грохот снарядов, едут Миро, его жена Пилар и десятилетняя дочка Долорес. У Миро с собой только портфель, в котором он увозит 10 готовых листов с «Созвездиями» и пустые листы для новых. Семейство Миро отправляется на Майорку, в родной город Пилар.

В Пальме художник пишет еще 10 «Созвездий» и готовится к тому, что всю оставшуюся жизнь придется провести здесь, ходить по песку, смотреть на море и писать картины, которые никто никогда не увидит. Уставший от переездов, доведенный до отчаяния, Миро уверен, что Гитлер захватит полмира и нацизм победит. И новости о ходе войны только укрепляют эту уверенность.

Для «Созвездий» Миро берет бумагу одного размера 38 х 46 см, из одной пачки. Все уже готовые работы постоянно находятся у него перед глазами – они должны создать единое художественное пространство, стать одним целым, должны хранить и поддерживать единый импульс.

Миро использует сложную технику в работе над всей серией: он растирает, разбрызгивает, наслаивает на каждый лист разведенные гуашевые и масляные краски, а потом тщательно и кропотливо прописывает по этому сложному фону разрозненные элементы, завитки, цветные точки. Здесь можно рассмотреть фигуры, напоминающие птичьи головы с клювами или крылья, можно отыскать звезду или человеческую фигуру, хвост или дымоход. Но, как и в случае с небесными созвездиями, которые существуют в виде разрозненных отдельных звезд, а собираются в воображаемую фигуру лишь усилием взгляда, элементы на картинах Миро требуют такой же работы воображения. Мысленно соединить разрозненные объекты и собрать целую картину.

С каждой новой работой «Созвездия» становятся сложнее, лист заполняется рисунком плотнее. Например, «Полночная песня соловья и утренний дождь» или «Поэтесса» - это уже фрагменты тяжелого ночного неба, усыпанного звездами. Такое небо бывает где-нибудь в глуши, в далекой деревне, в горах или на пустынных пляжах, где городской свет не глушит звездный. Отыскать созвездие в таком небе сложнее. Зато времени и настроения для наблюдения за звездами всегда хватает. Даже если мир где-то там, на другом берегу, охвачен войной, даже если надежды на его спасение давно нет.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии