Описание работы «Цветной экскиз: Квадраты с концентрическими кругами»
В 1913 году Василий Кандинский уже, без сомнения, является признанным в художественных кругах мастером. Несмотря на относительно недолгую карьеру живописца, за его плечами уже много достижений: выпущенная в свет книга «О духовном в искусстве», создание группы «Фаланга», затем Нового художественного объединения и, наконец,
«Синего всадника». За два года до этого он пишет
первую полностью абстрактную картину, постепенно полностью отказываясь от фигуративной живописи. А в 1912 году в Берлине проходит его первая персональная выставка. И хотя «импрессии», «импровизации» и «композиции» были встречены критиками довольно прохладно, имя Кандинского с этого момента начинает звучать по всему миру.
Несмотря на признание и популярность, художник не прекращает экспериментировать, трансформировать и совершенствовать свою технику. Так в 1913 году он пишет
«Квадраты с концентрическими кругами», своего рода исследование взаимодействия разных цветов и форм. В некотором смысле эта работа предвосхищает появление на свет более поздних, послевоенных работ Кандинского и символизирует некий переход от эмоциональных и хаотичных ранних абстракций к строгой геометричности «баухаузовского» периода.
С помощью самых простых форм Кандинский исследует влияние разных цветов на зрителя и эмоциональный отклик, который эти цвета вызывают. По мнению художника, все краски способны оказывать двойной эффект. Первый – простое физическое воздействие на глаза зрителя, схожее с приятными ощущениями, к примеру, от вкусной еды. Второй же эффект гораздо более глубокий, духовный: это то, что Кандинский называл «вибрацией души», внутренним резонансом, вызванным прикосновением цвета непосредственно к внутренней сущности человека.
Автор: Евгения Сидельникова