Постимпрессионизм (фр.
postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») – направление в живописи начала XX века, для которого характерен отказ от эстетики импрессионизма и реализма в пользу новых направлений и техник, основанных на контрасте цветов и технике рисунка. Отрицая сиюминутность сюжетов произведений импрессионистов, новое движение концентрировалось на длительных состояниях жизни, сочетая материальное и духовное, прибегая к стилизации и декоративности и отвергая реалистичное, прямое подражание природе.
Постимпрессионизм активно развивался в промежутке между 1886 и 1905 годами. Впервые термин был употреблен искусствоведом Роджером Фраем в 1906 году. Несколько лет спустя Фрай снова использовал этот термин, когда организовал в лондонских галереях Графтон в 1910 году выставку «Мане и постимпрессионисты», определяя самим названием тенденции в развитии французского искусства со времен
Мане. Экспозиция вызвала тогда ядовитую критику, ее называли «возмутительной, анархистской и детской».
Постимпрессионисты работали в личных, глубоко индивидуальных стилях, многие из которых впоследствии стали отдельными направлениями в живописи. Многие художники были соперниками в методах и подходах к искусству. Так,
Поль Гоген и
Жорж Сера питали взаимную неприязнь и резко высказывались о методах и стилях друг друга. Гоген выражал свой собственный постимпрессионизм в символическом, абстрактном содержании картин, используя чистый цвет, четкие линии и плоскую двухмерность, чтобы вызвать внутреннее эмоциональное воздействие на зрителя. Впоследствии он развил эти идеи в своей теории «синтетизма». В свою очередь, оппонент Гогена, Жорж Сера использовал в своем творчестве ряд научных представлений о контрастных и дополнительных цветах, став пионером техники, известной как
пуантилизм, или дивизионизм.
Винсент Ван Гог, напротив, разделял взгляды импрессиониста
Эдгара Дега, однако, в свою очередь, весьма скептически относился к творчеству постимпрессиониста
Поля Сезанна, считая его работы «заказными». Сам художник, отказавшись от тонкости письма импрессионистов и принципов академизма, для передачи своих чувств использовал насыщенные цвета и широкие изгибающиеся мазки, демонстрируя стилизацию, характерную для японских гравюр укиё-э.
Постимпрессионизм в творчестве Поля Сезанна выражался в архитектуризации изображения, когда каждая часть холста должна была способствовать его общей структурной целостности. Художник использовал серии методичных мазков, как будто он «строил» картину, а не «рисовал» ее. Изображая природу «с помощью цилиндра, сферы и конуса», Сезанн дал начало новому направлению в живописи –
кубизму.
Постимпрессионизм ушел от изображения окружающего мира, углубившись в эмоции и воспоминания, творя новое искусство и стараясь установить связь со зрителем на более глубоком уровне. Это движение стало источником для пуантилизма, символизма, модерна и других направлений живописи начала XX века.
Знаковые картины постимпрессионистов:
«
Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра, 1886
«
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», Поль Гоген, 1898
«
Вид на Арль», Винсент Ван Гог, 1889
«
Современная Олимпия», Поль Сезанн, 1870
«
Сон», Анри Руссо, 1910
Художники стиля постимпрессионизм:
Поль Гоген,
Винсент Ван Гог,
Поль Сезанн,
Жорж Сёра,
Анри Тулуз-Лотрек,
Анри Руссо,
Шарль Ангран,
Максимилиан Люс, Рене Шутценбергер,
Поль Синьяк, Эмиль Анри Бернар, художники группы Наби –
Жан Эдуар Вюйар,
Поль Серюзье,
Морис Дени.