«
Impression. Soleil levant» (в пер. — «
Впечатление. Восходящее солнце») — так называлась картина
Моне, давшая имя новому и необычному направлению в живописи, которое появилось во Франции в конце 1860-х годов. Группа первых художников-импрессионистов, куда входили
Сезанн,
Ренуар,
Дега,
Писсарро,
Моне,
Моризо, поставила перед собой цель: сломать окаменевшие рамки академизма, определявшего в ту пору каноны искусства. Им стали скучны классицизм с его ограниченностью форм и однообразные приемы романтизма — они хотели рассказывать о своих впечатлениях, а не скрупулезно переносить на холст объекты и раскрашивать их красками.
«
Для импрессиониста, рисующего с натуры, надо не рисовать предмет, но реализовывать ощущения». Эти слова, сказанные великим мастером Полем Сезанном могут по праву считаться декларацией импрессионизма. Однако публика, привыкшая к традиционному стилю живописи, оказалась не готова принять новые художественные формы: салоны и выставки отказывались иметь дело с импрессионистами, а критики печатали в газетах саркастические статьи. Тем не менее, год за годом
импрессионизм в живописи уверенно завоевывал позиции — появлялись новые последователи, а вслед за ними — почитатели их творчества.
Сегодня работы импрессионистов пользуются невероятной популярностью среди широкой публики. Выставки, музеи и коллекционеры охотятся за яркими и наполненными эмоциями картинами. В 2015 году на закрытых торгах покупатель из Катара заплатил 300 млн долларов за полотно «
Когда свадьба?», написанное
Полем Гогеном — на сегодняшний день это самая дорогая картина в мире.
Картины маслом в стиле импрессионизм
Большинство полотен импрессионистов легко узнать по особой манере письма: они выглядят так, будто капли краски были разбросаны по холсту порывами легкого ветерка, резвящегося в лучах яркого солнца. Изображение при этом получается нечетким, без контура — говоря современным языком, таким, будто фотографию обработали в графическом редакторе, размыв ее. Художники-импрессионисты писали все объекты сразу, не выписывая каждый по отдельности, а «перепрыгивая» с одного на другой и обратно. Краска при этом накладывалась быстрыми мелкими мазками.
Чтобы уловить движение света и воздуха, художник должен был расслабить взгляд, не фокусируясь на определенной точке. Живописец, сумевший овладеть этими приемами, создавал поистине удивительные полотна. Яркими примерами картин в стиле импрессионизм, написанных маслом, послужат такие работы, как «
Симплон. Чтение» Джона Сарджента, «
Танец в Буживале» Ренуара, «
Лодки. Рапалло» Кандинского, «
Звездная ночь» Ван Гога, «
Пристань в Гурзуфе» Коровина, «
Голубые танцовщицы» Дега. Всмотритесь в эти полотна, прислушайтесь к тем эмоциям, которые они у вас вызывают, почувствуйте скоротечность момента, запечатленного художником на холсте, уловите биение жизни в каждом мазке кистью. Все это и есть импрессионизм!