В 80-х годах XIX века импрессионизм
начал заходить в тупик, и молодые художники старались придумывать новые техники, переосмысливать популярный стиль. Их назвали неоимпрессионистами.
Пуантилизм, или дивизионизм
— живопись точками. Точки стоят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток
плоской кисти), или слегка вытянутыми. Если отойти от холста на расстояние, они сольются в сплошную картину. Творческий метод изобрел француз Жорж Сёра, главный «раскольник» общества импрессионистов. Нередко слова неоимпрессионизм и пуантилизм используют как синонимы.
Цвета на таких полотнах обычно яркие, чистые, воздушные. Пуантилисты использовали цветовую гамму и сюжеты импрессионистов, но мазки использовали другие, точечные — в этом и есть главное различие между течениями.
Цвета на таких полотнах обычно яркие, чистые, воздушные. Пуантилисты использовали цветовую гамму и сюжеты импрессионистов, но мазки использовали другие, точечные — в этом и есть главное различие между течениями.
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
1886, 207.5×308.1 см
На последней выставке импрессионистов в 1886 году Жорж Сёра представил картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», нарисованную мазками-точками (хранится в Институте искусств в Чикаго). Часть признанных мастеров осудили новатора, другие стали ею пользоваться — к примеру, один из основателей импрессионизма Камиль Писсаро поддержал молодых коллег и пять лет писал в этой технике.
Одной из самых дорогих работ пуантилистов является рисунок Жоржа Сёра «В Японском диване», написанный карандашом и гуашью. В 2008 он был продан на аукционе Sotheby’s за 4 миллиона 992 тысячи 750 евро.