Наби (французское
Nabis от древне-еврейского נביא — «пророк», «избранный») – это направление живописи, созданное группой молодых французских художников-импрессионистов, студентов Парижской академии живописи. Объединение «набидов» включало основателя группы, ученика "самого Гогена"
Поля Серюзье,
Мориса Дени,
Жана Эдуарда Вюйара,
Пьера Боннара и других, разных по мировосприятию и творческой манере авторов. Картины наби представляли собой синтез постимпрессионизма, символизма и послужили фундаментом для возникновения ар-нуво и французского модерна. Искусство наби называют музыкой цвета, а представителей стиля - идеологами декоративного оформления интерьеров.
Творческий союз «Наби» сформировался в период расцвета постимпрессионизма и кризиса традиций классической живописи. Молодые французские живописцы искали новые пути самовыражения в искусстве, изобретали пластический художественный язык, экспериментировали с цветом. Целью творчества художники считали отражение духовного в материальном мире человека, поэтизацию и техническое упрощение живописи. Философия наби объединила религиозный мистицизм, интеллектуализм, греческую и древнееврейскую символику, манерность и декларирование элитарности искусства «тотальной красоты». Принадлежность к группе не накладывала на художников идейных и стилистических ограничений, авторам присваивали особые имена, которые являлись выражением индивидуальности и творческого почерка. Дени за увлечение религиозной живописью именовали "Наби Красивых Икон", Боннара, поклонника восточного искусства - "Очень Японский Наби".
Представители течения черпали вдохновение в средневековых легендах, античных мифах, романтических поэмах, сюжетах японских гравюр. В отличие от первоисточника роковых красавиц художники заменяли изысканными и утонченными образами жен, подруг и сестер на фоне цветущих пейзажей. Живопись интеллектуалов стремилась избежать вульгарности и банальности, наделить холст "музыкой души". Крупные, дробные мазки переплетались и отождествляли созерцание полотна с медитацией или сновидением. Изображения радовали яркими цветовыми акцентами, благородной гаммой оттенков, мягкими формами, стилизованностью, плоскостной композицией, плавными линиями и широкими контурами. Человеческие фигуры растворялись в световом и воздушном пространстве, наполненном орнаментами, тенями, солнечными пятнами. Личности, атрибутика, детали свелись к минимуму, а готовая картина наби определялась как полотно, "покрытое организованными особым образом" красками.
Картины в стиле наби: «
Талисман» 1888 Поля Серюзье; «
В саду» 1898 Жана Эдуара Вюйара; «
Путь на Голгофу» 1889, «
Священная роща» 1897 Мориса Дени; «
В лучах солнца» 1908 Пьера Боннара.
Художники наби: Морис Дени,
Пьер Боннар,
Поль Серюзье,
Жан Эдуар Вюйар,
Поль Эли Рансон,
Эмиль Бернар, Этьен Террюс,
Феликс Валлоттон.