Кубофутуризм как стиль в живописи возник в начале XX века, объединив идеи и принципы французских
кубистов и итальянских
футуристов. Рассматривая картины этого стиля, зритель достаточно легко может определить физические объекты, составленные из плоскостей, выписанных с использованием геометрических принципов. Кубофутуризм возник как новый способ самовыражения художников-авангардистов на фоне бурного развития технического прогресса. План, линия, структура объекта, его пластическая динамика – главные задачи мастеров, работавших в этом стиле.
В 1909 году итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти был опубликован «Манифест футуриста», в котором автор провозглашал верховенство прогресса, промышленного развития новой цивилизации и главенство машин. Идеи Маринетти нашли поддержку в кругу прогрессивных художников: миланцы
Джино Северини,
Карло Карра,
Умберто Боччони,
Джакомо Балла приняли идеи «Манифеста футуриста» и активно стали использовать их в своем творчестве. Итальянские футуристы выступали против академизма, ставя во главу угла движение вперед – яркое, мощное, динамичное.
Российское движение футуристов стало развиваться примерно в то же самое время. Писатели и художники, поэты и любители литературных экспериментов объединились в 1910 году. Велимир Хлебников и братья
Бурлюки, Владимир Маяковский и
Василий Каменский,
Алексей Крученых, Ольга Розанова – вот лишь неполный список деятелей искусства, которых привлекало новое авангардное направление в искусстве.
Участники движения всячески подчеркивали свою уникальность и независимость от итальянцев, глубоко презирали академизм. Многие художники обратились к традиционным русским техникам и ремеслам. Иконопись, простоватый яркий лубок, традиции народного костюма и вышивки, старинные языческие скульптуры появлялись на картинах кубофутуристов, изобилующих абстрактными формами и чистыми, насыщенными цветами.
Кубофутуризм был популярен в период с 1910 по 1915 годы и уступил пальму первенства беспредметному искусству. Он также стал предвестником новых авангардных стилей, таких как
лучизм и
супрематизм.
Коллаж и
аппликация, игра со шрифтами и различными текстурами стали отличительными принципами работ кубофутуристов. Единство идей поэтов и художников воплощалось в авангардных книжных проектах, в которых тексты, картинки, аппликации и даже материал страниц были решены в ключе общего замысла.
Известные художники, работавшие в стиле кубофутуризм:
Казимир Малевич,
Иван Пуни,
Иван Клюн,
Ольга Розанова,
Наталья Гончарова,
Михаил Ларионов,
Павел Филонов,
Эль Лисицкий,
Давид Бурлюк,
Любовь Попова.
Известные картины стиля кубофутуризм:
«
Помолвка», Давид Бурлюк, 1910
«
Точильщик». Казамир Малевич. 1912
«
Фабрика». Наталья Гончарова. 1912
«
Авиатор». Казимир Малевич. 1914