войти
опубликовать

Лучизм

37 работ, 9 художников
Лучизм (или районизм, от фр. rayon – "луч") – одно из первых направлений русского авангарда, изобретенное художником Михаилом Ларионовым, идеи которого разделила его жена, Наталья Гончарова, их друзья и соратники по художественному объединению «Бубновый валет». В теоретическую основу нового течения легли научные и метафизические исследования того времени. Открытие рентгеновских лучей и радиоактивности пошатнули привычное восприятие твердости и незыблемости предметного мира, а теория четырехмерности пространства как сферы космического сознания объединила человека и природу.

Отличительной особенностью лучизма стало стремление художников расширить объекты в окружающее пространство. Мастера старались художественными методами передать энергии, которые объединяют все вещественное и обуславливают его постоянное взаимодействие, изображая лучи в виде цветных линий. Первые картины лучизма изображали существующие предметы, чьи формы искажались и расширялись энергетическими потоками в виде лучей, «стирая границы между плоскостью и природой». Ларионов и его соратники опирались на теории Петра Устинова - эзотерического философа, математика, поклонника индуизма, - который создал свою теорию четвертого измерения и утверждал, что истинная реальность не видна человеческому глазу.

Развивая теорию лучизма, художники вскоре отказались от предметности в картинах, перейдя к изображению чистого света и энергий – «пневмолучизму». В 1911 году Михаил Ларионов создал «Манифест лучизма», который был опубликован лишь два года спустя. Объясняя свою технику, он писал: «Те предметы, которые мы видим в жизни, не играют здесь никакой роли, то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть показано — комбинация цвета, его насыщенность, отношения цветовых масс, углубленность, фактура…» Лучисты представляли свое направление как синтез кубизма, футуризма и орфизма, отрицали разницу между «старым» и «новым» искусством и приветствовали живопись, свободную от реальных форм. В 1913 году в Москве прошла выставка «Мишень», на которой были широко представлены работы Ларионова, Гончаровой и их сподвижников.

После отъезда в Париж в 1914 году художники Ларионов и Гончарова практически не работали в стиле лучизма, начав сотрудничество с организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым и его балетной труппой. Тем не менее, принципы нефигуративного энергетического искусства оставили свой след в русской авангардной живописи и оказали влияние на такие ее направления, как конструктивизм и супрематизм.

Известные картины лучизма:
«Стекло», Михаил Ларионов, 1909
«Павлин в ярком солнечном свете», Наталья Гончарова, 1911
«Старинная любовь», Михаил Ларионов, 1912
«Петух и курица», Михаил Ларионов, 1912
«Портрет Ларионова», Наталья Гончарова, 1913

Известные художники стиля лучизм:
Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Шевченко, Мориц Фабри, Михаил Ле-Дантю, Кирилл Зданевич.
Лента