Авангард (фр.
avant-garde — передовой отряд), авангардизм – это название радикальных художественных направлений в искусстве XX века. Термин пришел из военного лексикона и подразумевает роль авангардистов в искусстве как первооткрывателей нового искусства, борцов с традиционной школой живописи. Искусство авангарда ставило целью выработку нового художественного языка, отказ от устоявшейся эстетики и реалистического изображения действительности, побуждение зрителя к ассоциативному мышлению. Направлению были присущи простота и ясность деталей, провокационность, эпатаж и непредсказуемость.
Представители авангардизма приобрели репутацию авантюристов от искусства, благодаря нежеланию следовать стилистическим тенденциям и техническим наработкам старых школ живописи. Сами же они называли себя «людьми будущего», эстетическими революционерами. Единственной нитью, которая связывает авангардные течения и прошлое, стали национальные традиции. В остальном, авангардисты гордились непримиримостью по отношению к сложившимся в обществе нормам и стереотипам, уверяли общество в том, что будущее создают экспериментаторы.
Авангардизм появился в искусстве в начале XX века в период социальной и духовной стагнации и был тесно связан с политическими и экономическими событиями и потрясениями. Трудности в четком определении концепции стиля вызваны тем, что эксперимент принимал всевозможные виды и способы проявить себя. В итоге, авангард начал включать в себя группы взаимопроникающих стилей, школ, теорий и форм художественного самовыражения. 1900-е годы в Европе - время протестных настроений, промышленного роста, внедрения многочисленных изобретений, социальных изменений и революций. Весомую роль в обществе играла образованная молодежь, ее представители стремились к переменам, развитию, интересовались новыми веяниями. На раннем этапе новаторство в искусстве носило вызывающий характер и стремилось быть недоступными зрителю, но спустя десятилетие представители течения нашли место в массовой культуре. Авангард стал самым противоречивым стилем, поскольку объединил деструктивное и созидательное начала.
Живопись авангарда отличалась простотой и строгостью форм, но широким спектром идей и концепций. Природные цвета, изящество и вычурность линий классической живописи художники сменили на яркие, чистые, контрастные оттенки и резкие упрощенные линии, деформированные или расплывчатые формы. Сюжеты и объекты произведений теряли реалистичность и узнаваемость, в таких случаях авторы дополняли работы теоретическим манифестом, который объяснял зрителю смысл произведения. Борцы с традиционным искусством старательно демонстрировали «революционность» в содержании и изобретении новых приемов.
Экспериментировали авторы и с перспективой - создавали плоские пейзажи и натюрморты, схематичные портреты. Картины утратили целостность, примитивизм деталей компенсировался эмоциональностью героев, экзотикой предметов и пробуждением бессознательного в психике зрителя. Живописцы работали кистью легко, раскованно, что создавало ощущение зыбкости изображения. Спустя десятилетие искусство авангарда развивалось в нескольких направлениях: рациональное течение с упрощенными и строгими геометрическими формами, иррациональное – с изощренными, сложными формами и сюжетами (сюрреализм), примитивное – с примитивным, детским исполнением и экзотическими, национальными мотивами.
Картины авангардизма: «
Обнаженная, спускающаяся по лестнице» 1912, «
Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» 1923 Марселя Дюшана; «
Редчайшая картина на Земле» 1915 Франсиса Пикабиа; «
Авиатор» 1914 Казамира Малевича; «
Человек, бьющийся о стены» 1937 Бориса Голополосова; «
Павлин под ярким солнцем» 1911 Натальи Гончаровой; «
Безумная женщина» 1919, «
Молящийся человек» 1921 Хаима Сутина.
Художники авангарда: Василий Кандинский,
Юрий Злотников,
Марсель Дюшан,
Франсис Пикабиа,
Казимир Малевич,
Марк Шагал,
Михаил Ларионов,
Наталья Гончарова,
Хаим Сутин.