Супрематизм (от лат.
supremus — наивысший) — авангардное художественное направление, придуманное русским художником
Казимиром Малевичем в середине 1910-х годов. По мнению автора, для этого направления визуальные явления объективного мира представляются бессмысленными, а самым главным является чистое чувство. Супрематизм стал одним из самых ранних радикальных стилей в абстрактном искусстве с большой экспериментальной составляющей.
Казимир Малевич дружил и общался со многими поэтами-авангардистами, создавал совместные проекты – например, футуристическую оперу «Победа над солнцем», написанную и поставленную в 1913 году с композитором и художником Михаилом Матюшиным и поэтом Алексеем Крученых. Работая над этим произведением, которое уже несло признаки супрематизма, Малевич был увлечен отрицанием правил языка и искусством тонких связей между словами и буквами. Художник находился в поиске возможностей создания абсолютно абстрактного искусства.
Летом 1915 года Казимир Малевич создал шедевр живописи, который стал отправной точкой развития супрематизма – картину «
Черный квадрат». Произведение стало неожиданностью для самого художника, неким мистическим явлением – вспоминают, что неделю после этого он не мог ни есть, ни спать. «Черный квадрат» стал началом супрематизма - нового течения, придуманного Малевичем, которое вскоре подхватили другие художники. Вскоре вокруг Малевича сплотились единомышленники, образовав творческую группу «Супремус», куда вошли
Иван Клюн,
Михаил Меньков,
Иван Пуни,
Ольга Розанова,
Алексей Крученых,
Любовь Попова,
Александра Экстер и другие.
В декабре 1915 года в Петрограде прошла выставка «0,10» (ноль, десять), обозначенная в афишах как «последняя футуристическая», ставшая по сути первой экспозицией картин, созданных в стиле супрематизма. Малевич создал для этой выставки 39 работ, которые сам развесил в зале, создав своеобразную метакомпозицию, а «красный угол» вместо иконы занял «Черный квадрат». Экспозицию сопровождал манифест Казимира Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму». «
Я уничтожил кольцо горизонта и сбежал из круга вещей» - писал художник. Мотивы его картин включали преимущественно круги, квадраты и прямоугольники, которые были строительными блоками, первоэлементами его живописи.
Позже Казимир Малевич выделил три этапа развития искусства супрематизма - «черный», «цветной» и «белый». Черная фаза отмечала начало движения и «нулевую степень» живописи. «Цветной» этап, который также называли «динамический супрематизм», исследовал использование цвета и формы для создания ощущения движения в пространстве. Кульминацией стала картина «
Белое на белом» (1918), представленной Малевичем на выставке «Необъективное творчество и супрематизм» в 1919 году. Эта картина преподнесла зрителям искусство супрематизма в его чистом виде – никакой формы, только идея.
Концепции Малевича повлияли на дальнейшее развитие абстрактной живописи, найдя свое продолжение в конструктивизме. После выставок в Варшаве и Берлине идеи супрематизма стали распространяться среди западных художников. В России теории Малевича были осуждены сталинским режимом. Позже художник совместил супрематизм с фигуративной живописью, создав ряд интересных картин.
Знаковые картины в стиле супрематизм:«
Черный квадрат», Казимир Малевич, 1915
«
Рисунок цветом», Ольга Розанова, 1917
«
Белое на белом», Казимир Малевич, 1919
«Необъективная картина №80 (Черное на черном)», Александр Родченко, 1918
«
Клином красным бей белых», Эль Лисицкий, 1920
Художники, работавшие в стиле супрематизм: Казимир Малевич,
Ксения Богуславская-Пуни,
Иван Клюн,
Михаил Меньков,
Иван Пуни,
Ольга Розанова,
Алексей Крученых,
Вера Пестель,
Любовь Попова,
Надежда Удальцова,
Александра Экстер, Мстислав Юркевич,
Илья Чашник,
Эль Лисицкий,
Александр Родченко.