Каждое произведение искусства нуждается в достойном обрамлении. Рассказываем о временах, когда рамы по эксклюзивным рисункам изготавливали мастера-краснодеревщики, а художники были настолько щепетильными в вопросах оформления своих работ, что сами рисовали эскизы для резчиков, а то и мастерили рамы самостоятельно.
Можно сказать, что идею картинной рамы как художественного объекта, отдельного от живописного произведения, но не менее значимого, чем оно, породил Ренессанс
. В 1423 году Палла Строцци, банкир и один из самых богатых людей во Флоренции, поручил художнику Джентиле да Фабриано нарисовать версию «Поклонения волхвов». Композиция ошеломляет. Прототипом росписи позолоченного панно было само изображение. В то же время да Фабриано отделил раму от основного произведения.
Поклонение волхвов
1423, 282×303 см
Вытесняя готический стиль, в течение следующего десятилетия другие выдающиеся флорентийские художники, в том числе Брунеллески и Донателло, также внесли свой вклад в разработку идеи оформления картинной рамы как произведения искусства.
Антонио Пизанелло. «Мадонна с младенцем, святыми Антонием и Георгом». 1435−41. Национальная галерея, Лондон
Знаменитые «рамы Сансовино» получили свое имя в конце XIX века по имени выдающегося итальянского архитектора и скульптора эпохи Возрождения Якопо Снсовино (1486−1570), создавшего самые знаменитые здания Венеции. Характерные детали этих резных произведений искусства - крупные фруктовые гирлянды, маски, свитки и херувимы. Их дизайн, выполненный в стиле раннего барокко
, в полной мере отражает влияние характерных архитектурных решений конца XVI века на обрамление живописных полотен три столетия спустя. Один из самых популярных примеров рамы Сансовино — обрамление портрета Джироламо Фракасторо кисти Тициана из лондонской Национальной галереи.
Тициан. Портрет
Джироламо Фракасторо. 1528. Национальная галерея, Лондон
Яркая страница в истории картинной рамы - произведения Гринлинга Гиббонса (1648 — 1721), одного из самых знаменитых резчиков по дереву в Англии. Расцвет его творчества пришелся на рубеж XVII—XVIII веков: к 1680 году Гиббонс был уже известен как «король-резчик» и выполнял работы для собора Святого Павла, Виндзорского замка и дома графа Эссекса. Из мастерский Гиббонса выходили самые изысканные рамы, обрамлявшие лучшие образцы живописи. Этот резчик предпочитал работать с древесиной липы.
Одна из самых известных работ Гиббонса — резная рама
для портрета Элиаса Эшмола (1617−1692), английского антиквара, который, в первую очередь был известным алхимиком и астрологом. Портрет
Эшмола был написан художником Джоном Райли в 1683 году. Считается, что годом ранее Гиббонс поручил Эшмолу составить для него гороскоп, и роскошная рама
стала оплатой за эту работу.
Создатели рам проявляли удивительное внимание к специфическим свойствам каждого вида древесины. Грецкий орех ценился за его богатый цвет и структурную целостность. Мастера предпочитали это дерево для рам с мелкими деталями, либо же для того, чтобы показать изысканную структуру древесных волокон. Менее дорогим, но также подходящим для тонкой резьбы материалом была липа. Более дешевую и более мягкую древесину, такую как сосна и тополь, использовали для менее важных частей рамы с простой резьбой, либо же для рам, которые золотили или покрывали краской.
Еще один гениальный английский резчик по дереву, англичанин Томас Чиппендейл (1718 — 1779), был знаменит не только своей мебелью, но и оставил потомкам «Руководство для дворянина и краснодеревщика» — классическую книгу с гравюрами продукции собственной мастерской. Как вы уже поняли, этот мастер, работавший в середине XVIII века, предпочитал работать с красным деревом. Образцы «чиппендейловских» рам из этого каталога неоднократно воспроизводились мастерами и по-прежнему популярны у тех, кто может себе позволить резную раму ручной работы.
На фото ниже — иллюстрации с изображением эскизов картинных рам из книги Томаса Чиппендейла «Руководство для дворянина и краснодеревщика», издание 1762 года. Источник фото.
На фото ниже — иллюстрации с изображением эскизов картинных рам из книги Томаса Чиппендейла «Руководство для дворянина и краснодеревщика», издание 1762 года. Источник фото.
Резная позолоченная рама для зеркала в стиле Томаса Чиппендейла. Середина XVII века. Рама создана резчиком и позолотчиком Полом Пети, который поставлял рамы для Фридриха, принца Уэльского, сына Георга II. Продана в 2013 году на аукционе Сотбис за 221 тыс долларов.
На протяжении столетия значение, придаваемое рамам и их украшению, продолжало расти. Во Франции в этот период наиболее прославился мебельный мастер Жан-Франсуа Эбен (1720 — 1763), которому наследовал его зять, Роджер Вандеркруз Лакруа. Эти ремесленники работали со многими сортами древесины — Эбен слыл мастером маркетри, а также механики, которую использовал в замысловатых конструкциях столов и бюро. Делал он роскошные рамы и для картин, и для больших зеркал — этого символа богатства и принадлежности обладателя к высшему классу. Напомним также, что работа знаменитых парижских Салонов началась еще в апреле 1667 года. А чтобы выгодно продать — надо выгодно подать! К услугам Эбена — да и не только к нему — обращались многие дилеры. В преддверии Салона работа в мастерских так и кипела, и бывало, что рама
стоила дороже самой картины.
Андре Трамблин. Коронационный портрет
Людовика XV. Эта рама
обошлась в 850 ливров, в то время как картина стоила 900 ливров.
Славилась своими мастерами и Венеция. Согласно переписи 1773 года, к концу XVIII века здесь в 36 мастерских работало 98 мастеров-резчиков, а еще 33 мастерские и 64 мастера специализировались на работах по золочению.
Резная итальянская позолоченная деревянная рама. Венеция. 92×70 см. Ок. 1770. Была представлена на аукционе Сотбис в 2015 году с эстимейтом 30−50 тыс.фунтов. Источник.
Самым популярным материалом у краснодеревщиков был орех, точнее — ядро орехового ствола, окраска которого варьируется от серой до красновато-коричневой. Многое зависело от места произрастания дерева — так, итальянская древесина имеет более красный оттенок и сложную структуру. Немецкие мастера очень любили «кавказский орех» — за его темно-серые и черные оттенки. «Французский орех» также пользовался большой популярностью из-за особенностей узора и расцветки.
В 1990 году Метрополитен провел выставку «Рамы итальянского Возрождения», которая целиком была посвящена картинным рамам. Попадая в залы музея, зрители оказывались в очень непривычной обстановке: комната за комнатой, со стен на них взирали лишь пустые рамы. Один из посетителей даже поднял тревогу: он посчитал, что все картины были украдены! Тем не менее, выставка позволила зрителям по достоинству оценить обрамление картин как отдельное художественное произведение, которое заслуживает большого внимания.
Конечно же, большинство художников во все времена обращали внимание на рамы, в которые одевали свои картины. Мастерам надо было продать свое искусство, выгодно представив его в соответствующем обрамлении, а некоторые из них настолько трепетно относились к этому моменту, что сами проектировали рамы для своих картин. Так, картина Рафаэля из собрания Эрмитажа экспонируется в раме, выполненной по рисунку самого художника.
Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рама с гротесками создана в одно время с полотном, и, вероятно, по рисунку самого Рафаэля.
Рама с гротесками создана в одно время с полотном, и, вероятно, по рисунку самого Рафаэля.
Знаменитый баталист Василий Верещагин был известен тем, что принимал участие в проектировании рам для своих картин. Большинство его работ обрамлено очень широкими, вызолоченными резными рамами. Вывешенные рядом, его полотна сливаются в единый «золотой иконостас», из которого взирают лики индусов, туркменов, японцев, а также представителей низших слоев общества Российской империи, которых он портретировал.
«…Рама должна иметь гармоническую связь с картиной. Поэтому художники столь тщательно избирают рамы для своих произведений. Формы и тон рам всегда стоят в зависимости от форм и тональности картин. Всё, нарушающее гармонию рамы, обязательно нарушает и гармонию картины…»
Валентин Серов
Анри Матисс. «Марокканский триптих»: «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба». 1912. Современный вид.
Анри Матисс в своем письме к Сергею Щукину особо отмечал рамы, созданные им для «Марокканского триптиха», заказанного коллекционером. В письме от 19 апреля 1913 года он не только описал состав красок, используемых для окраски рам, но и дал советы по их реставрации: "…Рамы были специально предназначены для этих картин. Они серые, выкрашены клеевой краской. В случае, если на них окажутся следы пальцев, пятна эти можно будет удалить, протерев их губкой (чуть-чуть влажной), — при этом снимается самый верхний слой краски. Если удалить пятна не удастся, любой художник-декоратор выкрасит рамы заново, смыв водой серую краску до белого грунта. Серый цвет составлен из испанских белил или же другой белой краски в порошке, из небольшого количества черной краски и синего ультрамарина и желатина, который добавляется для клейкости…" Оговаривая этот момент, Матисс определенно высказался за то, чтобы не менять авторскую колористическую композицию триптиха. Тем не менее, этим советом не воспользовались, и сегодня «Марокканский триптих», хранящийся в ГМИИ им. Пушкина, демонстрируется в позолоченных рамах.
Анри Матисс в своем письме к Сергею Щукину особо отмечал рамы, созданные им для «Марокканского триптиха», заказанного коллекционером. В письме от 19 апреля 1913 года он не только описал состав красок, используемых для окраски рам, но и дал советы по их реставрации: "…Рамы были специально предназначены для этих картин. Они серые, выкрашены клеевой краской. В случае, если на них окажутся следы пальцев, пятна эти можно будет удалить, протерев их губкой (чуть-чуть влажной), — при этом снимается самый верхний слой краски. Если удалить пятна не удастся, любой художник-декоратор выкрасит рамы заново, смыв водой серую краску до белого грунта. Серый цвет составлен из испанских белил или же другой белой краски в порошке, из небольшого количества черной краски и синего ультрамарина и желатина, который добавляется для клейкости…" Оговаривая этот момент, Матисс определенно высказался за то, чтобы не менять авторскую колористическую композицию триптиха. Тем не менее, этим советом не воспользовались, и сегодня «Марокканский триптих», хранящийся в ГМИИ им. Пушкина, демонстрируется в позолоченных рамах.
Случись такое с работой Эдгара Дега при жизни этого художника — он обошелся бы круто: по свидетельству арт-дилера Амбруаза Воллара, заметив, что коллекционеры, купившие картину, «переодели» работу в золоченую раму, Дега попросту забрал ее у владельцев. Он был настолько увлечен рамами, что даже создал собственный каталог профилей рам середины XIX века. Он не только изучал рамы, но и проектировал собственные варианты, оставив после себя чертежи более 40 оригинальных решений для обрамления картин. Художник учитывал направление света и отбрасываемой рамой тени, рассматривая картину не как плоскостной, а как единый трехмерный объект. Все рамы Дега спроектированы без изгибов, резьбы и кривых линий — художник считал, что рамы не должны влиять на пространственное восприятие его произведения.
Один из лидеров немецкого сецессиона, Франц фон Штук, известен не только своими чувственно-мрачными произведениями, но и тем, что собственноручно делал для них оригинальные рамы.
А вот «отцу модерна» и австрийского сецессиона Густаву Климту «одевать» его картины помогал брат, художник и ювелир Георг Климт. Идея созвучности картины и рамы была почерпнута у прерафаэлитов. Удивительно, но ранние работы Густава Климта («Голая правда», «Афина Паллада») создавались им под влиянием рам, которые приносил к нему в мастерскую брат Георг: художник придумывал сюжет, созвучный раме, и воплощал его на холсте.
А вот «отцу модерна» и австрийского сецессиона Густаву Климту «одевать» его картины помогал брат, художник и ювелир Георг Климт. Идея созвучности картины и рамы была почерпнута у прерафаэлитов. Удивительно, но ранние работы Густава Климта («Голая правда», «Афина Паллада») создавались им под влиянием рам, которые приносил к нему в мастерскую брат Георг: художник придумывал сюжет, созвучный раме, и воплощал его на холсте.
Юдифь и Олоферн
1901, 84×42 см
Если мы вспомнили про рамы Климта — нельзя не упомянуть прерафаэлитов, которые соединяли зрителя и картину посредством рамы, созвучной сюжету произведения. Так, символ девственности — лилии — на картине «Мысли монахини» Чарльза Коллинза повторяются и в узоре рамы, созданной специально для этого полотна. У Уильяма Холмана Ханта на раме картины «Пробудившийся стыд» — символический узор из бархатцев (сожаление) и колокольчиков (предупреждение), в центре — звезда как символ искупления.
Современную трактовку единства рамы и картины демонстрирует англичанин Говард Ходжкин (1932 — 2017), абстракционист и выдающийся колорист своего поколения.
Говард Ходжкин. «Fowerpiece». 2004−2005. Коллекция Джереми Ланкастера.
Но самая известная рама
современности — знаменитое обрамление работы Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», в которую неуловимый художник встроил шредерный механизм с дистанционным управлением. Устроенный с помощью этой рамы перфоманс состоялся 6 октября 2018 года на аукционе «Сотбис». После того, как картина ушла с торгов почти за миллион фунтов, кто-то — возможно, сам Бэнкси — привел в действие шредер, спрятанный внутри объемной рамы. Механизм стал разрезать картину на полоски, что вызвало настоящее потрясение среди участников аукциона.
Однако что-то пошло не так: «Девочка с воздушным шаром» была уничтожена лишь наполовину, а после механизм заело. Новый владелец не растерялся: картина быстрое получила новое название — теперь это «Любовь в мусорной корзине», — а ее стоимость удвоилась! Ниже — видео, снятое Бэнкси и его соратниками, в котором показаны все этапы создания знаменитой рамы-шредера и, собственно, эпатажная история рождения нового, пусть и наполовину изрезанного, произведения современного искусства.
Тема значимости рамы в искусстве становится все более актуальной. Именно поэтому одной из тем VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума станет конференция «Картина — рама — образ», которая прошла 11−12 ноября 2019 в Музее истории Петербурга.
Являя собой замечательные произведения искусства мастеров-краснодеревщиков и самих художников, картинные рамы призваны усиливать художественные достоинства картины и формировать впечатление зрителя от ее созерцания. Отчасти мебель, отчасти — скульптурное произведение, — хорошо подобранная рама
всегда привлекает внимание к композиции, цветам и структуре картины, усиливая общее впечатление и выполняя роль портала, ведущего зрителя к миру произведения искусства.
Титульная иллюстрация: Франц фон Штук, коллаж (слева направо): «Фрау Физ», «Борьба с амазонкой», «Дама в красном».