Открывшаяся недавно в Музее Прадо выставка, посвящённая копии «Моны Лизы», предлагает неожиданный взгляд на оригинал авторства Леонардо да Винчи. Это первый показ, посвящённый мадридской картине. В некоторых отношениях повторение даёт более полное представление о намерениях художника, чем подлинник из Лувра в Париже.
Прежде кураторы Прадо приписывали копию одному из двух учеников Леонардо, чьи имена нам известны. Но искусствовед Мартин Кемп из Оксфордского университета не разделяет их мнение.
Ещё десять лет назад картина из Прадо считалась просто одной из многочисленных ранних версий «Моны Лизы». Затем консерваторы подтвердили, что её чёрный фон появился позже, а под ним находится пейзаж . Краску удалили, и в 2012 году было объявлено о захватывающем открытии: оригинал Лувра и копия из Прадо имеют схожие подмалёвки. Скорее всего это значит, что они были написаны в студии Леонардо одновременно, то есть картина из Мадрида не была скопирована с полностью завершённого оригинала.
Ещё десять лет назад картина из Прадо считалась просто одной из многочисленных ранних версий «Моны Лизы». Затем консерваторы подтвердили, что её чёрный фон появился позже, а под ним находится пейзаж . Краску удалили, и в 2012 году было объявлено о захватывающем открытии: оригинал Лувра и копия из Прадо имеют схожие подмалёвки. Скорее всего это значит, что они были написаны в студии Леонардо одновременно, то есть картина из Мадрида не была скопирована с полностью завершённого оригинала.
Некоторые части композиции сохранились лучше, чем на подлиннике. Это, например, планки стула, оборка по краю декольте на платье женщины и вуаль вокруг её левой руки. Цвета на копии из Прадо значительно ярче и, вероятнее всего, ближе к оригиналу, поскольку картина из Лувра сильно затемнена обесцветившимся лаком. На копии также виден розовый оттенок губ модели, который упоминал искусствовед XVI века Джорджо Вазари.
Мартин Кемп говорит, что «леди из Прадо передаёт чувство очаровательной тревоги, а не духовное знание, как леонардовская Джоконда».
Одним из ключевых вопросов была дата создания копии «Моны Лизы». На сайте галереи сейчас указан широкий период, как и у оригинала в Лувре — от 1503 года до смерти Леонардо в 1519-м. Однако на выставке значится более узкий временной промежуток — 1507/16 годы.
Мартин Кемп говорит, что «леди из Прадо передаёт чувство очаровательной тревоги, а не духовное знание, как леонардовская Джоконда».
Одним из ключевых вопросов была дата создания копии «Моны Лизы». На сайте галереи сейчас указан широкий период, как и у оригинала в Лувре — от 1503 года до смерти Леонардо в 1519-м. Однако на выставке значится более узкий временной промежуток — 1507/16 годы.
Также на сайте Прадо по-прежнему написано, что копия принадлежит «одному из учеников Леонардо, вероятно, Салаи или Франческо Мельци». Первый пришёл в студию мастера (и впоследствии стал его вероятным любовником) в 1490 году, а второй присоединился к мастерской примерно в 1506-м. Мартин Кемп ставит под сомнения обе атрибуции. «Подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо. И у нас нет заслуживающего доверие ядра картин, безусловно приписанных Мельци», — указывает учёный. Судя по всему, Прадо склоняется к этой точке зрения, поскольку в пресс-релизе к выставке не упоминается ни один из этих двух учеников Леонардо.
Интереснее всего то, что Прадо теперь приписывает автору своей «Моны Лизы» две другие картины, которые скопированы с оригиналов Леонардо. Это «Спаситель Мира», которого называют «версией маркиза де Гане» (1505−15), ныне находящийся в частной коллекции, и «Святая Анна» (1508/13) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.
Интереснее всего то, что Прадо теперь приписывает автору своей «Моны Лизы» две другие картины, которые скопированы с оригиналов Леонардо. Это «Спаситель Мира», которого называют «версией маркиза де Гане» (1505−15), ныне находящийся в частной коллекции, и «Святая Анна» (1508/13) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.
В экспозиции более широко исследуется роль прижизненных копий с других произведений из мастерской Да Винчи. Кураторы Прадо не согласны с тем, что к известным версиям «Мадонны с веретеном» (1501/10) приложил руку сам мастер — они заявляют, что это работы его учеников. Национальные галереи Шотландии предоставили для выставки так называемую «Мадонну Баклю», хотя на их сайте всё ещё значится, что эту панель частично написал сам Леонардо. Ещё одно повторение находится в частной коллекции. Дебаты по поводу атрибуции этих произведений далеки от завершения.
Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника» продлится в Музее Прадо до 23 января 2022 года.
Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника» продлится в Музее Прадо до 23 января 2022 года.
По материалам The Art Newspaper