Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник приглашает всех любителей русской природы в Музей пейзажа, насладиться полотнами выставки «Исаак Ильич Левитан и его современники», а после нее — дополнить впечатления потрясающими видами маленького городка на Волге, окрестности которого некогда вдохновляли художника.
Александр Маковский «Базарный день в приволжском городке». 1919
Это уже второй проект из серии «Пятьдесят шедевров из частных собраний», который реализует Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров. Вернисаж решили провести в культовом для Левитана месте — небольшом городке Плёс, где художник писал свои шедевры «Золотой Плес», «Березовая роща», «После дождя».
Исаак Левитан. «Пароход на Волге». 1880-е.
Впервые Левитан попал в Плёс случайно, путешествуя на пароходе в компании своих друзей-художников Алексея Степанова и Софьи Кувшинниковой. Стояла весна 1888 года, пароход шел по Оке, до Нижнего Новгорода, и далее вверх, по Волге. Любимый учитель Левитана, Саврасов, давно уговаривал его совершить этот вояж, и вот — встреча с волжскими просторами, прилив творческой энергии и милый патриархальный маленький городок: Исаак Левитан погрузился в работу.
Софья Кувшинникова, «Аллея». 1904
Своеобразная гористая местность и «сахарные» купеческие особняки, церкви на фоне зеленых холмов, речка Шохонка, впадающая в широкую Волгу… За три года, которые Исаак Левитан провел в Плёсе, им было написано более 200 работ: что-то художник писал на натуре, что-то воссоздавал по наброскам. Именно «волжские» картины Левитана стали основой его настоящей известности.
Алексей Степанов, «Девочка у стога». 1900-е.
Для экспозиции подобраны работы Исаака Левитана, которые являются жемчужинами частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. В числе экспонатов также работы мастеров, оказавших значительное влияние на творчество художника. Например, можно будет увидеть работы учителей Левитана — Саврасова, Поленова, товарищей по учебе в МУЖВЗ — Коровина, Светославского, друзей — Нестерова, Степанова, Кувшинниковой, Виноградова, Бакшеева.
Витольд Бялыницкий-Бируля, «В начале весны». 1900-е
Алексей Корин, «Журавли летят». 1917
Особого внимания заслуживает каталог, подготовленный специально к открытию выставки. В нем собраны выдержки из воспоминаний об Исааке Левитане, впечатления о его личности, жизни, мастерстве, творческом методе и общении его современников, друзей, приятелей, коллег, учеников.
Сергей Светославский «Паромная переправа через Днепр». 1900
Петр Петровичев. «Ялта. Прибой». 1901
Для публики этот проект интересен возможностью проникнуться атмосферой жизни и творчества левитановских времен, а также самобытностью приволжского города Плес, который неразрывно связан с именем великого русского живописца. Экспозиция выставки составлена при участии галерей — членов Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, что дает еще одно преимущество посетителям: увидеть в едином пространстве Музея пейзажа полсотни великолепных картин из частных и галерейных собраний, которые выставляются достаточно редко, тем более в отличной тематической подборке.
Борис Кустодиев, «Прогулка по набережной Волги». 1907
Михаил Нестеров. «За Волгой». 1907
Подготовлено по материалам пресс-релиза МКААД, artinvestment.ru.
Титульная иллюстрация: Василий Мешков, «Во дворе. Углич». 1904
Титульная иллюстрация: Василий Мешков, «Во дворе. Углич». 1904