Регистрация
Антонио Пизанелло
Антонио
 Пизанелло
Италия 1395−1455
Подписаться4                
Подписаться4                
Биография и информация
 

Итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Помощник и наследник Джентиле Фабриано.

Антонио ди Пуччо ди Черрето, родившийся в Пизе и прозванный Пизанелло, был одним из главных представителей искусства поздней готики в Северной Италии, а также непревзойденным мастером портретных медалей.

Сформировался под влиянием веронской и ломбардской живописи рубежа 14−15 вв. Пизанелло учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано.

В начале XV века он поселился в Вероне, откуда его приглашали работать при различных дворах итальянских герцогов. Работал при дворах многих важных персон Италии, где его изысканный и декоративный международный готический стиль живописи отражал вкусы его покровителей.

Работал при дворах Гонзага, д’Эсте, Висконти и Сфорца — от Милана до Неаполя. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V. К сожалению, все выполненные им росписи залов и капелл во дворцах его заказчиков погибли.

В живописных произведений Пизанелло (фреска «Св. Георгий и принцесса» в церкви Сант-Анастазия в Вероне, около 1435−38; «Видение св. Евстафия», около 1420−25, Национальная галерея, Лондон) готические традиции постепенно вытесняются новыми ренессансными исканиями.

С наибольшей яркостью процесс этот отражён в рисунках (зарисовки животных, костюмов, штудии фигур, в том числе обнажённых; преимущественно перо, тушь), обнаруживающих его настойчивое стремление к познанию натуры.

Фреска «Св. Георгий и принцесса» (1435−1438, Верона, церковь Санта Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их согласованность в рамках единой композиции. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов.

Пизанелло является одним из первых итальянских портретистов. Сохранившиеся портреты кисти Пизанелло — профильные, выполненные с легкой светотеневой моделировкой, например, портреты Джиневры д’Эсте (1436−1438, Лувр) и Лионелло д’Эсте (1441, Бергамо). В композицию портрета включены такие детали, как бабочки и цветы; благодаря этому создается чисто декоративное изображение, не осложненное психологическими нюансами.

Особенно знаменит Пизанелло, как первый и самый оригинальный медальер эпохи Ренессанса. Характерной особенностью его бронзовых медалей для увековечивания и дипломатического использования аристократическими покровителями-гуманистами является рельефный профильный портрет и геральдическая или символическая эмблема на реверсе. На них обычно нанесена надпись и нередко имя Пизанелло.

Его медали представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми — знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) — сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности (например, медаль в честь Лионелло д''Эсте, 1444, бронза, литьё).

Пизанелло поистине многогранен — писал фрески, был отличным рисовальщиком, едва ли не первым из художников делал с натуры рисунки животных, а также проявил себя прекрасным живописцем. В своем творчестве он сочетал понимание пластической формы итальянского Возрождения с любовной зоркостью ко всякого рода мелочам, свойственной северным мастерам готики.

До наших дней сохранились только несколько фресок и живописных панно, Пизанелло известен по шести или семи сохранившимся живописным композициям, но сборники его набросков, полные изысканных подробных рисунков животных, птиц, костюмов и тканей подтверждают исключительное мастерство рисовальщика.

Художник постоянно переезжал с места на место, его творчество трудно рассматривать в контексте какого-то одного географического или культурного региона. Но, безусловно, это был один из самых знаменитых итальянских мастеров начала XV века.

Пизанелло умер в Риме в 1455.

Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander
Alyona Sysorova
Евг Ив

Работы художника
всего 33 работы
Антонио Пизанелло. Фрески из церкви Сант' Анастазья в Вероне. Св. Георгий и принцесса
0
Фрески из церкви Сант' Анастазья в Вероне. Св. Георгий и принцесса
620×223 см
Антонио Пизанелло. Видение св. Евстафия
0
Видение св. Евстафия
53×65 см
Антонио Пизанелло. Портрет принцессы Джиневры д'Эсте
1
Портрет принцессы Джиневры д'Эсте
30×43 см
Антонио Пизанелло. Утка
0
Утка
22×17 см
Антонио Пизанелло. Утка
0
Утка
21×14 см
Антонио Пизанелло. Птица
0
Птица
21×16 см
Антонио Пизанелло. Аист
0
Аист
20×18 см
Антонио Пизанелло. Лист этюдов: Обнаженные и Мария Благовещения
0
Лист этюдов: Обнаженные и Мария Благовещения
Антонио Пизанелло. Два рисунка обнаженных юношей и фигура святого Петра
0
Два рисунка обнаженных юношей и фигура святого Петра
Посмотреть все 33 работы художника
HELP