От Альбрехта Дюрера, Эжена Делакруа, Клода Моне и Огюста Ренуара до Отто Дикса и Эмиля Нольде: в музеях Швейцарии и Германии наконец-то представили почти треть из примерно полутора тысяч произведений искусства, которые затворник Корнелиус Гурлитт, сын нацистского арт-дилера, многие десятилетия хранил в своих квартирах в Мюнхене и Зальцбурге.
Выставки, на которых представлено 450 работ, стартовали почти одновременно в начале ноября 2017 года в Бернском музее изобразительных искусств (Швейцария) и Федеральном выставочном зале в Бонне (Германия).
Деталь работы Огюста Ренуара. Фото: Madeleine Schwartz. Источник: artdaily.com
Экспозиции носят схожие названия, однако каждая представляет собственный аспект.
Выставка в Швейцарии называется «Досье Гурлитта: „Дегенеративное искусство“ конфискованное и проданное» и преподносит около 200 работ художников, чье творчество нацисты считали недостойным и даже опасным. В опале оказались экспрессионисты и конструктивисты, среди которых были такие художники, как Франц Марк, Отто Дикс и Эмиль Нольде. Их работы изымали и уничтожали. Выставка продлится со 2 ноября 2017-го по 4 марта 2018 года.
Экспозиция в Германии под названием «Досье Гурлитта: нацистская кража искусства и её последствия» представляет более 250 работ. Немецкие кураторы сделали акцент на истории евреев — коллекционеров и антикваров — которые стали жертвами грабежей. В Бонне можно увидеть работы старых мастеров, а также художников-импрессионистов и постимпрессионистов. Сроки работы этой выставки — с 3 ноября по 11 марта.
После окончания работы Музей изобразительных искусств и Федеральный выставочный центр «поменяются» экспозициями.
Посетитель осматривает работу Рубенса. Источник фото: reutersmedia.net
Познакомившись с некоторыми работами из коллекции Гурлитта, которые представляют на выставках, вспомним основные факты, связанные с самой крупной за весь послевоенный период находкой произведений искусства.
Эккехард Гурлитт, двоюродный брат Корнелиуса Гурлитта, на выставке в Бонне на фоне работы Фердинанда Вальдмюллера — одного из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX века. Фото: Reuters/Wolfgang Rattay/ Источник: reutersmedia.net
Показ на пресс-конференции работы Отто Мюллера, выдающегося немецкого художника — экспрессиониста, члена группы «Мост». Фото: Arnd Wiegmann Источник: www.reuters.com
Работы Эмиля Нольде в экспозиции. Верхнее фото: www.reuters.com. Фото ниже: www.timesofisrael.com
Работы Эрнста Людвига Кирхнера. Фото: Peter Klaunzer/Keystone via AP. Источник: www.timesofisrael.com/
Гравюра
Альбрехта Дюрера. 1513. Фото: Madeleine Schwartz. Источник: artdaily.com
Рыцарь, Смерть и Дьявол
1513, 25×19 см
Работа Отто Грибеля (Otto Griebel, 1895−1972). 1926. Источник иллюстрации: www.bundeskunsthalle.de
Работа Отто Дикса. Фото: Wall Street Journal (www.wsj.com)
Работа Конрада Феликсмюллера. 1921. Источник фото: www.facebook.com/IRequireArt
Работа Макса Бекмана. 1934. Фото: www.bundeskunsthalle.de
Работа Эдварда Мунка. 1899. Фото: Mick Vincenz/Bundeskunsthalle Bonn Источник: www.theguardian.com
Работа Эдварда Мунка. Источник фото: instagram
Клод Моне. Мост Ватерлоо, Лондон. 1903. Фото: David Ertl/Bundeskunsthalle Bonn Источник: www.theguardian.com
Картину маслом «Мост Ватерлоо, Лондон» (Waterloo Bridge, London, 1903. Иллюстрация выше) оценили в 13 млн. долларов. Общая стоимость работ собрания Гурлитта оценивается в фантастические суммы: чаще всего в прессе применительно к коллекции говорят о миллиарде евро.
Камиль Писсарро. Улица вечером. Вечерняя улица. Фото: Mick Vincenz/Bundeskunsthalle Bonn. Источник: www.theguardian.com
Выше: фрагменты работ Поля Синьяка, Камиля Коро, Клода Моне, Макса Либермана, Эдуара Мане, представленные в экспозиции музея Бонна. Источник: www.bundeskunsthalle.de
Работа Огюста Родена. 1882. Фото: Bundeskunsthalle Bonn. Источник: www.theguardian.com
Работа Эжена Делакруа. Источник фото: lostart. de
Напомним, информация о тайных сокровищах была обнародована в 2013 году в ходе финансового расследования. Годом ранее во время таможенной проверки в поезде у 78-летнего Корнелиуса Гурлитта нашли 9 тыс. евро наличными, что несколько превышало допустимую сумму. Представителям закона показалось странным, что у пожилого человека нет легального источника доходов и пенсии, а в социальной и налоговой службах отсутствуют данные о нём.
Следователи получили ордер на обыск квартиры Гурлитта в Мюнхене, где обнаружили почти полторы тысячи произведений — в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Пауля Клее, Оскара Кокошки и многих других.
Следователи получили ордер на обыск квартиры Гурлитта в Мюнхене, где обнаружили почти полторы тысячи произведений — в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Пауля Клее, Оскара Кокошки и многих других.
Коллаж
из работ, обнаруженных у Корнелиуса Гурлитта. Источник: The New York Times
Работы собрал Хильдебранд Гурлитт, отец Корнелиуса, в период нацистского правления. Тогда он по поручению Геббельса продавал за границу так называемое «дегенеративное искусство». По окончанию войны арт-дилер смог убедить союзников, что вся коллекция погибла во время бомбёжки, а сам он подвергался гонениям. На фото второй слева — Хильдебранд Гурлитт. Источник фото: Vanity Fair
Незадолго до своей кончины в 2014 году Корнелиус Гурлитт завещал все произведения Бернскому музею изобразительных искусств. Учреждение планировало представить коллекцию публике весной 2017 года, однако завещание Гурлитта попыталась оспорить Ута Вернер, кузина покойного. Она настаивала, что её родственник страдал психическим расстройством, не мог адекватно распорядиться имуществом, а также был одержим навязчивой идеей спасти картины от нацистов, и потому завещал их Швейцарии, а не Германии. Однако мюнхенский суд вынес решение в пользу музея в Берне.
Слева: копии плаката Анри де Тулуз-Лотрека «Японский диван» (1898) находятся в собраниях музея художника в Альби, Метрополитен-музея в Нью-Йорке и в «коллекции Гурлитта».
Конечно, вокруг коллекции продолжаются расследования, в частности, по поводу происхождения работ: немецкие власти выясняют, какие из них были изъяты нацистами насильно или проданы под давлением. На данный момент рабочая группа обнаружила законных владельцев лишь пяти произведений. Немецкое правительство выделило 7,6 млн долларов для поисков сведений о бывших владельцах работ и определения их наследников.
Одной из картин, нашедших законных владельцев, стала «Женщина с веером (Сидящая женщина)» Анри Матисса. На снимке: Кристофер Маринелло, адвокат семьи Розенберг, осматривает полотно в мае 2015 года — перед тем, как оно было возвращено наследникам жертв нацизма. Фото: AFP Photo / Wolf Heider-Sawall
Наследники Поля Сезанна претендуют на возвращение в семейную коллекцию этой великолепной и довольно масштабной (73 на 91,5 см) работы великого художника, обнаруженной за шкафом в зальцбургской квартире Корнелиуса Гурлитта в 2012 году. Это один из видов, изображающих Гору Сент-Виктуар (Гору святой Виктории). Иллюстрация: www.srf.ch
Отто Мюллер. Картина под названием «Машка» в реставрационной студии швейцарского музея. Фото: AFP Photo/Fabrice Coffrini. Источник: www.yahoo.com
Посетитель разглядывает работу в экспозиции. Берн, Швейцария. Фото: Peter Klaunzer/Keystone via AP. Источник: www.timesofisrael.com
Сотрудники организации The German Lost Art Foundation (ресурс — www.lostart.de) в настоящее время исследуют 1039 работ из коллекции Гурлитта. Работа продолжится до декабря. В настоящее время по указанной ссылке можно найти иллюстрированный каталог обнаруженных работ и краткие сведения о них.
Исследователь за работой: определением авторства работ и их провенанса. Фото: AFP Photo/Fabrice Coffrini. Источник: www.yahoo.com
В выставочных залах наряду с живописными, графическими и скульптурными работами размещена информация о судьбах коллекционеров, у которых нацисты изымали работы.
На выставке в Берне. Фото: Peter Klaunzer/Keystone via AP. Источник: www.timesofisrael.com
Организаторы выставок в Берне и Бонне искренне надеются, что благодаря показу работ широкой публике найдутся наследники бывших владельцев произведений искусства, и историческая справедливость будет восстановлена: работы вернутся в семейные коллекции.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.
Титульная иллюстрация: Отто Грибель. Ипподром в Санкт-Паули. 1923. Акварель
, 34,8×48 см. Источник иллюстрации: www.facebook.com/IRequireArt