Назначенные правительством Германии эксперты, расследующие происхождение картин в «коллекции Гурлитта», обнаружили ещё одну работу, насильно изъятую нацистами. Портрет
кисти Тома Кутюра входил в собрание Жоржа Манделя — видного французского политика еврейского происхождения. Он был заключён в тюрьму за выступления против оккупации и убит французской милицией в 1944 году.
Картину под названием «Портрет
сидящей молодой женщины» идентифицировали благодаря крошечной, едва заметной дырочке, которая была отреставрирована. В прошлом эту деталь упоминала в своей работе Роза Валланд, искусствовед и осведомитель французского Сопротивления. Она работала в Национальной галерее Же-де-Пом в Париже, где нацисты хранили награбленные произведения искусства во время оккупации Франции. Незаметно для немцев Валланд делала подробные записи о попадавших в музей работах и передавала информацию подпольщикам.
«Тот факт, что исследователи сумели с научной тщательностью и настойчивостью идентифицировать эту картину как нацистскую добычу, показывает, насколько важно упорно продолжать расследование провенанса», — говорится в заявлении министра культуры Германии Моники Грюттерс.
Римляне времён упадка
1847, 472×772 см
Французский художник-академист Тома Кутюр пользовался популярностью в начале 1840-х годов благодаря элегантной манере письма, утончённому чувству цвета и полёту фантазии. Некоторое время был учителем Эдуара Мане, однако впоследствии тот порвал с наставником и академизмом в целом. Картины Тома Кутюра на современном аукционном рынке оцениваются в среднем в 40 — 60 тыс. долларов США. Наиболее известная его работа — монументальное полотно «Римляне времён упадка» (1847) —
выставлено в Музее Орсе в Париже.
выставлено в Музее Орсе в Париже.
Картина Кутюра, вероятно, находилась в числе предметов, изъятых из парижской квартиры Манделя в августе 1940 года во время рейда зондеркоманды Кюнсберга. Это была одна из многих соперничающих нацистских организаций, которые отбирали собственность у евреев во Франции. Отец Корнелиуса Гурлитта, арт-дилер Хильдебранд Гурлитт, возможно, приобрёл «Портрет
сидящей молодой женщины» у парижского торговца антиквариатом Рафаэля Жерара. Он также мог купить полотно раньше и во время войны хранить его у французского коллеги.
Панель Тома Кутюра «Дамокл» была выставлена в апреле 2008 года на аукцион Sotheby’s с предварительной оценкой в 40 — 60 тыс. долларов, но не нашла покупателя
«Подпольная сокровищница Гурлитта» была обнаружена в ноябре 2013 года, через 18 месяцев после того, как мюнхенскую квартиру наследника арт-дилера посетили с проверкой представители немецких властей. Хранитель произведений искусства скончался в мае 2014 года, завещав свою коллекцию Бернскому музею изобразительных искусств.
Сотрудники проекта по исследованию происхождения работ из собрания Гурлитта сообщили о своей находке наследникам Жоржа Манделя. «Я очень надеюсь, что эта работа будет возвращена потомкам первоначального владельца как можно скорее», — сказала министр Грюттерс.
Картина Макса Либермана «Два всадника на берегу» (1901) из «коллекции Гурлитта» весной 2015 года была возвращена внучатому племяннику довоенного владельца. Сразу после этого она была продана на аукционе Sotheby’s за почти 3 млн долларов
«Сидящая девушка» Кутюра — уже шестое произведение в «сокровищнице Гурлитта», идентифицированное как добыча нацистов. Всего коллекция покойного насчитывает свыше полутора тысяч работ. Параллельные выставки, посвящённые этому собранию и его истории, открываются на следующей неделе в Бернском музее изобразительных искусств и Федеральном выставочном зале в Бонне. Подробнее о них читайте в нашем отдельном материале.
Первая закончит работу 4 марта, а вторая — 11 марта 2018 года. Затем галереи «обменяются» экспозициями.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Art Newspaper и ряда других источников. Главная иллюстрация: Mick Vincenz via theartnewspaper.com