По словам президента мероприятия Луи де Бейзе (Louis de Bayser, на фото), Salon du dessin — не просто крупнейший, но и вовсе единственный в мире специализированный салон рисунка. Учредили ярмарку в 1991 году антиквары, изначально — как выставку-продажу произведений старых мастеров. Но впоследствии временные и географические границы Салона расширились.
В 2017 году на Салоне были представлены 39 галерей из разных стран, причем около 15% работ созданы во второй половине прошлого века и в веке нынешнем.
Энди Уорхол: не только суп!
«Двое мужчин в лодке», рисунок на бумаге 1955 года (72,5×57 см, чернила, темпера, анилиновые красители)
Работа гения XX века — «Мадонна с младенцем» Сальвадора Дали (1958, гуашь, смешанная техника, 14,3×11,5 см, рисунок на бумаге представила Galerie des Modernes).
* Самые востребованные рисунки — старинные (XVI — XIX веков). Один из решающих критериев при покупке — состояние работы. Рисунку «позволяется быть старым, пожелтевшим, но повреждений быть не должно. Не все рисунки подлежат реставрации».
* С одной стороны, считается, что графика стоит дешевле и даже «большие имена» более доступны по ценам (по сравнению с живописью тех же мастеров) для коллекционеров. С другой — шансов увлечься собирательством именно рисунков и научиться хорошо разбираться в них не так много по сравнению с живописью или скульптурой: хрупкая графика в музеях не на виду, ее показывают довольно редко.
* О ценах можно судить по тому, что на нынешнем Салоне их диапазон был от трех тысяч до полумиллиона евро (за некоторые рисунки мастеров прошлого и позапрошлого века запрашивали от 300 евро — прим. ред.). Правда, в этом промежутке уместилось все разнообразие представленных произведений — от самых редких работ итальянцев начала XVI века до свежайших акварелей китайских авторов.
«Персонажи в костюмах» Аурелио Краффонара (Aurelio Craffonara, 1875−1945) предлагались к продаже за 300 евро
Jean-Luc Baroni продал два рисунка Джованни Батиста Пиранези, рисунок Риберы, еще один — молодого человека, одевающего гротескную маску, — авторства Пармиджанино и рисунок углем обнаженного мужчины работы Дега.
Иллюстрация: работа Пармиджанино (1503−1540). Похожая работа имеется в коллекции Лувра.
* Что касается приобретения с целью инвестирования, то «в цене всегда большие художники, тут не проиграешь». Например, XIX век — это Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Жан-Огюст-Доминик Энгр или Жан-Франсуа Милле. Луи де Бейзе подчеркивает, что рисунков этих авторов на рынке немного, продаются они редко, поэтому новые коллекционеры будут более щедрыми при покупке: «Надежное вложение».
Редкий рисунок Энгра («Святой Франциск Ассизийский, 1842) представила Galerie de Bayser. Запрашиваемая цена — 40 тыс. евро.
* В последние годы существенно изменился статус рисунка в восприятии ценителей. Как говорит Луи де Бейзе, рисунок «набрал вес, вырос в цене» (в ряде изданий приводят и цифру: рост в цене рисунка в среднем за десятилетие в семь раз — прим. ред.). Чаще всего коллекционеры охотятся на конкретные произведения.
* Много интересных работ «по-прежнему прячется по домам». Во Франции, когда человек умирает и идет речь о наследстве, в жилище первым приходит комиссар-призер (работает вместе с нотариусом) и оценивает, есть ли что-то интересное. «И вот в этот момент, как правило, и случаются самые замечательные находки», — отмечает специалист.
Рисунок с изображением мук святого Себастьяна, приписанный Леонардо да Винчи. Фото: Tajan
* В целом за несколько десятилетий рынок рисунка изменился «до неузнаваемости». Если некогда у каждого серьезного коллекционера был персональный маршан, то теперь, по словам президента Салона, «все покупают у всех и делают это не в галереях, а на салонах и ярмарках; все стало происходить гораздо быстрее».
Иллюстрация: Пабло Пикассо. «Стоящая обнаженная женщина и сидящий мужчина», 1969 г., подписанный художником рисунок чернилами размером 31,4×44,5 см
Таковых было две. Первая экспозиция, устроенная совместно со Школой изящных искусств, была составлена из рисунков разных эпох, которые были куплены музеем на Салоне за последние десять лет. Среди мастеров — Жан-Батист Грез, Эжен Делакруа…
Вторая выставка — благотворительная: в мае 2016 года Музей Жироде в парижском пригороде Монтаржи сильно пострадал из-за наводнения. Часть рисунков была утрачена, многие уцелевшие нуждаются в реставрации: стоимость реставрации одного рисунка (в зависимости от степени повреждения) — от 300 до 2 тыс. евро. Примечательно то, что именно рисунок художника, ученика Давида Энн-Луи Жироде де Русси-Триосон стал основой для афиши Салона рисунка 2017 года.
Среди акцентов выставки — рисунок 1806 г. Жироде из подготовительной серии к знаменитой «Сцене во время Всемирного потопа» (1810, находится в Лувре). Именно эта работа, вдохновленная Микеланджело, позволила ученику выйти из тени учителя, Давида.
Публикацию подготовила Ася Рысевич. По материалам официального пресс-релиза, указанной публикации theartnewspaper, страницы мероприятия в фейсбуке (включая фото экспозиций), обзора artdaily, собственных публикаций Артхива. Титульная иллюстрация — рисунок, представленный на выставке в рамках Салона: Жан-Баптист Грез (1725−1805), музей Еcole nationale supеrieure des Beaux-Arts (Париж)