войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Жан-Батист
Грёз

Франция • 1725−1805
Жан-Батист Грез (фр. Jean-Baptiste Greuze, 21 августа 1725 года, Турню — 4 марта 1805 года, Париж) — французский художник, великолепный портретист и жанрист. Начальное образование он получил у выдающегося педагога и живописца Шарля Грандона, который был членом французской академии живописи и скульптуры. Позднее Жан-Батист Грез обучался в Академии художеств в Париже. После окончания Академии и получения степени художник отправился в путешествие по Италии, надеясь открыть в себе талант мастера исторических полотен. Однако написанная по возвращении картина, посвященная римским императорам, совершенно не привлекла внимание публики. Грез принял решение вернуться к бытовому жанру и не прогадал. Произведения, иллюстрирующие повседневную жизнь людей, удавались Жану-Батисту Грезу лучше всего и принесли ему известность и материальный достаток. Впрочем, к концу жизни живописец потерял все свое состояние и умер практически нищим в своей луврской квартире, подаренной конвентом. Скончался он 4 марта 1805 года.

Особенности творчества художника Жан-Батиста Греза: его картины, пусть несколько сентиментальные и театральные, написаны с большим изяществом. Чувственные и фривольные, мелодраматические и морализующие работы пользовались большим успехом. Практически все они были объединены одной темой: бытом простых людей, показанным незатейливо, но приятно. Восторженные отзывы оставляли самые знаменитые современники Греза. Одним из почитателей был французский драматург и философ Дени Дидро. Живописец великолепно работал с цветом и светотенью, а его композиционные решения достойны высших похвал. Кроме бытовых сцен он написал множество портретов, которые также были очень популярны.

Известные картины Жана-Батиста Греза: «Разбитый кувшин», «Паралитик», «Девушка, оплакивающая мертвую птицу», «Отцовское проклятие». Кроме того, им написано множество портретов, отличающихся невероятной выразительностью. Следует отметить, что в этих произведениях Грез старался добиться максимального сходства с моделью, что шло вразрез с модными в то время тенденциями.

Основные идеи картин Жана-Батиста Греза

На первый взгляд, бытовая живопись не несет никакой иной смысловой нагрузки, кроме развлечения публики забавными, драматическими или интимными сценами из жизни обычных людей. Однако это не совсем так. На полотнах «низкого жанра» есть место морали: не только буржуазной, основными принципами которой выступают личное обогащение, индивидуализм, эгоизм собственника, но и христианской, соответствующей основным религиозным положениям.

На картинах Жана-Батиста Греза восхваляется добродетель, любовь к близким, осуждаются людские пороки. Многие полотна, на которых представлена, казалось бы, довольно банальная сцена, полны символов и тайных знаков. Таково, к примеру, произведение «Разбитый кувшин». На нем изображена совсем юная, судя по лицу и фигуре, девушка. Положение рук и трещина на кувшине, по мнению исследователей, символизируют потерю невинности. Этой же теме посвящена другая картина, которую написал художник Жан-Батист Грез — «Невинность, увлекаемая Любовью». Несмотря на явную симпатию к своим героиням, как и к представительницам прекрасного пола в целом, живописец в своих работах явно осуждает подобное поведение.

Грез старался изобразить повседневную жизнь так, как он видел ее сам: правдиво и без особых прикрас, придерживаясь максимального сходства с действительностью. Однако следует помнить, что все же он не был приверженцем реализма, а работал в стиле рококо. Изящество, любование вечной молодостью и красотой, изысканность и декоративность — основные черты стиля, которые четко прослеживаются на картинах Греза. Прекрасные женские головки на холстах живописца вызывают восхищение, а его работы зачастую носят подчеркнуто чувственный характер: место для эротики и обнаженной натуры Жан-Батист находил практически на каждом полотне.

Произведения художника были необычайно популярны, но успех был временным. После событий 1789 года интерес к рококо стал снижаться, уступая место идеям классицизма, а вниманием французских ценителей прекрасного завладел Давид. Грез же в конце жизни был забыт своими современниками.
Перейти к биографии