Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В музее-заповеднике«Царицыно» проходит выставка«Русское изобразительное искусство Серебряного века», составленная из более ста работ коллекции Юрия Михайловича Носова. Коровин,Серебрякова,Билибин… Наряду с работами культовых мастеров — отличные работы менее известных авторов. Чем они примечательны? Собиратель — военный переводчик,с юности интересовавшийся искусством, — рассказал нам любопытные истории…
В 2001 году в ГМИИ им. Пушкина прошла выставка«На берегах Невы», посвящённая объединениям ленинградских художников 1920—1930-х годов. А в прошлом году вышел полный каталог собрания Юрия Носова и прошла первая из двух больших выставок,приуроченная к 70-летию со дня рождения самого коллекционера. Экспозиция «Русский авангард: от рассвета до заката» — с большим успехом экспонировалась в музейно-выставочном центре«Рабочий и колхозница» в июне-сентябре 2015 года. И вот — новая встреча с шедеврами частной коллекции.
Василий Переплетчиков«Осень». 1912.
Как мы уже писали в анонсе события,выставка«Русское изобразительное искусство Серебряного века» — вторая часть большого проекта,цель которого — познакомить как можно большее количество зрителей с богатой коллекцией Юрия Носова. Сейчас Юрий Михайлович показывает своё собрание с более лиричной,но не менее знаковой для отечественного искусства стороны.
Василий Масютин,«В студии». 1910-е,холст,масло.
Как и на первой выставке проекта,Носов проводит авторские экскурсии и охотно рассказывает о каждом экспонате. «Артхив» любезно пригласили присоединиться к одной из таких увлекательных прогулок по Хлебному дому,где развернулась выставка.
Одна из сквозных тем нашей беседы с собирателем — то,что организаторы выставки предлагают самую широкую трактовку понятия«Серебряный век русской живописи»: с конца 1890-х,когда зародилось художественное объединение«Мир искусства», и до его отголосков в 1940-е гг. — как в России,так и в эмиграции.
Максимилиан Волошин
Григорий Бобровский«Летний пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с облаком». Конец 1910-х.
— Юрий Михайлович,почему вас заинтересовали художники Серебряного века,работы которых составляют значительную часть вашей коллекции?
— Видите ли,манера художников из художественных объединений начала XX века не особо изменилась после Революции: они могли более или менее успешно вписывать в любимые пейзажи Ленина или колхозников с молотилками,но пейзаж и крестьяне — всё те же,что и раньше,их не обязательно связывать с политикой. Когда я начинал собирать работы в конце 60-х гг., такого понятия«Серебряный век» ещё не существовало,а таких поэтов как Ахматова,Мандельштам — не издавали. Впрочем,и Хлебникова тоже… Маяковский издавался очень усечённо,не публиковались его ранние работы… Поэтому я просто собирал,помимо художников«Бубнового валета» — Кончаловского, Фалька, Шевченко и др., — также и работы мастеров Союза русских художников,«Мира искусства», которых постепенно набралось на целую выставку.
Николай Крымов«Дворик(Солнечный день)». 1910.
— И все же,«Серебряный век» — уже довольно давно вполне сформировавшееся понятие,вы не находите?
— Современные искусствоведы включают в рамки понятия«Серебряный век» целую палитру великолепных поэтов и художников начала XX века. Дело в том,что в конце XIX века появился запрос на некую мечту,метафизику,поскольку публика устала от назидательности передвижников. Стали очень популярны драмы Ибсена,философия Ницше,и часть творческой интеллигенции стала отходить от принципов передвижников,от академизма,от «литературщины» в творчестве.
— Тем не менее,во всех этих процессах выделялись очень яркие личности,которые составили славу нашего искусства как в поэзии,так и в изобразительном искусстве, — продолжает свой рассказ Юрий Носов. — Конечно,все эти процессы были очень противоречивы. Кризис и конфликт назревал в среде этих великолепных художников и поэтов,они боролись друг с другом,и,особенно после революции 1905 года,многие утратили веру в свои идеалы,разочаровались.
- Одни стали искать выход в религии,в частности Гиппиус,Мережковский,а некоторые последовали за радикальными марксистами — это,например,Максим Горький,который, — помните,как нас учили в школе? — вещал: «Пусть сильнее грянет буря!» Последовал раскол,и после революции многие деятелей Серебряного века уехали за рубеж.
Антонина Софронова,«Портрет дамы с лисой на плечах». 1913−1917
— Однако и в эмиграции мастера Серебряного века продолжали развиваться и внесли весомый вклад в мировую культуру…
— Безусловно! Серебряный век затем отчасти продолжался в Париже,в Нью-Йорке,в Харбине,в Белграде и т. д. Судейкин,Сорин,Конёнков творили в Америке,скульптор Эрзя — в Аргентине. В Париже вокруг Сергея Дягилева,который уехал раньше,сформировалась целая плеяда блестящих творцов: и художников,и композиторов, — таких как Стравинский, — и танцовщиков, — таких,как Нижинский,Фокин,Лифарь,Мясин,которые затем стали сами ставить балеты,стали режиссёрами. Вспомним,что Баланчин был танцовщиком,потом тоже ставил балеты,затем переехал в Америку,где стал родоначальником американского балета. Дягилев и его«Сезоны» создали моду на всё русское,и в балете мы стали лидерами на многие-многие десятилетия вперёд.
Алексей Степанов«Охота на волка». 1890-е. Холст,масло
Николай Андреев«Мальчик,прячущий за спиной камень». Ок. 1899. Керамика
— Влияние зарубежных корифеев также очевидно: так,глядя на «Мальчика» Андреева,вспоминаются скульптурные работы Эдгара Дега…
— Да,совершенно согласен. Конечно,идеи проникали двусторонне — даже в советское время был взаимообмен! Андреев тогда был ещё молодым скульптором,и,конечно,воспринимал влияния импрессионистов. Но потом,как мы знаем,он сделал много портретов Владимира Ильича Ленина.
Экспозиция построена хронологически: залы слева от входа демонстрируют работы 1900−1920-х гг., постепенно вводя посетителя в «Серебряный век» через работы в стиле импрессионизма,модерна,символизма,книжные иллюстрации,эскизы для театральных постановок. Тут немало известных имён: Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Максимилиан Волошин, Иван Билибин. А залы справа от входа демонстрируют уже импрессионистов«на излёте», веяния авангарда,постепенное наступление реализма.
— Видим классическую работу Серебряковой из крестьянского цикла,созданная еще в России,когда она жила в своём поместье и творила. Был еще жив её муж… Потом художница уехала в вынужденную эмиграцию в Париж. Надо сказать,художники«Мира искусства» — Серебрякова,Бенуа, Сомов, — очень высоко ценились в России,но,переехав в Европу,не стали там лидерами каких-либо направлений. На европейском фоне они немного«сникли»: неоакадемизм не приветствовался в то время,в моде уже был авангард,так что именно наши художники-авангардисты,которые переехали,там не потерялись. Некоторые даже встали во главе авангардистских направлений - и Шагал,и скульптор Архипенко,Цаткин… Отдельную историю можно рассказать,впрочем,о Кандинском, который сначала преподавал в Баухаусе,а потом переехал во Францию,где тоже пришёлся немного«не ко двору». Тем не менее,авангардисты влились в число лидеров авангардных движений. А вот«мирискуссники» на европейском фоне немного растерялись. Да,и Бакст был в моде,но в основном за счёт известности дягилевских«Русских сезонов». Недавно,вы знаете,проходила масштабная выставка работ Льва Бакста — там была подана и мода,и театр,история успеха и признания… Но всё-таки это не та слава,о которой,может быть,мечтали все эти художники.
— Сергей Маковский — как редактор журнала«Мир искусства» и других журналов,и поэт, — считает,что Серебряный век начался в России в 1898 году с изданием первого номера«Мира искусства». Конечно,журнал«Мир искусства» и объединение«Мир искусства» положили начало процессам отхода от академизма передвижников,от их назидательности в картинах. Они считали,что это мешает художнику раскрыть свои творческие способности,мешает художественным достоинствам картины.
— Но затем процессы стали развиваться слишком бурно,началась Японская война,затем революция 1905 года,а уж потом,в 1914 году,Первая мировая война,потом буржуазная Февральская революция,затем большевистская 1917 года,затем Гражданская война… Все процессы стали настолько бурно развиваться — и творческие в том числе, — что«мирискусники» породили своих отрицателей и критиков,и идеологических врагов в лице футуристов,эгофутуристов,а в живописи — абстракционистов,супрематистов,лучистов и т. д.
…Лермонтова тоже считается представителем символизма. Когда в Русском музее лет 10 назад проходила выставка символизма,там было несколько её работ. В ее «Обнаженной» уже можно увидеть и элементы авангарда.
Надежда Лермонтова«Обнаженная на фоне красной драпировки». 1915.
— Вы не хотите рассматривать Серебряный век в более широком контексте как«модерн», русский модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
— Серебряный век — это как раз шире,чем только модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
,ар-нуво и т. д. Современные искусствоведы включают сюда и авангардистов,лучистов,супрематистов — всё,что угодно. Я — скромный коллекционер и следую научным установкам докторов,искусствоведов,кандидатов,академиков. Как я уже говорил,я просто собирал искусство,которое потом назвали Серебряным веком. Только я думаю,что Серебряный век не закончился со смертью Маяковского в 1930 году. Он продолжался: сейчас мы это увидим. Мы пытались концептуально построить экспозицию — в залах слева — «начало», 1900-е,1910-е гг., правее 1910−1920-е гг., постепенно переходят в 1930-е гг., и последняя картина,завершающая экспозицию крайнего правого от входа зала… Я её приобрёл буквально пару месяцев тому назад,чтобы поставить хронологическую точку. Это работа Конашевича,младшего коллеги«мирискусников», всем известного иллюстратора Маршака. Здесь же представлена его замечательная акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Николай Тархов,«Мадам Тархова в красном платье с сыном на коленях и с котом». 1906−1907.
— Художник Николай Тархов уехал в Европу ещё в конце XIX века,и там успешно начал свою творческую деятельность,даже стал контактировать с известным маршаном(торговцем произведениями искусства — прим.ред.) Амбруазом Волларом, который сделал известными многих художников,в том числе Сезанна. У Тархова все стало получаться очень здорово. Сергей Маковский в журнале«Аполлон» писал о нём как об «очень многообещающем,выдающемся русском художнике,который живёт на Западе». Тархов активно принимал участие и в российских выставках,присылал свои работы на выставки Союза русских художников.
— Тархов вполне справедливо считается импрессионистом. Я считаю,Коровин и Тархов делят первое-второе места,когда мы говорим о русском импрессионизме…
— …Художник умер в 1930 году. В конце 1910-х гг. он переехал в маленький городок под Парижем,связи с галеристами у него практически прекратились. Он жил там с женой-француженкой,с детьми,курами,кошками,и всё время их изображал: петухов,кошек,свою жену. Я считаю,что он как никто раскрыл тему материнства.
Николай Тархов. «Курица с цыплятами». 1910-е
Николай Тархов. «Петух». До 1910 г
На выставке присутствуют не только классические вещи Серебряного века,но и менее«громкие» произведения этого времени. Работы мастеров,возможно,не столь известных,но иногда именно«небольшой» художник очень концентрировано выражает некую тенденцию.
— Эту картину написал художник Зарубин,«куинжист». Много жил в Британии,писал массу картин на тему Украины. Его работы о Британии очень мрачные,украинские домики — очень уж национальные… Я долго искал,и вот нашёл такую замечательную нежную импрессионистскую вещь.
Виктор Зарубин. «Летнее утро». 1910-е
Малоизвестный художник Жабá имеет русские корни,хотя его фамилия не очень благозвучна на русском языке. Опять сельская тема: крестьянка тащит на базар курицу и поросёнка,но,как видите,это уже не передвижническая стилистика.
Альфонс Жаба. «На базар». 1913
— Художница Вера Глинка была не особенно известной. Однако она создала изумительные иллюстрации для«звёзды» поэтического Серебряного века — Бальмонта. Я считаю её своим открытием
Вера Глинка. «Поток и Марья Белая Лебедь». 1910-е
— Бальмонт переводил старинные былины в стихотворную форму,его за это критиковали. Были былины,посвящённые такому герою - Потоку,и Марье-Белой-Лебеди. Он убивает змея,немного напоминая Георгия. Когда я говорил,что некоторые«небольшие» художники в более концентрированной форме выражают тенденции… Работы Веры Глинки — как раз«неорусский стиль», «билибинский». Мы его чувствуем здесь,может быть,даже острее,чем у самого Билибина. У меня есть ещё несколько графических работ к другой вещи Бальмонта — сказке о двенадцати месяцах.
Вера Глинка. "Марья Белая Лебедь". 1910е
Вера Глинка. "Поток убивает змия". 1910е
— В этом и есть,я считаю,общественная миссия коллекционера — не просто тряхнуть мошной где-нибудь на «Сотби», а открыть новые имена.
Илья Гинзбург«Л.Н. Толстой с книгой». 1908. Бронза
Александр Моравов. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Льва Толстого. 1909
— Это,возможно,один из последних прижизненных портретов Льва Николаевича Толстого,созданный в 1909 году — буквально за несколько месяцев до своей кончины,он разрешил Моравову приехать в Ясную поляну. Тот собирался писать картину,но,по-моему,так и не написал. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
выполнен в таком,я бы сказал,«пастернаковском», стиле. Леонид Пастернак был другом Толстого,сделал великолепные иллюстрации к «Воскресению», которые очень нравились писателю.
— В Русском музее сейчас проходит выставка«Квартира № 5». В довоенном Петербурге было такая компания художников,которая позже стала творческим объединением. Это Бруни,Тырса,Пётр Львов,Альтман… Пунин стал теоретиком этого направления.
А как же обещанные истории,связанные с обретением работ? Вот что рассказывает Юрий Михайлович о картине Василия Поленова«Крепостные стены»:
— Поленов попал ко мне в плохом состоянии: работа не закончена,подписи нет,сделана на деформированном картоне… Это его так называемая«палестинская серия», он ездил туда несколько раз. Но я знал,что картина происходит из семьи,близкой к Поленову,и две экспертизы до и после реставрации подтвердили авторство художника. Вскоре я задумал купить квартиру в Сокольниках и продать для этого какую-то дорогостоящую работу. Покупатели потребовали ещё одну экспертизу,и третий эксперт сказал,что это не Поленов. Я очень ему благодарен — он спас эту работу для моего собрания! А я потом нашёл в одной галерее два небольших эскиза к этой вещи авторства,несомненно,Поленова.
- Коллекционер должен быть знающим человеком и порой полагаться только на себя
Иван Куликов. «Итальянки»
— Это работа ученика Репина, Ивана Куликова, — рассказывает Носов. — В 1903 году он закончил академию,и его послали в Италию,где Куликов писал итальянок. В Муроме,в музее его имени,есть аналогичная работа,где они немного иначе сидят.
— Вот,кстати,небольшая работка Кустодиева, очень милая. Это,видимо,эскиз фрески для кабаре,может,для ресторана. Двусторонняя работа — с другой стороны такая характерная дама кустодиевская,килограмм на 85.
Борис Кустодиев«Эскиз фрески для ресторана». 1922. Бумага,акварель
— Для Крымова характерны«его» эффекты освещения,когда не знаешь,что светлее — чёрная крыша,освещённая солнцем,или белая стена в тени. Все вот эти«фокусы» — здесь!
Николай Крымов,«Поздний вечер». 1929,холст,масло.
Василий Берингер. «Сфинкс»
— После 1905 года,когда разрешили сатирические журналы,многие художник — и Добужинский из «Мира искусства», и Лансере, — стали рисовать карикатуры на царя и т. п. В частности,в то время начинал карьеру известный карикатурист Орлов,известный под псевдонимом Моор. У меня есть в коллекции работа Моора — это казак,изображённый в сатирической форме,хотя это работа 1915 года. Самодур с нагайкой,который угнетает жену,ребёнка… Они боятся,прячутся от него.
Дмитрий Моор(Орлов). «Казак с нагайкой». 1915
— Вот замечательная работа Петра Петровичева — «Вид Храм Христа Спасителя из Нескучного сада»(1922). Храм еще не разрушен,вид на старый Каменный мост,на Кремль… Замечательная вещь! Могу рассказать вам и случай,показывающий взаимоотношения с наследниками мастера. В 90-е гг. на аукционе на Крымском валу в Доме художников один мой приятель работал«на приёмке». Я прихожу — ему только принесли эту картину. Какой-то отвратительный подрамник из заборных штакетин,дыра на работе,плохая натяжка… Я выкупил,отреставрировал картину. Тогда ещё были живы обе дочки Петровичева. И я несу им эту работу,чтобы познакомиться,показать,может,ещё что-то приобрести. Они сказали: «А это не наш папа!». Я говорю,как же,смотрите,вот его подпись!.. «Подпись — его». Ну посмотрите,как дерево нарисовано! «Вот это дерево его. А это — не его». Сейчас я уже легче отношусь к таким вещам.
Петр Петровичев«Букет». 1920. Картон,масло
Сергей Малютин. «Тридцать три богатыря». Театральный эскиз. Конец 1890 — начало 1900 гг.
— Замечательная работа Анны Остроумовой-Лебедевой написана в 1918 году. Гражданская война,памятник Крузенштерну,шикарная набережная,вся заваленная какими-то дровами… Это как раз самое страшное время после революции: голодный Петербург,ушёл весь имперский блеск,потускнел… Тем не менее,работа очень хорошая,она попала ко мне от ленинградского коллекционера Ратнера.
К слову,работами Анны Остроумовой-Лебедевой восхищался Александр Бенуа,она училась в мастерской Ильи Репина,в Париже ее наставником был Джеймс Уистлер,а Константин Сомов написал ее портрет.
— Характерная работа Бориса Григорьева «Спящая и карты» 1920 г., написанная уже в эмиграции в Париже. Когда я отдал эту вещь в реставрацию,знак пик посередине был заклеен — видимо,художник счёл,что это чёрное пятно нарушает композицию. Я решил всё же его оставить,хотя,возможно,пошёл против воли художника.
— Михаил Соколов продолжал романтическую тему Серебряного века и не был никак ангажирован. Он писал всадников и романтических дам вплоть до… 1938 года. Ему дали мастерскую,но только он стал туда переезжать,как на него был написан донос,и не кем-нибудь,а известным плакатистом Леоном Леткаром! Соколов был совсем«неудобным» для того времени: одевался экстравагантно,разгуливал по Гоголевскому бульвару с необычной причёской — и это во время полного конформизма во всём… И тема этой картины явно не соответствует оптимистическому искусству того времени — фазан,бокал… Такой немного декадентский посыл.
Михаил Соколов. Натюрморт с бокалом и птицей. 1931
— Еще одна работа Соколова,«На бульваре». 1930-е годы. Он,наверное,мечтал не о Гоголевском бульваре,а об импрессионизме,о Писсарро, о Сислее…
Михаил Соколов«Дама в шляпе». 1930-е
— На выставке представлено несколько работ Сергея Малютина,который развивал тему модерна в форме русского национального искусства. Неорусский стиль — это тоже значительная часть модерна и в архитектуре,и в изобразительном искусстве. Это наш ответ международному модерну. Например,дома Шехтеля — это модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
по-европейски,а дом в Талашкино и дом Перцовой напротив храма Христа Спасителя — это русский модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
. Как говорил Горький про особняк Рябушинского: «Дом нелепый,но работать можно».
Сергей Малютин«Спящая девочка». 1890-е. Бумага,карандаш,гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Федот Сычков«Деревенские дети у забора». 1934. Фанера,масло.
— И все-таки Серебряный век длится даже не до 1941 года,а его отголоски будут и в 60-х…
— Совершенно верно. Я пишу об этом в своём каталоге. Например,творчество Окуджавы… К Глазунову я не знаю,как относиться. Анна Ахматова была ещё жива,но её творчество сильно изменилось. Это вопрос дискуссионный,даже в изобразительном искусстве — например,иллюстрации к «Неточке Незвановой» Достоевского Ильи Глазунова… Как бы к нему ни относились,но это тоже продолжение тех самых традиций. Приходит на ум и Владимир Лебедев, хотя там уже много авангарда… Сейчас это рассматривается очень широко. Даже мелкая пластика Шемякина — тоже Серебряный век.
— Логическое завершение экспозиции — карикатура Владимира Милашевского 1941 года. Здесь проявляются те внутренние противоречия,о которых я говорил: изображён Северянин,ананасы в шампанском,известные работы Сомова,его фарфоровая группа«Любовники», какая-то типичная дамочка XVIII века заснула на картине… И я долго не понимал,что это за кулак,пока не перечёл исследования Янгфельдта про Маяковского. Тут же всё сложилось: это же Маяковский! Это его оранжевая с чёрными полосами кофта и «Долой ваше искусство!» — глава из «Облака в штанах». И вот она,последняя точка: суровая оценка деятеля Серебряного века — Серебряному веку.