В выставочном центре «Рабочий и колхозница» проходит выставка « Русский авангард: от рассвета до заката» из знаменитой коллекции художника Юрия Михайловича Носова. Уникальная экспозиция охватывает период русского авангарда от его зарождения в начале 20 века и до постепенного угасания.
Обнаженная
1915
В экспозицию включено более 250 работ художников-авангардистов различных творческих групп и направлений того времени. Мы сможем познакомиться с картинами, скульптурой и графикой объединения «Союз молодежи» и «Бубновый валет», ОСТ и группы «Маковец», учениками и последователями Казимира Малевича. Представлены также и художники ленинградского объединения «Круг», участники группы «13» и даже мастера среднеазиатского авангарда. Такой широкий спектр авторов и направлений не должен удивлять зрителя, ибо устроители выставки — да и сам коллекционер, — основываются на классификациях «Энциклопедии советского авангарда», выпущенной в 2013-м году, которую готовили не один год лучшие российские искусствоведы.
Композиция с двумя фигурами
XX век
За отправную точку «рассвета» приняты середина 1910-х — начало 1920-х годов. Именно в этот период зародились, стали популярны и быстро развивались основные авангардные направления. На середину, конец 20-х пришелся пик и востребованность этого жанра в новых исторических и культурных условиях, которые возникли после Октябрьской революции. Однако бунтарскому восприятию, революционному отражению реальности в самом начале 30-х годов был нанесен жестокий удар. Увидело свет постановление о ликвидации и роспуске творческих объединений, соцреализм
был провозглашен главным и, фактически, единственным приемлемым в СССР художественным стилем. К началу 40-х наступил закат русского авангарда.
Бой быков в Севилье
1910, 54×64.5 см
Как рассказывает сам Юрий Михайлович, на поиск собственной собирательской «ниши» его вдохновило знакомство с Георгием Дионисиевичем Костаки. Этот отважный и тонко чувствующий коллекционер в 40-х годах на свой страх и риск приобретал работы первой трети 20 века, которые могли тогда просто исчезнуть, раствориться, сгореть в пламени «совка»… Через много лет, вынужденно уезжая из России, Георгий Костаки подарил Третьяковской галерее большую часть своей коллекции; он сохранил произведения русского авангарда, сохранил имена и работы, которые благодаря его пониманию искусства остались для потомков в стенах музея.
Носов познакомился с Костаки в начале 70-х, в доме поэтессы Музы Павловой. Молодой человек, проявляющий живой интерес к искусству, понравился Георгию Леонидовичу, и он пригласил его в свою квартиру на бульваре Вернадского. Визиты к «хитрому греку», который был под присмотром КГБ, были небезопасны вдвойне: закончивший Военный институт иностранных языков, офицер Носов в то время был там преподавателем. Ему приходилось оставлять машину и, петляя переулками, тайно идти на встречу с прекрасным — с подлинниками Шагала, Филонова, Клюна, Древина… Мысль о собственной «нише» в собирательстве не давала Носову покоя. Но он все-таки нашел ее, почти случайно — в Петербурге.
«Я стал ездить туда, как на работу, посещал дома владельцев, отбирал и приобретал произведения ленинградских художников довоенной поры, затем их реставрировал и оформлял. Эти художники долгие годы оставались в тени, были обойдены вниманием искусствоведов, особенно московских… Я рад, что мои занятия популяризируют имена замечательных, но малоизвестных ав-торов, показывают новые грани творчества известных художников, расширяя наши представления об истории отечественного искусства.» Юрий Носов
Юрий Носов на открытии выставки
Фото из социальной сети facebook
Юрий Носов на открытии выставки
Фото из социальной сети facebook
Борис Голополосов «Рабочие у лебедки. Днепрострой», 1930
Из собрания Юрия Носова
Кроме точно выстроенной хронологии генезиса русского авангарда, важно отметить, что в экспозиции выставки немалая часть отведена авторам-авангардистам «парижской школы». Это, по мнению устроителей, позволяет проследить взаимовлияние и отличия между русской стилистикой авангарда и европейской — но на примере русских художников, живших и обучавшихся живописи в Париже начала ХХ века.
Выставка включает работы М.Ф. Андреенко, Д.М. Бушена, Б.Д. Григорьева, Н.С. Гончаровой, Л.В. Воловика, К.А. Терешковича, С.Н. Фера, С.И. Шаршуна.
Выставка включает работы М.Ф. Андреенко, Д.М. Бушена, Б.Д. Григорьева, Н.С. Гончаровой, Л.В. Воловика, К.А. Терешковича, С.Н. Фера, С.И. Шаршуна.
«Сам я, можно сказать, вижу свою коллекцию в таком пространстве впервые. Большая часть картин, конечно, у меня, так или иначе, вывешена, но некоторые всё равно до недавнего момента находились в запаснике».
Юрий Носов
Петрокоммуна
1921
Еще одной интересной особенностью выставки является то, что несколько раз в месяц сам коллекционер Юрий Носов бесплатно проводит «авторские» экскурсии по выставке. Все желающие, имея купленный билет, могут более подробно узнать историю и судьбу каждого экспоната. Еще дважды до окончания работы выставки — 2 и 13 сентября, — можно попасть на такую интересную экскурсию. Напоминаем, что выставка открыта до 13 сентября.
Коллекционер Юрий Носов проводит экскурсию по выставке «Русский авангард: от рассвета до заката», фотография madam_net
Выставка приурочена к презентации и выходу полного каталога собрания Юрия Носова и, кроме того, к 70-летию со дня рождения самого коллекционера.
Главная иллюстрация новости: Федр Богородский, «Театральная мозаика» 1907