Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (
28 мая 1877, Киев – 11 августа 1932, Коктебель) – художник и поэт-символист, литературный критик и искусствовед, мистик, философ и журналист.
Особенности творчества художника Максимилиана Волошина: Волошин-художник связан с землей Крыма и Коктебеля, ее древним сложным рельефом, с мощными стихиями. Акварели с крымскими пейзажами он писал по памяти – в них нет географической точности, эта точность – геологическая, философская, пантеистическая.
Известные картины Максимилиана Волошина: «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь»,
«Холмы из мрамора и горы из стекла»,
«Настороженная земля».
Максимилиан Волошин – поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт. Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.
Сумасбродный мистификатор и глубокий философ, он с азартом создавал легенду о феерическом поэте-призраке, в начале XX века умудрился стреляться на дуэли и играючи воплотил мечту многих поколений художников об идиллической общине людей искусства, где они смогут дни напролет ходить по горам в венках и балахонах, загорать у моря, общаться, рисовать и читать вслух стихи, питаться вдохновением напрямую от самой земли, влюбляться и паясничать. У Макса в Доме поэта в Коктебеле за одно лето могли побывать 400 гостей. Необъяснимая способность очаровывать людей и путешествовать почти без денег превратила биографию Волошина в насыщенный встречами и откровениями путь, всегда физический, интеллектуальный и духовный.
Первое рождение: Киев, Москва, Феодосия
Когда в юности Макса увлекла философия буддизма, он не только получил первый религиозный опыт, но и понял кое-что о себе самом: он на земле
«в первый раз: до такой степени мне все ново и интересно». О страстном желании
«все видеть, все понять, все знать, все пережить», о жажде жизни и искреннем детском восторге Макса вспоминают многие его друзья. В парижском артистическом обществе этому грузному кудрявому юноше с сияющими глазами дали прозвище
«Monsieur c’est très intéressant!» («Господин это очень интересно!»).
Эту способность удивляться Волошин сохранил до последних лет жизни. И до тошноты скучно ему было за все эти годы только в гимназии, причем, в любой. Сначала в частной московской, потом, когда денег у матери на «лучшее» образование перестало хватать, - в казенной столичной. Третья попытка - гимназия феодосийская. И все та же беспросветная тоска, ощущение потерянного времени и плохие отметки. Максу скучно.
Мать Волошина, Елена Оттобальдовна, будущая хозяйка его коктебельского дома, своенравная, свободолюбивая Пра (праматерь), происходила из обрусевших немцев. Она ушла от мужа с двухлетним Максом, уехала из Киева в Севастополь, работала на телеграфе и жила в постоянной нужде то у знакомых, то снимая комнаты. У Макса не было игрушек, но у его матери была библиотека. У него не было паровозов и лошадок, но была огромная фантазия: заклинания, фантастические истории и заколдованные места, которые с трепетом обходил стороной. Макс сам в 5 лет научился читать по газетным заголовкам, знал наизусть и проникновенно декламировал Лермонтова, Пушкина, Некрасова, не понимая значения половины произносимых слов. А домашним образованием маленького Волошина занимался студент Никандр Туркин, приглашенный к старшим детям в доме Вяземских, у которых его мать снимала квартиру. От Туркина семилетний Волошин узнал об Эдгаре По, Гомере, Достоевском, буддизме и Дон Жуане, а для самостоятельной работы мог получить, например, такую тему сочинения:
«описать Кавказ по Пушкину в этнографическом и географическом аспектах».
На юридическом факультете Московского университета Макс тоже проучился недолго, два года, и был сослан в Феодосию за участие в студенческих беспорядках. Своим правом на восстановление через год он не воспользовался и начал всерьез мечтать о Европе – обладая завидной способностью к самоорганизации, всю жизнь он будет учиться сам, выбирая библиотеки, темы, лекции, музеи и учителей.
Художественное рождение: Париж
Макс затеял путешествие в Европу, привлек двоих друзей, уверив и будущих своих попутчиков, и мать, что
«останавливаясь на постоялых дворах и в ночлежных домах и питаясь преимущественно хлебом, молоком и другой примитивной пищей», можно вполне обходиться двумя франками в день. Мюнхен, Мургау, Милан, Геную, Пизу, Рим, Неаполь, Константинополь Макс исходил ногами, описал стихами.
«Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», - напишет он матери уже из следующего путешествия, самого главного – из города, который он вдохнул в себя полностью, во всех его эпохах и историях, во всех его красках и словах, из Парижа.
Он учится взахлеб, в Луврской школе музееведения, в Сорбонне, пишет с натуры в академии Каларосси, учится рисовать в мастерской художницы
Елизаветы Кругликовой, он мечтает об искусствоведении и становится корреспондентом, пишущим о художественной жизни Парижа в русских журналах.
Макс знает Париж наизусть, музеи и театры, дороги и набережные, язык и поэтов, он устраивает захватывающие прогулки по городу многочисленным друзьям и единомышленникам. Когда Волошин будет отчаянно влюблен, неуверен во взаимности, истерзан недомолвками и дружески спокойным отношением, он привезет свою любимую и будущую жену
Маргариту Сабашникову сюда, в Париж. Печальная, талантливая художница, часто страдающая от необоснованных тревог и видений смерти Маргоря пугается Макса, ей странна волошинская веселость, ее раздражает его манера говорить, его чудаковатая одежда, а главное – она отталкивает любого, кто ее полюбит. Он много раз писал ей прощальные письма, не в силах больше надеяться без обещаний. И по первому зову или нарочно оброненному ласковому слову снова бросался с головой в эти мучительные отношения.
Макс и Маргарита была женаты совсем недолго, когда их увлекает Петербург. Супруги поселятся в одном доме с Вячеславом Ивановым, знаменитым поэтом-символистом. Здесь в ивановской «Башне» звучит новая поэзия, здесь богемная молодежь создает романы из собственных жизней. Маргарита уйдет от Макса очень скоро в соблазнительный и пугающий любовный треугольник Иванова и его жены.
Духовное рождение: Коктебель
Волошин построил дом в Коктебеле еще в 1903 году и долго шел к своей главной родине и главному месту на земле. Пра здесь ходит в шароварах, Макс в балахоне-рубахе, артистические дачники-«обормоты» нагоняют ужас на местных крестьян и соседей. Они купаются по ночам нагишом, разыгрывают спектакли и все время читают стихи. В этом знойном, соленом воздухе рождается главная авантюра Волошина и поэтессы Лилии Дмитриевой – загадочная Черубина де Габриак. Эта мистификация закончится печально – дуэлью Волошина и Гумилева, от которой пострадает только сама Черубина. Коктебель – это летом, а с осени Макс начинает колесить по России и Европе с лекциями о литературе и искусстве. Трудно было найти образованного человека в России, который бы хоть раз не побывал на лекции Волошина.
Когда Крым станет плацдармом жестокой гражданской войны, эта известность спасет жизнь не только Максу. Став самым откровенным и беспощадным поэтическим летописцем войны, Волошин уверен, что побеждать нужно саму войну, а не противника. Он прячет на чердаке Дома поэта и в собственной постели красных – когда Крым захватывают белые, а потом белых – когда в Крыму разразится террор красных. Его узнают и уважают генералы и комиссары. Переговоры об освобождении заключенного ученого или поэта часто заканчиваются беседой и стихами. Существует легендарная история о красном комиссаре, который разрешал Волошину из расстрельных списков вычеркивать каждого десятого.
Крымские хроники начала 20-х годов начинаются с сухой фразы «в Крыму голод». Гонорары за статьи, доезжая из Москвы в Крым, обесцениваются в сотни раз. Акварели продаются хорошо, Макс, врастая корнями в крымскую землю, питается ее силой и пишет портреты этой земли. Земля принимает и слышит своего художника, благодарно открывая тайны и награждая встречами. Так появится в его жизни Мария Заболоцкая, вторая жена и хозяйка в Доме поэта:
«Хронологически ей 34 года, духовно 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Глубоко по-православному религиозна… Ее любовь для меня величайшее счастье и радость».
Макс Волошин умер на руках жены в Коктебеле, в полдень, в августе, в свое любимое время года и дня. Гора, на которой его похоронили, сейчас называется Волошинской.
Автор: Анна Сидельникова