Регистрация
Максимилиан Александрович Волошин
Максимилиан
 Александрович Волошин
Россия 1877−1932
Подписаться12             
Подписаться12             
Биография и информация
 
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877, Киев — 11августа 1932, Коктебель) — русский художник и поэт-символист, литературный критик и искусствовед, мистик, философ и журналист.

Особенности творчества художника Максимилиана Волошина: Волошин-художник связан с землей Крыма и Коктебеля, ее древним сложным рельефом, с мощными стихиями. Акварели с крымскими пейзажами он писал по памяти — в них нет географической точности, эта точность — геологическая, философская, пантеистическая.

Известные картины Максимилиана Волошина: «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь», «Холмы из мрамора и горы из стекла», «Настороженная земля».

Максимилиан Волошин — поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт. Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.

Сумасбродный мистификатор и глубокий философ, он с азартом создавал легенду о феерическом поэте-призраке, в начале XX века умудрился стреляться на дуэли и играючи воплотил мечту многих поколений художников об идиллической общине людей искусства, где они смогут дни напролет ходить по горам в венках и балахонах, загорать у моря, общаться, рисовать и читать вслух стихи, питаться вдохновением напрямую от самой земли, влюбляться и паясничать. У Макса в Доме поэта в Коктебеле за одно лето могли побывать 400 гостей. Необъяснимая способность очаровывать людей и путешествовать почти без денег превратила биографию Волошина в насыщенный встречами и откровениями путь, всегда физический, интеллектуальный и духовный.

Первое рождение: Киев, Москва, Феодосия

Когда в юности Макса увлекла философия буддизма, он не только получил первый религиозный опыт, но и понял кое-что о себе самом: он на земле «в первый раз: до такой степени мне все ново и интересно». О страстном желании «все видеть, все понять, все знать, все пережить», о жажде жизни и искреннем детском восторге Макса вспоминают многие его друзья. В парижском артистическом обществе этому грузному кудрявому юноше с сияющими глазами дали прозвище «Monsieur c’est très intéressant!» («Господин это очень интересно!»).

Эту способность удивляться Волошин сохранил до последних лет жизни. И до тошноты скучно ему было за все эти годы только в гимназии, причем, в любой. Сначала в частной московской, потом, когда денег у матери на «лучшее» образование перестало хватать, — в казенной столичной. Третья попытка — гимназия феодосийская. И все та же беспросветная тоска, ощущение потерянного времени и плохие отметки. Максу скучно.

Мать Волошина, Елена Оттобальдовна, будущая хозяйка его коктебельского дома, своенравная, свободолюбивая Пра (праматерь), происходила из обрусевших немцев. Она ушла от мужа с двухлетним Максом, уехала из Киева в Севастополь, работала на телеграфе и жила в постоянной нужде то у знакомых, то снимая комнаты. У Макса не было игрушек, но у его матери была библиотека. У него не было паровозов и лошадок, но была огромная фантазия: заклинания, фантастические истории и заколдованные места, которые с трепетом обходил стороной. Макс сам в 5 лет научился читать по газетным заголовкам, знал наизусть и проникновенно декламировал Лермонтова, Пушкина, Некрасова, не понимая значения половины произносимых слов. А домашним образованием маленького Волошина занимался студент Никандр Туркин, приглашенный к старшим детям в доме Вяземских, у которых его мать снимала квартиру. От Туркина семилетний Волошин узнал об Эдгаре По, Гомере, Достоевском, буддизме и Дон Жуане, а для самостоятельной работы мог получить, например, такую тему сочинения: «описать Кавказ по Пушкину в этнографическом и географическом аспектах».

На юридическом факультете Московского университета Макс тоже проучился недолго, два года, и был сослан в Феодосию за участие в студенческих беспорядках. Своим правом на восстановление через год он не воспользовался и начал всерьез мечтать о Европе — обладая завидной способностью к самоорганизации, всю жизнь он будет учиться сам, выбирая библиотеки, темы, лекции, музеи и учителей.

Художественное рождение: Париж

Макс затеял путешествие в Европу, привлек двоих друзей, уверив и будущих своих попутчиков, и мать, что «останавливаясь на постоялых дворах и в ночлежных домах и питаясь преимущественно хлебом, молоком и другой примитивной пищей», можно вполне обходиться двумя франками в день. Мюнхен, Мургау, Милан, Геную, Пизу, Рим, Неаполь, Константинополь Макс исходил ногами, описал стихами. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», — напишет он матери уже из следующего путешествия, самого главного — из города, который он вдохнул в себя полностью, во всех его эпохах и историях, во всех его красках и словах, из Парижа.

Он учится взахлеб, в Луврской школе музееведения, в Сорбонне, пишет с натуры в академии Каларосси, учится рисовать в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, он мечтает об искусствоведении и становится корреспондентом, пишущим о художественной жизни Парижа в русских журналах.

Макс знает Париж наизусть, музеи и театры, дороги и набережные, язык и поэтов, он устраивает захватывающие прогулки по городу многочисленным друзьям и единомышленникам. Когда Волошин будет отчаянно влюблен, неуверен во взаимности, истерзан недомолвками и дружески спокойным отношением, он привезет свою любимую и будущую жену Маргариту Сабашникову сюда, в Париж. Печальная, талантливая художница, часто страдающая от необоснованных тревог и видений смерти Маргоря пугается Макса, ей странна волошинская веселость, ее раздражает его манера говорить, его чудаковатая одежда, а главное — она отталкивает любого, кто ее полюбит. Он много раз писал ей прощальные письма, не в силах больше надеяться без обещаний. И по первому зову или нарочно оброненному ласковому слову снова бросался с головой в эти мучительные отношения.

Макс и Маргарита была женаты совсем недолго, когда их увлекает Петербург. Супруги поселятся в одном доме с Вячеславом Ивановым, знаменитым поэтом-символистом. Здесь в ивановской «Башне» звучит новая поэзия, здесь богемная молодежь создает романы из собственных жизней. Маргарита уйдет от Макса очень скоро в соблазнительный и пугающий любовный треугольник Иванова и его жены.

Духовное рождение: Коктебель

Волошин построил дом в Коктебеле еще в 1903 году и долго шел к своей главной родине и главному месту на земле. Пра здесь ходит в шароварах, Макс в балахоне-рубахе, артистические дачники-«обормоты» нагоняют ужас на местных крестьян и соседей. Они купаются по ночам нагишом, разыгрывают спектакли и все время читают стихи. В этом знойном, соленом воздухе рождается главная авантюра Волошина и поэтессы Лилии Дмитриевой — загадочная Черубина де Габриак. Эта мистификация закончится печально — дуэлью Волошина и Гумилева, от которой пострадает только сама Черубина. Коктебель — это летом, а с осени Макс начинает колесить по России и Европе с лекциями о литературе и искусстве. Трудно было найти образованного человека в России, который бы хоть раз не побывал на лекции Волошина.

Когда Крым станет плацдармом жестокой гражданской войны, эта известность спасет жизнь не только Максу. Став самым откровенным и беспощадным поэтическим летописцем войны, Волошин уверен, что побеждать нужно саму войну, а не противника. Он прячет на чердаке Дома поэта и в собственной постели красных — когда Крым захватывают белые, а потом белых — когда в Крыму разразится террор красных. Его узнают и уважают генералы и комиссары. Переговоры об освобождении заключенного ученого или поэта часто заканчиваются беседой и стихами. Существует легендарная история о красном комиссаре, который разрешал Волошину из расстрельных списков вычеркивать каждого десятого.

Крымские хроники начала 20-х годов начинаются с сухой фразы «в Крыму голод». Гонорары за статьи, доезжая из Москвы в Крым, обесцениваются в сотни раз. Акварели продаются хорошо, Макс, врастая корнями в крымскую землю, питается ее силой и пишет портреты этой земли. Земля принимает и слышит своего художника, благодарно открывая тайны и награждая встречами. Так появится в его жизни Мария Заболоцкая, вторая жена и хозяйка в Доме поэта: «Хронологически ей 34 года, духовно 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Глубоко по-православному религиозна… Ее любовь для меня величайшее счастье и радость».

Макс Волошин умер на руках жены в Коктебеле, в полдень, в августе, в свое любимое время года и дня. Гора, на которой его похоронили, сейчас называется Волошинской.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Наталія Поліщук
Galina Papsheva
Михаил Булах
Роман Клименко
+11

Лента
Максимилиан Александрович Волошин. Холмы, иссушенные зноем. 1929    25 x 35  см.
Максимилиан Александрович Волошин. Коктебель. 1932
Максимилиан Александрович Волошин. Облака над Коктебелем. 1930
Максимилиан Александрович Волошин. А в душе пустыня Меганома… 1927
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Максимилиан Александрович Волошин. Максимилиан Александрович Волошин. Автопортрет
Максимилиан Александрович Волошин. Автопортрет
Максимилиан Александрович Волошин
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 34 работы · 3 в продаже
Максимилиан Александрович Волошин. Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь
10
Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь
1929, 32×17 см
Максимилиан Александрович Волошин. Холмы из мрамора и горы из стекла
5
Холмы из мрамора и горы из стекла
1929, 26.6×35.9 см
Максимилиан Александрович Волошин. Лунное безмолвие
6
Лунное безмолвие
1930, 32×20 см
Максимилиан Александрович Волошин. Ореолы облаков
3
Ореолы облаков
Максимилиан Александрович Волошин. С Меганома
4
С Меганома
Максимилиан Александрович Волошин. Пейзаж
3
Пейзаж
Максимилиан Александрович Волошин. Долина
4
Долина
Максимилиан Александрович Волошин. Громады дымных облаков
3
Громады дымных облаков
1929
Максимилиан Александрович Волошин. Настороженная земля
4
Настороженная земля
1928
Посмотреть все 34 работы художника
HELP