Государственный Русский музей представляет публике экспозицию «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер», посвященную творческому пути замечательной художницы, акварелиста и мастера графики. Ее работами восхищался Александр Бенуа, она училась в мастерской Ильи Репина, в Париже ее наставником был Джеймс Уистлер, Константин Сомов написал ее портрет… Отличные рекомендации для посещения выставки.
Экспозиция в ГРМ продолжает цикл выставок, посвященных частным собраниям, которые вошли в музейные фонды. Первые работы Анны Остроумовой-Лебедевой Русский музей приобрел еще в 1916 году. В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею. В 1955 году, согласно завещанию художницы, в музей были переданы все произведения из ее собрания. Основа коллекции — рисунки, акварели, живопись, гравюры и гравировальные доски самой Анны Петровны. Впервые работы художницы и ее коллекция представлены в единой экспозиции.
Портрет А.П. Остроумовой
1901, 87×63 см
Всю свою жизнь Анна Остроумова прожила в Санкт-Петербурге… Петрограде… Ленинграде… Мосты и здания, дворцы и набережные, великолепные панорамы Северной Пальмиры она перенесла на бумагу в совершенно, казалось бы, неженской, строгой и технически сложной манере: Анна Остроумова-Лебедева прославилась, в первую очередь, как мастер гравюры.
«…В гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
Александр Бенуа — об Анне Остроумовой-Лебедевой
Анна Остроумова-Лебедева. «Вид с Тучкова моста в Петербурге». 1912
Натура чувствительная и тонкая, Анна Остроумова выросла в дружной и большой семье Петра Ивановича Остроумова, одного из высших гражданских чиновников Синода Русской православной церкви. Училась в петербургской Литейной гимназии вместе с дочерьми Федора Достоевского и Якова Полонского. Старательная ученица, она рано проявила страстную любовь к рисунку, чем огорчала своих родителей, нежно любящих своенравную и целеустремленную дочь. «Гости, обеды, вечера… Нашили мне несколько хорошеньких платьев, закармливают, веселят меня, мама с папой ко мне очень добры, балуют меня… А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать» — пишет Анна Остроумова в одном из писем к подруге.
Анна Остроумова-Лебедева. «Венеция. Столбы». 1911. Бумага, черный карандаш, акварель
.
Анна начала художественное обучение с вечерних классов школы барона Штиглица, затем была Императорская Академия художеств и мастерская Ильи Репина. По рекомендации учителя Анна едет продолжать учебу в Париж и выбирает в наставники американского художника Джеймса Уистлера, который принадлежал к европейскому «эстетическому движению» и придерживался принципов красоты искусства как эталона повседневной жизни.
Анна Остроумова-Лебедева. Летний сад. Начало 1910-х. Холст на картоне, масло
О своем творческом развитии художница говорила так: «…гравюра в России с конца 19-го века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила Я». И подчеркивала: «Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения… немногословие и благодаря этому сугубую остроту и выразительность. Ценю в деревянной гравюре беспощадную определенность ее линий… Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям».
Гравировальные доски Анны Остроумовой-Лебедевой на экспозиции в ГРМ.
Фото: страница ГРМ в социальной сети Фейсбук.
Фото: страница ГРМ в социальной сети Фейсбук.
В экспозиции выставки — произведения предшественников и современников Анны Островской-Лебедевой, сделавших существенный вклад в развитие гравюрного искусства: Георгия Верейского, Всеволода Воинова, Николая Купреянова и Константина Сомова и других мастеров дореволюционной и советской графики. Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII—XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Считается, что именно знакомство Остроумовой-Лебедевой с японской ксилографией, определившей новые пути развития европейского искусства в конце XIX — начале ХХ века, оказало существенное влияние на формирование ее индивидуальной художественной манеры.
Утагава Хиросигэ II. Храм Камэйдо Тэндзин. Из серии «Живописные места Эдо». 1862. Бумага, цветная ксилография
.
Показ произведений Анны Остроумовой-Лебедевой и ее собрания в рамках единой экспозиции впервые даест возможность сопоставить поиски и открытия замечательного мастера петербургской графики с произведениями ее предшественников и современников, сделавших значительный вклад в развитие искусства гравюры, ее возрождению как самостоятельного вида творчества. И особенно велика заслуга художницы в возрождении цветной гравюры: ее многочисленные работы в этой технике послужили опорой и толчком для развития многих художников.
Выставка «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер» проходит в Михайловском замке,
ее можно посетить до 7 ноября 2016 года.
ее можно посетить до 7 ноября 2016 года.
А теперь — еще несколько работ Анны Остроумовой-Лебедевой из коллекции иллюстраций на Артхиве.
Вилла Боргезе
1904
Титульная иллюстрация: Анна Остроумова-Лебедева. «С. В. Лебедев в своем кабинете». 1912