Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
«В выставке приняло участие 160 произведений художника из 10 музеев. Впервые несколько частных коллекционеров согласились представить экспонаты широкой аудитории," - рассказывает Владимир Круглов,ведущий научный сотрудник и один из кураторов выставки.
«Смело отсылайте к истории жизни Леона Бакста любителей делить искусство на высокое и низкое,пренебрежительно отзываться о моде и уверяющих,что театры любят тонкие натуры,а „всякие тряпки“ — глупые женщины. Отправляйте их читать биографию Бакста и любоваться его театральными эскизами,расскажите им о том,что шаровары,тюрбаны и платья с высоким разрезом пришли в мир моды из театра,и привел их Леон Бакст — русский художник,изгнанный по причине еврейства из Петербурга,легендарный оформитель „Русских сезонов“ Дягилева,опьянивший Париж и покоривший Америку еврейский мальчик Лейб-Хаим Израилевич» — читаем биографию художника и отправляемся на выставку. Этот автопортрет — среди представленных там работ.
Корпус Бенуа переполнен: желающих первыми увидеть грандиозную ретроспективу Льва Бакста очень много. Инструментальная увертюра от лауреатов международных конкурсов — Глеба Калядина и Алексея Говорова предваряет открытие,настраивает зрителей на особенный лад.
«Мы готовили этот проект в течении нескольких лет», — рассказывает Евгения Николаевна Петрова,заместитель директора Русского музея по научной работе. «Вы увидите множество интереснейших портретов,пейзажей,тканей и костюмов. Мы постарались показать все разнообразие творчества Бакста,ведь это художник огромного потенциала,который,по моему мнению,так до конца и на раскрылся».
В послужном списке Бакста сценография к «Нарциссу», «Жар-птице», «Клеопатре» и «Спящей красавице». Эти театральные проекты — синтез традиции и романтизма,талантливо вписанные в стиль модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
«Эскизы Бакста — это предчувствие достижений эпохи арт-деко», отмечают кураторы выставки.
Кураторы признают,что наследие художника поражает разнообразием. На выставке можно увидеть реконструкции костюмов по эскизам Бакста,журнальные рисунки,станковую живопись,плакаты,театральные проекты,которые никогда экспонировались.
Бакст завораживает техникой и точностью,неуловимой фиксацией и достоверностью состояния человека,когда на первое место выходит внутренний посыл и облик теряет важность,не теряя безмолвного очарования.
На картине — супруга Бакста и дочь Павла Михайловича Третьякова. «В Петербурге Леон Бакст по большой любви женился на дочери Павла Третьякова,Любе. До Бакста она была замужем за художником-аквалеристом,морским офицером Николаем Гриценко,родила от него дочь Марину. В 1898 году скончался ее отец,а через два года — муж. А что же Бакст? Он был буквально одержим Любовью Гриценко. Ради женитьбы на ней перешел из иудаизма в лютеранство. В 1907 году у них родился сын Андрей. Бакст очень любил свою семью. Нельзя с уверенностью сказать,что послужило причиной рахлада,но через несколько лет отношения разладились,и брак распался. Картина ниже — «Ваза»(Автопортрет) — предмет особого внимания посетителей выставки. Слева — Леон,справа — Любовь… Раскол. Впрочем,художник на всю жизнь сохранил теплые отношения с бывшей женой и детьми,поддерживал их материально. Кстати,после развода он вернулся в иудаизм.
На вернисаже мы видим и знаменитую работу Бакста«Ужин» — с ней охотно фотографировались посетители на открытии экспозиции. Картину можно считать еще и шутливым противопоставлением«Девочке с персиками» Валетина Серова. Холст относится к популярным в то время«портретам незнакомки» и был высоко оценен критиком В. В. Розановым: «Стильная декадентка fin de siècle черно-белая,тонкая,как горностай,с таинственной улыбкой,à la Джиоконда,кушает апельсины». Увидели ее Леон Бакст и Валентин Серов в Париже: друзья гуляли по ночному городу и зашли в кафе… Леон сделал набросок его визитерши прямо на салфетке — очень уж сцена была хороша. Да и назнекомка,которая оказалась супругой Александра Бенуа,основателя общества«Мир искусства».
Просто-таки культовая работа — портрет Зинаиды Гиппиус,неутомимой спорщицы,хозяйки литературного салона,устроительница каждодневных бурных философско-литературных и политическо-исторических дискуссий.
Предсказание катастрофического перелома истории — так описывают картину«Древний ужас» в многочисленных репортажах с выставки. Лев Бакст несколько раз посещал Грецию для создания впечатляющей аллегории трагедии: позади улыбающейся Афродиты,которая держит в руках голубя,рушится мир… Полотно с успехом выставлялось в Париже в 1909 году,годом позже картине присудили золотую медаль на выставке в Брюсселе.
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
матери Владимира Набокова — Елены Ивановны,работа Бакста 1910 года. Работа карандашами на картоне хранится в Русском Музее.
И,наконец,занавес — «Элизиум», созданный художником для Театра Веры Комиссаржевской. Театральная слава остается основной страницей истории искусства этого мастера. Ведь даже«Париж был пьян Бакстом»!
«"Успех? Триумф? — эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма,того священного огня и священного бреда,который охватил всю зрительную залу». Театральная эпоха Леона Бакста началась. Париж им опьянен. Современники говорили,что быть Бакстом — это и есть быть парижанином. Его боготворят. Каждое представление,к которому он прикладывает руку,становится событием. Марсель Пруст пишет: «…Передайте Баксту,что я испытываю волшебное удивление,не зная ничего более прекрасного,чем „Шахерезада“»… По сути,Бакст произвел революцию не в российском,и не в парижском театре,а в мировом театральном искусстве. …В какой-то мере«Русские сезоны» сделали Бакста. Их с Дягилевым отношения не были безоблачными,но они многое дали друг другу как профессионалы."
«В Академии русского балета у нас есть костюм Нижинского,который Бакст делал для него в „Видении розы“. Там каждый лепесток должен был быть нашит „на человеке“. Нужно много часов стоять,чтобы на тебе это всё собирали,потому что на манекене всё будет смотреться по-другому. У него были такие идеи,которые бесподобно смотрелись на эскизе,но очень сложно было воспроизвести», — прокомментировал народный артист России,ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе в интервью ТВ «Культура».