войти
опубликовать

Илья
Михайлович Зданевич

Илья Михайлович Зданевич (больше известен как Ильязд, а также Эли Эганбюри, 21 апреля 1894, Тифлис — 25 декабря 1975, Париж) — российский и французский писатель, издатель, художник. Теоретик русского авангарда и дадаизма.

Особенности творчества Ильи Зданевича: Считается, что без Ильи Зданевича «не состоялся бы русский авангард и обеднел европейский». Большое влияние на становление Зданевича оказал итальянец Филиппо Маринетти, автор первого манифеста футуризма, опубликованного в 1909 году. Разочаровавшись в теориях Маринетти, Ильязд создал свое собственное художественное направление — «всёчество», которое должно было заменить футуризм и, наконец, объединить многочисленные художественные направления — как в поэзии, так и в живописи. «Всёчество» утверждало, что право на жизнь имеют все стили. Сам Ильязд через много лет отмечал, что помимо него, «подлинным «всёком» был только один художник - Пикассо. А еще Зданевич «открыл» для мира твочрество Нико Пиросмани.

Известные произведения Ильи Заневича: пенталогия «аслааблИчья» (1918–23), автобиография «Илиазда» (1922), роман «Восхищение» (1930), книга сонетов "Афет" (1938-40). Все они вышли в серии книг «Livre d’artiste» издательства «41 градус», иллюстрации для книг были созданы Пабло Пикассо, Максом ЭрнстомЖоаном Миро и Альберто Джакометти. Общий дизайн книг выполнил сам Ильязд.

Отцом будущего художника и поэта был преподаватель французского языка Михаил Андреевич Зданевич, поляк, предки которого были сосланы подальше от столицы. Мать Ильи Зданевича, Валентина Кирилловна (в девичестве Гамкрелидзе) была из дворянского рода; талантливая ученица Петра Чайковского, она посвятила свою жизнь музыке. Детство Ильи и его брата Кирилла прошло в Тифлисе. А вот учиться Илья поехал в Санкт-Петербург, где в 1917 году закончил юридический факультет в столичном университете.

Футуристы и «албанський»
За время учебы он познакомился с передовыми художниками и литераторами – Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Владимиром БурлюкомВладимиром Маяковским и Алексеем Крученых. Ильязд и его товарищи по художественному объединению «Ослиный хвост» издали манифест «Почему мы раскрашиваемся», где футуристы несколько пафосно провозгласили: «Мы связали искусство с жизнью, и жизнь вторглась в искусство. Пора искусству вторгнутся в жизнь. Раскраска лица — начало вторжения».

В 1916 году в свет вышла пьеса Зданевича «Янко круль албанскай». В пьесе есть такой текст: «так как албанский изык с руским идет ат ывоннава… пачиму ни смучяйтись помнити шта вот изык албанскай…» Пьеса впоследствии войдёт в знаменитую «питёрку дейстф», которые станут знаменитыми «дра» (то есть драмами) не только с точки зрения литературы, но и типографики и полиграфии. А придуманный Ильяздом «албанский изык» воскреснет — уже в сети Интернет, спустя десятилетия и совсем по другому поводу.

Зданевич, Пиросмани, Шанель…
После революции Илья Зданевич уехал в Тифлис, где предпринял еще одну попытку возродить русский футуризм. Там же он стал основателем издательской марки «41 градус»: так назывался и творческий союз грузинских авангардистов, в котором цифра означала географическую широту, на которой находится Тифлис — нынешний Тбилиси. Вместе со старшим братом, художником Кириллом Зданевичем, и другом, художником Михаилом Ле Дантю, они «открыли» миру Нико Пиросмани, организовали его первую выставку и опубликовали в прессе статьи о художнике. Ильязд собирал самую большую коллекцию работ Пиросмани, которую его брат позже продал государству и тем самым спас наследие знаменитого грузинского художника.

В 1920 году Ильязд покинул Грузию, провел год в Стамбуле в ожидании визы, и в 1921 году приехал в Париж, где вскоре вошел в круг дадаистов и сюрреалистов, дружил с Соней Делоне и Жаном Кокто, Полем Элюаром и Тристаном Тцара. Вскоре он познакомился с Коко Шанель, для которой он не только разрабатывал рисунки тканей, но и придумал новый ткацкий станок для их производства. Ильязд был директором одного из заводов компании «Ткани Шанель» до 1935 года, позже разрабатывал для Шанель аксессуары и эскизы.

Издательское дело
Последние 35 лет своей жизни он посвятил выпуску уникальной серии книг «Livre d’artiste». По мнению современных коллекционеров, Ильязд был превосходным дизайнером своих изданий, продумывал весь иллюстративный ряд, а художники подстраивались под его требования. И какие художники! Вместе с ним над серией работали Пабло Пикассо, Макс Эрнст, Жоан Миро и Альберто Джакометти. Книги выходили в издательстве «41 градус».

Личная жизнь
Несмотря на старательно разрабатываемый миф о сексуальной двойственности, Ильязд был женат трижды. Его первой спутницей жизни стала модель Аксель Брокар, в браке с которой родилось двое детей. Крестной первенца, дочери Мишель, стала Коко Шанель. Вторая жена Ильязда – нигерийская принцесса Ибиронке Акинсемоин – вошла в его жизнь в 1940 году, у них родился сын Шалва. Оккупационные власти Франции интернировали Ибиронке Акинсемоин в лагерь; в 1945 году, после освобождения, она заболела и вскорости умерла.

В 1968 году Зданевич вступил в третий брак – его женой стала художница-керамистка Элен Дуар-Маре. Выполняя последнюю волю мужа, Элен организовала выставку выставки его произведений в Тбилиси, в 1989 году, по окончании которой передала Государственному музею искусств Грузии многие экспонаты.

Ильязд умер в Париже, в 1975 году и был похоронен на кладбище в Левиль-сюр-Орж. При жизни у него не было ни одной персональной выставки. После кончины представительные экспозиции работ Зданевича прошли в Тбилиси, а значительно позже - в МоМА и в Центре Помпиду. В декабре 2015 года большая выставка, посвященная творчеству Ильязда, с успехом прошла в ГМИИ им.Пушкина.
Перейти к биографии