Кубофутуризм. Итальянское начало
В 1909 году в Италии, и сразу после — во Франции, был опубликован «Манифест футуриста», в котором поэт Филиппо Томмазо Маринетти прославлял прогресс, развитие промышленности и механизацию производства, а также выступал против устаревших общественных и культурных институтов. Идеи поэта поддержали миланские художники — в первую очередь, Умберто Боччони, а также Джино Северини, Карло Карра, Джакомо Балла, — которые верили, что все это можно и нужно привнести в современное изобразительное искусство. Исследуя свойства пространства и движения, итальянские футуристы были определенно намерены отправить на свалку истории «битумные оттенки» и «обнаженную натуру». Динамическое ощущение всеобъемлющего движения вперед — вот новый бог, которому стало поклоняться искусство.В 1914 году Маринетти опубликовал роман «Занг Тумб Тууум», в котором описал один из эпизодов Балканской войны — историю осады болгарами турецкого города Адрианополя, которому был свидетелем в качестве военного журналиста. В этом произведении поэт «обошелся» без пунктуации, синтаксиса и прилагательных, использовав лишь инфинитивную форму глаголов и символы. Динамичность повествования усиливалась графическими решениями книги, различными шрифтами и их дизайном — отличительные приемы футуризма. Источник фото
Русский футуризм
Движение футуристов в России начало развиваться практически одновременно с итальянским. В 1910 году возникло первое общество футуристов, в которое вошли поэты, писатели и художники Велимир Хлебников, братья Бурлюки, Владимир Маяковский, Василий Каменский, Алексей Крученых и другие. Хлебников величал своих соратников по новому искусству «будетлянами», которое образовал от слова «будет». Участники движения всячески подчеркивали свою независимость от итальянского футуризма Маринетти, попирая старое искусство, отдающее «мертвечиной, пессимизмом, мещанством и пошлостью». В 1910 году «будетляне» стали называться поэтической группой «Гилея». В том же году вышел первый альманах группы — «Садок судей». Книга была напечатана тиражом 300 экземпляров в петербургском издательстве «Журавль» на… обоях трех разновидностей. Как писал Давид Бурлюк, «…всю жизнь вашу пройдем огнем и мечом литературы: под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши».«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк был замечательным организатором, который сплотил вокруг себя заинтересованных художников и поэтов и умел виртуозно поддерживать внутренние отношения в кругу футуристов. Бурлюк организовывал выставки, писал манифесты, финансово поддерживал друзей и был неистощим на идеи новых акций. «Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная», — писал о нём Алексей Крученых. Бурлюк постоянно экспериментировал, не стеснялся менять художественный стиль, переходя от импрессионизма к народному искусству, вплетая в свои полотна элементы кубизма и обращаясь к примитивизму. Позже, уехав из России, художник стал первооткрывателем нового искусства в Японии, а позже в США.
Давид Бурлюк
«Лето"
Ленивой лани ласки лепестков
Любви лучей лука
Листок летит лиловый лягунов
Лазурь легка
Ломаются летуньи листокрылы
Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН
Лилейные лукавствуют леилы
Лепотствует ленивый лгун
Ливан лысейший летний ларь ломая
Литавры лозами лить лапы левизну
Лог лексикон лак люди лая
Любовь лавины = латы льну.
1911
Ольга Розанова. «Испания"
Вульгарк ах бульваров
Варвары гусары
Вулье ара-бит
А рабы бар арапы
Тарк губят тара
Алжир сугубят
Ан и енно
Гиенно
Гитана.
Жиг и гит тела
Висжит тарантелла
Вира жирн рантье
Антиквар
Штара
Квартомас
Фантом
Илька негра метресса
Гримасы
Гремит
Гимн
Смерти