Регистрация
Василий Николаевич Чекрыгин
Василий
 Николаевич Чекрыгин
Россия 1897−1922
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

(1897, Жиздра Калужской губернии — 1922, перегон Пушкино — Мамонтовка)

Самобытный представитель символизма в русском изобразительном искусстве, главный вдохновитель общества «Маковец». В 1907 году поступил учеником в иконописную школу при Киево-Печерской лавре. Сбежав

из школы, в тринадцать лет стал студентом Московского училища живописи, ваяния

и зодчества. Говорил о себе: «Я не гений, но гениален».

В основе творчества Чекрыгина — опыт ренессансной живописи, в первую очередь живописи Тинторетто и Эль Греко, а также учение Н. Ф. Федорова о всеобщем воскрешении мёртвых

как верховной творческой задаче человечества. Главная работа художника — огромный цикл рисунков «Воскресение» — представляет собой совокупность эскизов для украшения воображаемого «собора», где весь род людской, восстав из мёртвых, начинает «переселение в космос».

В 1922 году Чекрыгин принял активное участие в организации общества художников «Ма`ковец» (по названию холма Троице-Сергиевой лавры), одноимённого журнала, а также программной для общества выставки «Искусство — жизнь».

В возрасте двадцати пяти лет погиб под колёсами поезда. Работы художника хранятся во многих музеях России, а также в Каракалпакском ГМИ им. И. В. Савицкого.

В. И. Чекрыгин рос в Киеве и мальчиком был принят в иконописную школу Киево-Печерской лавры. В тринадцать лет в сопровождении старшего брата отправился в Москву поступать в МУЖВЗ и легко выдержал конкурс.

В 1912 г. три студента училища своими руками изготовили книжку стихов, которые написал один из них- Чекрыгин переписал стихи на специальную бумагу, с которой их можно было перевести на литографский камень, и добавил несколько рисунков. Это была первая книжка стихов В. В. Маяковского — «Я!». Талантливый юноша дружит со старшими товарищами, увлеченными поисками новых форм, новых путей в искусстве. Он пишет угловатые, резкие, полные внутреннего драматизма портреты, вызывая неудовольствие педагогов.

В 1914 г. уходит из училища, участвует в одной из знаменитых «левых» выставок — «№ 4» (1914). Первая мировая война застала его за границей, кружным путем он возвратился в Россию, был на фронте.

Начало 1920-х гг. — расцвет творчества художника. От этого времени дошло до нас почти полторы тысячи его рисунков. Он работал чаще всего прессованным углем, мягкими, бархатистыми пятнами ложащимся на бумагу. И из этих клубящихся пятен, образующих на листе неопределенное, таинственно пульсирующее темное пространство, выступают неясные, но проникнутые страстным драматическим напряжением фигуры и лица. Рисунки эскизны, беглы. Художник не дает им названий — они лишь звенья бесконечной цепи, частицы единого, колоссально то замысла, наброски отдельных персонажей и эпизодов, которым предстоит еще получить свой окончательный смысл, объединившись в стройное целое.

В самом деле, художник мечтал о грандиозной фреске, посвященной грядущим судьбам человечества. В основе этого утопического замысла — философское учение Н. Ф. Федорова о воскрешении ушедших поколений и переселении человечества в космические дали, которое произвело на Чекрыгина неизгладимое впечатление. Но овладение космосом, путь к звездам — это для художника не техническая задача, а духовный подвиг, совершаемый героическим порывом и озарением. Листы Чекрыгина с их сияющими из мрака обнаженными телами не имеют ничего общего с научной фантастикой. «Не принимайте эти фигуры за тела, в них не должно быть ничего телесного, это только образы, духи», — говорил художник.

Но рядом с этой философской утопией возникает в чекрыгинских рисунках совсем иная тема, злободневная, прямо с газетной страницы: «Голод в Поволжье» (1922). И здесь тот же интерес не к факту, хотя и страшному, а к его внутреннему драматизму, к духовному напряжению времени. Перейдя от живописи к рисунку, позволявшему почти мгновенно выплескивать на лист эту разрывавшую его бурю страстей, Чекрыгин оставался живописцем по всему своему творческому складу. Эти скромные по материалу листы и кажутся живописью, они не графичны, не линейны, наполнены могучими массами цвета (пусть только черного и белого), сиянием света и глубинами тьмы. И в своей трагической мощи работы эти перекликаются с наиболее драматическими образами великих мастеров прошлого-с могучими рисунками Тинторетто, одухотворенной графикой Рембрандта, трагическими гротесками Гойи.

Страстная одержимость искусством, проникающим в судьбы страдающего и прекрасного человечества, сделала совсем еще молодого Чекрыгина вдохновителем целой группы художников с близкими духовными устремлениями. Они называли ее «Искусство — жизнь» или, по заглавию своего журнала, «Маковец». Художник-мыслитель, стремившийся и теоретически определить смысл своего искусства, Чекрыгин был идеологом группы. Но путь его оборвался трагически рано: в возрасте двадцати пяти лет художник погиб под поездом.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Василий Николаевич Чекрыгин. Автопортрет
Автопортрет
Василий Николаевич Чекрыгин
1918, 190×214 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 10 работ
Василий Николаевич Чекрыгин. Композиция
1
Композиция
1922, 29×24 см
Василий Николаевич Чекрыгин. Композиция
0
Композиция
1922, 32×23 см
Василий Николаевич Чекрыгин. Судьба
0
Судьба
1922, 107×143 см
Василий Николаевич Чекрыгин. Многофигурная композиция
0
Многофигурная композиция
1920, 21×28 см
Василий Николаевич Чекрыгин. Архангел
0
Архангел
1920-е
Василий Николаевич Чекрыгин. Женская фигура по пояс. Деталь к композиции "Восстание"
0
Женская фигура по пояс. Деталь к композиции "Восстание"
1920
Василий Николаевич Чекрыгин. Головы раба и лошади
0
Головы раба и лошади
1920-е
Василий Николаевич Чекрыгин. Эскиз фрески «Воскрешение»
0
Эскиз фрески «Воскрешение»
1920-е
Василий Николаевич Чекрыгин. Весна
0
Весна
1920-е
Посмотреть все 10 работ художника
HELP