войти
опубликовать

Рисунки графитным карандашом

652 работы, 116 художников
Графитный, или как мы еще говорим, «простой» карандаш – самый популярный инструмент начинающего художника. Он используется повсеместно: в школе и в быту, им чертят, им рисуют, используют для заметок. Однако этот обычный с виду и по функциям предмет – точнее, сам графит, одна из модификаций углерода - стал известен людям только в XVI веке.

По свидетельству историков, однажды в английском графстве Камберленд разыгралась сильная буря, повалившая множество деревьев. Под корнями некоторых из них была обнаружена черная масса, которая оставляла отчетливые пятна на различных предметах. Местные пастухи стали метить ею овец, а несколько позже из этого вещества – которое оказалось графитом – стали делать тонкие палочки. Чтобы они не пачкали руки, их оборачивали в бумагу, зажимали между ветками или обвивали тонкой веревочкой. Так выглядели первые графитные карандаши.
До изобретения графитного карандаша художники создавали рисунки так называемыми серебряными карандашами – тонкой проволокой, прикрученной к палочке, которая оставляла на бумаге тонкие отчетливые линии. Рисунок, сделанный таким карандашом, исправить было нельзя – линии не стирались. Таким же свойством обладали и свинцовые карандаши. К XIV веку стали делать тонкие палочки из черного сланца, смешанного с растительными клеями – они получили название «итальянский карандаш».

Первое упоминание о деревянном карандаше датируется 1683 годом, а начало их производства – 1719-м. Немецкий столяр Каспар Фабер в 1758 году начал выпуск графитных карандашей в баварском городе Штайн – так родилась известная фирма Faber-Castell.

Графит имел стратегическое значение и использовался, в том числе, при производстве оружия. Поэтому английское правительство запретило экспорт камберлендского графита, который считался самым лучшим в Европе. Революционная Франция, которая страдала от экономической блокады в 1794 году, осталась без карандашей. Чем заменить графит? Эту задачу поручили дизайнеру, художнику и изобретателю Никола Жаку Конте. После экспериментов Конте придумал смесь из графита и глины, которую после нагрева помещали внутрь деревянного цилиндра, рассеченного вдоль. Позже Конте получил патент и открыл карандашную фабрику Conté.

Различные пропорции графита и глины позволяли получить карандаши разной твердости, что очень пришлось по душе художникам и чертежникам, сделав их рисунки более выразительными. Графитные карандаши бывают твердыми и мягкими. Карандаши отечественного производства маркируются буквами «Т», «М» и «ТМ» - твердо-мягкий, или средний. Маркировка «Т» и «М» сопровождается цифрами: чем больше цифра – тем выше твердость или мягкость карандаша. То же относится к карандашам импортного производства. Они маркируются буквами «Н», «В» и «НВ», где «Н» - твердый, «В» - мягкий.

Техника рисования графитным карандашом достаточно простая, для него подходит практически любая бумага. Чем тверже грифель – тем сильнее он царапает бумагу, и тем труднее стереть линии ластиком. Графитные карандаши используются для создания эскизов и этюдов, а техника рисунка может быть разной: контурной, объемной с растушевкой, живописной, гиперреалистичной. Каждый художник подбирает для себя твердость карандашей в зависимости от поставленных задач, от них же зависит угол заточки грифеля. Как правило, графитный карандаш применяют для рисунков небольших размеров, для более крупных набросков используют уголь.

Знаменитые художники, работавшие карандашом: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн младший, Джон Рёскин, Винсент ван Гог, Пабло Пикассо, Эдгар Дега, Питер Пауль Рубенс, Жан-Батист Грез, Томас Гейнсборо, Луис УэйнИлья Репин.

Известные картины карандашом:
«Дворец Чиги и церковь Бернини, Италия», 1841, Джон Рёскин
«Полуденный отдых (Сиеста)», 1866, Жан-Франсуа Милле
«Старая женщина с шалью и тростью», 1882, Винсент ван Гог
«Л. Н. Толстой за работой у круглого стола», 1891, Илья Репин
«В солнечной Испании», 1911, Луис Уэйн
«Париж. Мост Де Неф», 1932, Норман Роквелл.
«Портрет Франсуазы», 1946, Пабло Пикассо
Рисунки графитным карандашом – графическая техника, в которой художник создает изображение на бумаге или картоне при помощи оправленного графитного стержня. Серебристо-серые оттенки штрихов и линий зависят от шероховатости бумаги, твердости грифеля и степени нажима. Талант рисовальщика проявляется в умении анализировать свет и тень, передать настроение плавностью или жесткостью линий. Техника стала доступной и незаменимой для мастеров изобразительного искусства: инструмент дешевый, прост в хранении и транспортировке, а художник легко редактирует работу.

Никола Жак Конте изобрел карандаш в виде графитового стержня и деревянной оболочки в 1794 году. С тех пор классический инструмент для рисования получил лишь одно усовершенствование: американец Хайме Лимпен в 1858 году запатентовал графитный карандаш с резинкой. В 1869 году Алонсо Кросс разработал механический карандаш, который и в XXI веке не сумел вытеснить с рынка «деревянного предка». Человечество ежегодно производит 20 млрд карандашей ценой вырубки 80 тыс. деревьев.

Палочка с графитом в руках мастера веками создавала наброски к будущим живописным шедеврам и самостоятельные произведения искусства. Достаточно взглянуть на «Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (Рачинской)», чтобы разглядеть руку «титана реализма» Ильи Ефимовича Репина. Серия «Портреты королей и князей Польши» удивляет великолепной графической техникой в исполнении живописца романтизма Яна Матейко, карандашные рисунки которого не уступают визуальным богатством масляной живописи. Лист с набросками Василия Ивановича Сурикова «Голова девушки» демонстрирует изящество и легкость графитных линий в сравнении с акварельными красками. Эскиз, набросок или самостоятельное произведение - различное применение карандаша легко увидеть в работах Алексея Саврасова, мастера реализма и первооткрывателя жанра лирического пейзажа и русской живописи. В работе «Старые сосны» 1854 художник создал рисунок графитным карандашом на грунтованной бумаге. Пейзаж трудно назвать «просто рисунком», он удивляет богатством оттенков и полутонов. Знаменитые «саврасовские» грачи среди тяжелых весенних облаков живут в рисунке «Весенний пейзаж. Ростепель». Обязательно оцените графитную работу «Голова женщины. Портрет Э.Праховой. Этюд к картине "Богоматерь с младенцем"» 1885, мастерство рисовальщика, передавшего грусть, тревогу и отчаяние женщины, - гения и безумца Михаила Врубеля.

Рисунки графитным карандашом: «Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (Рачинской)» 1878 Илья Репин; «Белая азалия с листьями» 1887, «Дерево у забора» 1904, «Голова пророка» 1905 Михаил Врубель; «Ель», «Дуб» 1951, «Пейзаж с мельницей» 1861 Алексей Саврасов; «Портрет С.П. Званцевой» 1911, «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками на камине и отражением в зеркале» 1933 Константин Сомов; «Мать» 1977 Дмитрий Жилинский.

Художники: Илья Репин, Михаил Врубель, Ян Матейко, Карл Брюллов, Константин Сомов.

Смежные направления
Лента