Графитный, или как мы еще говорим, «простой» карандаш – самый популярный инструмент начинающего художника. Он используется повсеместно: в школе и в быту, им чертят, им рисуют, используют для заметок. Однако этот обычный с виду и по функциям предмет – точнее, сам графит, одна из модификаций углерода - стал известен людям только в XVI веке.
По свидетельству историков, однажды в английском графстве Камберленд разыгралась сильная буря, повалившая множество деревьев. Под корнями некоторых из них была обнаружена черная масса, которая оставляла отчетливые пятна на различных предметах. Местные пастухи стали метить ею овец, а несколько позже из этого вещества – которое оказалось графитом – стали делать тонкие палочки. Чтобы они не пачкали руки, их оборачивали в бумагу, зажимали между ветками или обвивали тонкой веревочкой. Так выглядели первые графитные карандаши.
До изобретения графитного карандаша художники создавали рисунки так называемыми серебряными карандашами – тонкой проволокой, прикрученной к палочке, которая оставляла на бумаге тонкие отчетливые линии. Рисунок, сделанный таким карандашом, исправить было нельзя – линии не стирались. Таким же свойством обладали и свинцовые карандаши. К XIV веку стали делать тонкие палочки из черного сланца, смешанного с растительными клеями – они получили название «итальянский карандаш».
Первое упоминание о деревянном карандаше датируется 1683 годом, а начало их производства – 1719-м. Немецкий столяр Каспар Фабер в 1758 году начал выпуск графитных карандашей в баварском городе Штайн – так родилась известная фирма Faber-Castell.
Графит имел стратегическое значение и использовался, в том числе, при производстве оружия. Поэтому английское правительство запретило экспорт камберлендского графита, который считался самым лучшим в Европе. Революционная Франция, которая страдала от экономической блокады в 1794 году, осталась без карандашей. Чем заменить графит? Эту задачу поручили дизайнеру, художнику и изобретателю
Никола Жаку Конте. После экспериментов Конте придумал смесь из графита и глины, которую после нагрева помещали внутрь деревянного цилиндра, рассеченного вдоль. Позже Конте получил патент и открыл карандашную фабрику Conté.
Различные пропорции графита и глины позволяли получить карандаши разной твердости, что очень пришлось по душе художникам и чертежникам, сделав их рисунки более выразительными. Графитные карандаши бывают твердыми и мягкими. Карандаши отечественного производства маркируются буквами «Т», «М» и «ТМ» - твердо-мягкий, или средний. Маркировка «Т» и «М» сопровождается цифрами: чем больше цифра – тем выше твердость или мягкость карандаша. То же относится к карандашам импортного производства. Они маркируются буквами «Н», «В» и «НВ», где «Н» - твердый, «В» - мягкий.
Техника рисования графитным карандашом достаточно простая, для него подходит практически любая бумага. Чем тверже грифель – тем сильнее он царапает бумагу, и тем труднее стереть линии ластиком. Графитные карандаши используются для создания эскизов и этюдов, а техника рисунка может быть разной: контурной, объемной с растушевкой, живописной, гиперреалистичной. Каждый художник подбирает для себя твердость карандашей в зависимости от поставленных задач, от них же зависит угол заточки грифеля. Как правило, графитный карандаш применяют для рисунков небольших размеров, для более крупных набросков используют уголь.
Знаменитые художники, работавшие карандашом:
Альбрехт Дюрер,
Ганс Гольбейн младший,
Джон Рёскин,
Винсент ван Гог,
Пабло Пикассо,
Эдгар Дега,
Питер Пауль Рубенс,
Жан-Батист Грез,
Томас Гейнсборо,
Луис Уэйн,
Илья Репин.
Известные картины карандашом:
«
Дворец Чиги и церковь Бернини, Италия», 1841, Джон Рёскин
«
Полуденный отдых (Сиеста)», 1866, Жан-Франсуа Милле
«
Старая женщина с шалью и тростью», 1882, Винсент ван Гог
«
Л. Н. Толстой за работой у круглого стола», 1891, Илья Репин
«
В солнечной Испании», 1911, Луис Уэйн
«
Париж. Мост Де Неф», 1932, Норман Роквелл.
«
Портрет Франсуазы», 1946, Пабло Пикассо