войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Александр Мурашко. В погоне за солнцем

Он был выдающимся портретистом, завоевал европейскую славу, стал одним из основателей Украинской академии искусства, а затем погиб в расцвете сил — в неполных 44 года. Мы обозначили дюжину штрихов к портрету живописца и общественного деятеля Александра Мурашко.
Александр Мурашко. В погоне за солнцем

1: Приемыш, племянник, пасынок

Первую треть жизни Александр носил фамилию Крачковский — по матери. Мария Крачковская родила мальчика вне брака, отдала на воспитание чужим людям, но ее брат отыскал ребенка и взял в свою семью. К слову — огромное влияние на судьбу Александра позже окажет другой его дядя, брат отчима, но об этом — ниже.

Раннее детство мальчик провел на Черниговщине, под присмотром любящей бабушки. Когда Саше было восемь, его мать вышла замуж и забрала сына к себе в Чернигов. Его отчимом стал Александр Иванович Мурашко, владелец иконописной мастерской.

2. Подмастерье

В 1887-м семья переехала в Киев — там строился Владимирский собор, и мастерская Мурашко получала заказы. Руководил оформлением собора историк искусств Адриан Прахов. Он привлек к работе Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля.
Юный Саша Мурашко имел возможность наблюдать за работой выдающихся художников и сам трудился в мастерской отчима. Однажды он сделал копию иконы Богоматери, написанной Васнецовым. Мастер одобрил работу и отметил талант подростка. Ну, а Михаил Нестеров стал для Александра старшим другом и наставником на всю жизнь.

3. Упрямец

По воспоминаниям близких, Саша был очень скромным, страдал от заикания. Но при этом застенчивый паренек был невероятно упрям. Он хотел стать художником, а вот отчим видел его в будущем лишь наследником мастерской, ремесленником-богомазом, поэтому отдал пасынка в ученики к иконописцу. Подросток делал копии икон и грунтовал доски, но в то же время тайком посещал уроки в Киевской рисовальной школе, которой руководил брата отчима, Николай Мурашко. Однако ни успехи в учебе, ни поддержка дяди, ни заступничество самого Васнецова не переубедили отчима. После очередной ссоры с ним Александр ушел из дома. Он жил впроголодь среди бурлаков, ночевал на плотах, но — рисовал эскизы и, поборов робость, принес их на суд Прахову. Тот оценил работы юноши, одобрил его решение поступать в Академию художеств в Санкт-Петербурге и помог деньгами.

4. Ученик

Александр Мурашко поступил в Академию художеств, более того — стал учеником самого популярного в то время педагога — Ильи Репина.

В центре внимания в мастерской Репина был жанр портрета. Александр Мурашко писал своих близких и однокашников, его работы получали премии на выставках, их покупали коллекционеры. Однако, когда по протекции Репина Мурашко получал заказ написать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
какой-нибудь знатной дамы, это часто заканчивалось неудачей — из-за неуверенности молодого художника и незнания правил светского этикета.
В 1903 году отмечалось 10-летие преподавательской деятельности Ильи Репина в Академии художеств. К этой дате ученики вместе с мастером создали своеобразный групповой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«Постановка модели в академической мастерской Репина». Александру Мурашко поручили вписать в композицию фигуру мэтра, самого Мурашко писал Борис Кустодиев, а фигуру натурщицы Кустодиев и Мурашко писали «в четыре руки».
Все каникулы Александр Мурашко проводил на родине, где много писал, вдохновляясь украинскими типажами, природой и бытом. Заканчивая обучение в Академии, для программной работы он выбрал исторический сюжет. За полотно «Похороны кошевого» Мурашко получил звание вольного художника и пенсию Академии для поездки в Европу.

5. Парижский "грешник"

Очарованный Парижем, Александр Мурашко написал картину «В кафе» и отправил ее в Академию как отчет о поездке. На академической выставке 1902 г. полотно получило хорошие отзывы, художник задержался в Европе еще на год, снял мастерскую в Париже и много работал. Но остальные работы его цикла «Парижские кофейни» были приняты в Петербурге очень холодно, и в дальнейшем Мурашко редко показывал их кому-либо, называя эти картины «грехами молодости».
  • Александр Мурашко. В кафе. 1902. Одесский художественный музей
  • Александр Мурашко. Возле кафе. 1903. Харьковский художественный музей
Из Парижа Мурашко поехал в Мюнхен, где посещал занятия в знаменитой школе Антона Ажбе.

6. Художник света

Александр Мурашко далеко не сразу нашел свой художественный язык и свою палитру. Поначалу его работы отличала сдержанная гамма цветов, но затем палитра стала ярче. Николай Мурашко, наблюдая за творческими исканиями племянника, писал в своем дневнике: «Погоня за силой солнца, за пятнами — интересно».
В Европе Александра Мурашко оценили раньше, чем на родине. Он вернулся в Петербург, но постоянно участвовал в выставках в Риме, Вене, Венеции, Амстердаме и др. В 1909 году его картина «Карусель» завоевала золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. В 1910-м персональная выставка Мурашко была показана в Берлине, Кельне и Дюссельдорфе. Один из немецких критиков писал: «Его призвание — это свет». В прессе Мурашко называли «художник света».

7. Счастливый муж

В 1909-м Александр Мурашко перебрался из Петербурга Киев и женился на Маргарите Крюгер — дочери киевского нотариуса, выпускнице Смольного института благородных девиц. Кстати, через нее Мурашко породнился с близким ему семейством Праховых: сын Адриана Прахова женился на родной сестре Маргариты — Анне Крюгер.
Маргарита Августовна — красивая и образованная молодая женщина — стала женой, моделью и помощницей художника. Своих детей у Мурашко не было, но супруги воспитывали приемную дочь Катю.
Маргарита Мурашко. Источник фото
Маргарита Мурашко. Источник фото

8. Педагог

Осенью 1909-го Александра Мурашко пригласили преподавать в Киевское художественное училище. Он стал здесь самым молодым из педагогов и — единственным, кто хотел внедрить в обучение традиции европейских академий и школ. Но изменить что-либо в училище ему не удалось, и осенью 1913-го художник открыл собственную студию. Она разместилась на верхнем этаже самого высокого здания Киева — знаменитого небоскреба Гинзбурга (это 12-этажное здание высотой 67,5 м считалось первым небоскребом в Украине; до наших дней не сохранилось).
Вид Киева. Небоскреб Гинзбурга — справа. 1910-е или 1920-е. Источник фото — wikimedia
Вид Киева. Небоскреб Гинзбурга — справа. 1910-е или 1920-е. Источник фото — wikimedia
Помня о своей нищей юности, Мурашко часто помогал ученикам из бедных семей, покупал для них холсты и краски. По сути, Александр повторил путь своего дяди, Николая Мурашко, который также открыл свою рисовальную школу и помогал получить художественное образование малоимущим.

9. Портретист

Александр Мурашко прославился как портретист и был популярен и у киевской элиты, и в двух столицах Российской империи, но это его не радовало. Мурашко боялся превратиться в модного салонного художника, изменить своей манере в угоду заказчику. Отправляясь в Москву к князю и княгине Оболенским, он пишет жене: «…пошлет ли мне судьба силы и светлую голову, чтобы удержаться на высоте художественной и удовлетворить вкусы „публики“? Задание ужасное и путь скользкий». Однако строгие критики отмечали, что художнику удается сохранить лаконичность композиции, не прибегать к декоративным эффектам.
И все же Мурашко старался меньше работать по заказу и чаще писал своих друзей и близких — прежде всего, жену, двоюродного брата Жоржа (его жизнь оказалась короткой: в 1914-м он ушел на фронт и погиб в первом же бою), членов семей Нестерова и Прахова.
  • Александр Мурашко. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Наташи Нестеровой (дочери Михаила Нестерова). 1910
  • Александр Мурашко. За пяльцами. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Елены Праховой (дочери Адриана Прахова). 1905.

10. Жертва

В конце 1917-го, после провозглашения независимой Украинской Народной Республики, открывается первое в Украине национальное высшее художественное учебное заведение — Академия искусства. Мурашко включился в процесс создания Академии, начал в ней преподавать, но нормально вести занятия было невозможно: помещения не отапливались, материалов не было и, кроме того, в самой организации учебного процесса царил сумбур.
Основатели Украинской академии искусства. Александр Мурашко второй слева. 1917. Источник фото — wiki
Основатели Украинской академии искусства. Александр Мурашко второй слева. 1917. Источник фото — wikimedia
В сентябре 1918-го в письме к двоюродной сестре Александр Мурашко признавался, что уже два года почти ничего не пишет, и выражал надежду: «…когда отдам долг обществу, меня с миром отпустят для моей тихой работы». Но уйти «с миром» ему было не суждено.

В начале 1919-го в Киеве установилась советская власть. Александр Мурашко продолжал свою работу в Академии, кроме того, его привлек к работе Комитет искусств при Наркомпросе Украины: Мурашко назначили заведующим отделом Всеукраинского издательства. Ему приходилось заниматься изданием плакатов и прочими работами по оформлению города к революционным праздникам.
Празднование 1 мая 1919 года на Софийской площади. Источник фото
Празднование 1 мая 1919 года на Софийской площади. Источник фото
В то же время художник — «богач» попал в список лиц, которые должны были уплатить контрибуцию. За неуплату положенных 25 тысяч карбованцев Мурашко был арестован и отправлен на принудительные работы, однако уже через день его отпустили благодаря хлопотам жены, которая достала необходимое удостоверение.

14 июня 1919 г. Александр вместе с женой поздно вечером возвращался домой. Их остановили трое неизвестных. Жене разрешили уйти, а Александра Александровича увели якобы для проверки документов. Вскоре его тело было обнаружено неподалеку — Мурашко был убит выстрелом в затылок.

Его хоронили тихим июньским днем. Как вспоминала потом вдова художника, у гроба была масса цветов, и среди них выделялся венок из васильков с синей лентой.
Это был глубокий синий цвет, который так часто встречался в картинах Александра Мурашко, особенно в его последних прекрасных зрелых работах.
Кто и почему убил Александра Мурашко? Одни были уверены, что его уничтожили чекисты, хотя свидетельств его открытой конфронтации с новой властью не было. Другие полагали, что это, напротив, была месть украинских националистов за его сотрудничество с Советами. Художник Г. Лукомский, также работавший во Всеукраинском издательстве, считал, что Мурашко убили сотрудники ЧК, но — по ошибке, из-за путаницы в списках подлежащих уничтожению. Ну, а советские историки придерживались версии обычного ограбления (хотя вдова рассказывала, что на покойном оставались ценные вещи). Так или иначе, но убийство художника не было раскрыто.

11. Наследие

Многие произведения Александра Мурашко ненадолго пережили своего автора. Так, к примеру, его работы находились в коллекции видного киевского общественного деятеля А.Н. Терещенко. Значительная часть этого собрания погибла в годы гражданской войны.
Картины Мурашко, которые экспонировались на международных выставках, как правило, не возвращались на родину. Их покупали галереи и коллекционеры. К примеру, уже упомянутую «Карусель» приобрел коллекционер из Будапешта, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Предположительно работа могла находиться в замке, пострадавшем от бомбардировки во время второй мировой. Также утерян след картин «Воскресный день» и «На террасе. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Маргариты Мурашко», которые экспонировались на IX Венецианской биеннале (1910 г.). Сохранились только эскизы, а также репродукции этих полотен, публиковавшиеся в европейских журналах.
Фото картины А. Мурашко «Вечер» («На горе»), 1914.
Местонахождение работы неизвестно.
Фото из колл
Фото картины А. Мурашко «Вечер» («На горе»), 1914.
Местонахождение работы неизвестно.
Фото из коллекции Ирины Халявки (Киев). Источник фото

12. Маргарита. Рукописи не горят

Вскоре после гибели Александра Мурашко его вдова написала воспоминания о муже, в том числе — о его последних днях и гибели. Долгие годы эта рукопись хранилась в семье потомков Праховых, а затем попала в руки исследователей. В 2016-м воспоминания Маргариты Мурашко наконец увидели свет.
Сама Маргарита Мурашко тоже стала жертвой страшного времени. Много лет она работала над тем, чтобы сохранить творческое наследие мужа, а в 1930-х вновь вышла замуж и уехала из Киева. По некоторым данным, вскоре она была арестована вместе с супругом. Его расстреляли, а ее отправили в лагерь. Дальше — неизвестность.

Приемная дочь Мурашко Катя рано вышла замуж и уехала в Москву. В начале 1960-х она приезжала в Киев на выставку работ своего отчима. Другой информации о ней нет.

…Неизвестны истинные обстоятельства убийства художника, нет точных данных о судьбе его близких, утеряны многие картины. Но, к счастью, многие работы Александра Мурашко сохранились, и они полны солнца.

PS.

Сын владельца иконостасной мастерской, он был брошен родителями, потом учился в Академии художеств у Репина, участвовал в европейских выставках, прославился как портретист, преподавал… Вам кажется, что вы все это уже где-то слышали? Видимо, вы недавно познакомились с биографией другого репинского ученика — Николая Фешина. Если же нет — прочтите этот текст и найдите отличия между судьбами двух замечательных художников.
При подготовке материала использовалась монография Л. Членовой «Александр Мурашко. Страницы жизни и творчества».

Рекомендуемые выставки и показы