Графика (от греческого слова graphikos – «
писать, рисовать, царапать») - вид изобразительного искусства, в котором главными художественными приемами являются штрих, линия и пятна. Цветовое решение преимущественно сводится к контрасту черного и белого цветов и оттенкам серого, однако есть произведения, выполненные в многокрасочной технике. Графика весьма лаконична, ее образы просты и условны, а фон зачастую определяет отношение изображения к пространству рисунка. Произведения, выполненные в этой технике, оставляют зрителю возможность домыслить увиденное на основании контуров и силуэтов, изображенных художником.
Рисунок,
гравюра,
эстамп,
акварель относятся к станковой графике. Отдельной классификации заслуживает
книжная графика – буквицы и виньетки, шрифты, иллюстрации и общее книжное оформление.
Плакаты, письма (в том числе каллиграфия), искусство оформления тиражной печатной продукции – газет и журналов – также существуют в качестве отдельных категорий этого вида изобразительного искусства. Помимо традиционных рисовальной и печатной форм, современная графика может быть компьютерной.
Самый древний вид графики –
рисунок, прародитель изобразительного искусства, основа, которую в обязательном порядке изучают все художники. Вплоть до конца XIX века он считался подготовительным этапом для выполнения живописных работ и не выделялся в отдельный вид искусства.
Графические рисунки известны с незапамятных времен и встречаются по всему миру в местах проживания наших предков. Уникальность произведения отошла на второй план, когда в VI веке в Китае был изобретен еще один вид графики –
гравюра. Это искусство получения многочисленных однотипных изображений стало популярно в Европе только в XIV веке и было тесно связано с развитием техники книгопечатания и производства относительно дешевой бумаги. Гравюры создавали в технике
ксилографии и
офорта с помощью резных досок печатали карты, афиши, карикатуры, листовки. Знаменитые художники –
Альбрехт Дюрер,
Рембрандт, а позже –
ван Дейк и
Клод Лоррен – работали, в том числе, и в графических техниках, добиваясь широкой светопередачи, динамичности линий.
Живописность гравюры как недорогого, но очень высокохудожественного произведения, доступного многим, повлияла на ее дальнейшее развитие. В следующие два столетия появились пунктирная техника и
меццо-тинто,
акватинта, лавис, для которых были характерны тонкие тональные переходы и декоративность. А к концу XVIII века в Германии была изобретена техника
литографии, которая значительно упростила и удешевила иллюстрирование книг и другой печатной продукции.
Еще одна техника графики –
пастельный рисунок – стала активно развиваться на рубеже XV-XVI веков, когда французский художник Жан Перреаль изобрел пастельный мелок, состоящих из пигмента, замешанного со смолой акации. Став необычайно популярной техникой в портретной живописи XVII века, пастель в конце концов уступила первенство масляным краскам. В этой технике работали
Жан-Этьен Лиотар,
Густав Лундберг,
Эдгар Дега.
К графическим техникам относится и
акварель, для которой, как и для рисунка, светоотражение и цвет фона наряду с контурной прорисовкой имеют большое значение. В то же время акварельные работы характеризуются внимательной работой с тональными переходами цвета, особым отношением к выстраиванию пространства. Среди знаменитых мастеров акварели –
Джозеф Тёрнер,
Уильям Генри Хант,
Томас Икинс,
Эжен Делакруа.
Знаковые картины в графической технике:
«
Витрувианский человек», Леонардо да Винчи, 1492
«
Апокалипсис», серия гравюр, Альбрехт Дюрер, 1496—1498
«
Плат Вероники», Клод Меллан, 1649
«
Несение креста», Мартин Шонгауэр, 1480
«
Дон Кихот», Поль Гюстав Доре, 1862
«
Голубые танцовщицы», Эдгар Дега, 1887
«
Шоколадница», Жан-Этьен Лиотар, 1745
Известные художники, работавшие в технике графики:
Утамаро Китогава,
Кацусика Хокусай,
Утагава Хиросиге,
Леонардо да Винчи,
Микеланджело,
Альбрехт Дюрер,
Бартоломеус Спрангер,
Франсиско Гойя,
Мартин Шонгауэр,
Рембрандт Харменс ван Рейн,
Поль Гюстав Доре,
Джозеф Тёрнер,
Уильям Генри Хант,
Томас Икинс,
Эжен Делакруа,
Обри Бердслей.